Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа
Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
Рассмотреть цели приватизации в России;
Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.
Введение	3
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции	4
1.1 Сущность приватизационных процессов	4
1.2 Концепции приватизации	5
1.3 Формы и способы приватизации	6
Глава 2. Практические аспекты приватизации	8
2.1 Цели приватизации	8
2.2 Этапы приватизации	8
2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации	15
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации	18
3.1 Итоги приватизации в РФ	18
3.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации	24
Заключение	27
Список литературы	29
Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале[11], [19].
Итоги приватизации "в цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных таблицах [19].
Таблица 1. Источники средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)
| 
 | Всего | в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся | ||
| в федер. собств-ти | в собственности субъектов Российской Федерации | в муниципальной собственности | ||
| 
 | 2005 г. | |||
| Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 87462,6 | 34875,2 | 36597,4 | 15990,0 | 
| в том числе: | ||||
| от продажи акций открытых акционерных обществ | 60396,5 | 32407,4 | 26836,5 | 1152,6 | 
| от продажи государственного и муниципального имущества | 27065,5 | 2467,2 | 9760,9 | 14837,4 | 
| в том числе: | ||||
| продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий | 1322,1 | - | 798,4 | 523,7 | 
| продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено | 4123,9 | - | 395,5 | 3728,4 | 
| выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости | 5259,5 | 646,9 | 3095,8 | 1516,8 | 
| продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере | 3415,7 | 1807,2 | 1261,4 | 347,1 | 
| продажи арендованного государственного и муниципального имущества | 3375,1 | - | 2463,9 | 911,2 | 
| продажи иного имущества | 9569,2 | 13,1 | 1745,9 | 7810,2 | 
| прочие поступления средств | 0,6 | 0,6 | - | - | 
| 
 | 2006 г. | |||
| Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 93606,9 | 19211,7 | 41184,3 | 33210,9 | 
| в том числе: | ||||
| от продажи акций открытых акционерных обществ | 36737,4 | 17901,9 | 12801,3 | 6034,2 | 
| от продажи государственного и муниципального имущества | 56869,5 | 1309,8 | 28383,0 | 27176,7 | 
| в том числе: | ||||
| продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий | 1477,0 | - | 1166,0 | 311,0 | 
| продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено | 9695,9 | 22,3 | 2091,0 | 7582,6 | 
| выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости | 5445,9 | 1150,6 | 3069,7 | 1225,6 | 
| продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере | 1577,9 | 60,2 | 1262,9 | 254,8 | 
| продажи арендованного государственного и муниципального имущества | 4938,8 | - | 3420,8 | 1518,0 | 
| продажи иного имущества | 33734,0 | 76,7 | 17372,6 | 16284,7 | 
| прочие поступления средств | 0,03 | 0,03 | - | - | 
| 
 | 2007 г. | |||
| Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 109076,9 | 17752,7 | 38003,4 | 53320,8 | 
| в том числе: | ||||
| от продажи акций открытых акционерных обществ | 34738,7 | 16222,7 | 13032,2 | 5483,8 | 
| от продажи государственного и муниципального имущества | 74037,5 | 1528,8 | 24921,5 | 47587,2 | 
| в том числе: | ||||
| продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий | 383,4 | - | 99,3 | 284,1 | 
| продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено | 16288,1 | - | 2492,9 | 13795,2 | 
| выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости | 8080,7 | - | 4755,7 | 3325,0 | 
| продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере | 1935,0 | 1484,0 | 132,5 | 318,5 | 
| продажи арендованного государственного и муниципального имущества | 14667,2 | - | 10475,7 | 4191,5 | 
| продажи иного имущества | 32683,0 | 44,8 | 6965,3 | 25672,9 | 
| прочие поступления средств | 300,7 | 1,2 | 49,7 | 249,8 | 
| 
 | 2008 г. | |||
| Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 74122,2 | 6686,9 | 23457,4 | 43977,9 | 
| в том числе: | ||||
| от продажи акций открытых акционерных обществ | 15762,6 | 6505,0 | 6050,9 | 3206,7 | 
| от продажи государственного и муниципального имущества | 57933,0 | 172,3 | 17355,4 | 40405,3 | 
| в том числе: | ||||
| продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий | 220,2 | - | 104,9 | 115,3 | 
| продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено | 12549,2 | - | 3167,8 | 9381,4 | 
| выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости | 9007,8 | - | 4781,0 | 4226,8 | 
| продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере | 393,1 | 7,1 | 310,6 | 75,4 | 
| продажи арендованного государственного и муниципального имущества | 8319,1 | 2,0 | 4935,0 | 3382,1 | 
| продажи иного имущества | 27443,6 | 163,2 | 4056,1 | 23224,3 | 
| прочие поступления средств | 426,6 | 9,6 | 51,1 | 365,9 | 
| 
 | 2009 г. | |||
| Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 55145,9 | 2758,4 | 20306,0 | 32081,5 | 
| в том числе: | ||||
| от продажи акций открытых акционерных обществ | 7074,8 | 1766,9 | 2665,6 | 2642,3 | 
| от продажи государственного и муниципального имущества | 47349,9 | 922,5 | 17413,2 | 29014,2 | 
| в том числе: | ||||
| продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий | 61,1 | - | 0,4 | 60,7 | 
| продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено | 11530,0 | - | 4079,9 | 7450,1 | 
| отчуждения земельных участков | 15257,4 | 807,3 | 5109,9 | 9340,2 | 
| продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций закрытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладов в товариществах на вере | 3345,1 | - | 3149,3 | 195,8 | 
| продажи арендованного государственного и муниципального имущества | 5242,6 | 1,1 | 115,8 | 5125,7 | 
| продажи иного имущества | 11913,7 | 114,1 | 4957,9 | 6841,7 | 
| прочие поступления средств | 721,2 | 69,0 | 227,2 | 425,0 | 
Из таблицы 1 видно, что в 2005 году большинство средств получено от продажи акций открытых акционерных обществ, но, начиная с 2006 года, большинство средств получено от продажи государственного и муниципального имущества. Более того, можно отследить прогрессию, что с наступлением кризиса (2008-2009 год) интерес к приватизационной деятельности совсем спал, практически на 50%. Это обусловлено тем, что покупатели явно старались придержать финансовые средства "до лучших времен". И, как говорят некоторые источники, государство в какой-то степени стало проводить политику национализации и придерживало акции и имущество "при себе". [19].
В табл. 2 и на рис. 1 представлено распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества, поступающих в различные уровни бюджетов.
Таблица 2. Распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов рублей)
| 
 | Всего | в том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемуся | ||
| в федеральной собственности | в собственности субъектов Российской Федерации | в муниципальной собственности | ||
| 2005 г. | ||||
| Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 87268,3 | 35204,0 | 36285,1 | 15779,2 | 
| в том числе: | ||||
| в федеральный бюджет | 34177,5 | 33795,7 | 2,2 | 379,6 | 
| в бюджеты субъектов Российской Федерации | 34845,6 | 291,8 | 34397,2 | 156,6 | 
| в муниципальные бюджеты | 14945,7 | 0,2 | 4,0 | 14941,5 | 
| на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации государственного и муниципального имущества | 1858,9 | 1114,9 | 480,2 | 263,8 | 
| прочие перечисления средств | 1440,6 | 1,4 | 1401,5 | 37,7 | 
| 
 | 2006 г. | |||
| Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 90751,7 | 18838,2 | 39125,6 | 32787,9 | 
| в том числе: | ||||
| в федеральный бюджет | 18802,2 | 18648,1 | 1,8 | 152,3 | 
| в бюджеты субъектов Российской Федерации | 36236,1 | - | 36084,8 | 151,3 | 
| в муниципальные бюджеты | 32186,6 | - | 0,9 | 32185,7 | 
| на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества | 892,8 | - | 647,8 | 245,0 | 
| прочие перечисления средств | 2634,0 | 190,1 | 2390,3 | 53,6 | 
| 
 | 2007 г. | |||
| Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 109402,0 | 17808,2 | 38697,6 | 52896,2 | 
| в том числе: | ||||
| в федеральный бюджет | 18057,7 | 17808,2 | 8,5 | 241,0 | 
| в бюджеты субъектов Российской Федерации | 37701,1 | - | 36978,5 | 722,6 | 
| в муниципальные бюджеты | 51679,8 | - | 92,1 | 51587,7 | 
| на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества | 1071,2 | - | 751,8 | 319,4 | 
| прочие перечисления средств | 892,2 | - | 866,7 | 25,5 | 
| 
 | 2008 г. | |||
| Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 73943,2 | 6593,9 | 23422,6 | 43926,7 | 
| в том числе: | ||||
| в федеральный бюджет | 6648,3 | 6593,9 | - | 54,4 | 
| в бюджеты субъектов Российской Федерации | 23735,6 | - | 22459,2 | 1276,4 | 
| в муниципальные бюджеты | 43174,0 | - | 612,5 | 42561,5 | 
| на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества | 6,2 | - | 5,0 | 1,2 | 
| прочие перечисления средств | 379,1 | - | 345,9 | 33,2 | 
| 
 | 2009 г. | |||
| Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – всего | 55128,9 | 2899,6 | 20493,2 | 31736,1 | 
| в том числе: | ||||
| в федеральный бюджет | 3032,1 | 2899,6 | 12,2 | 120,3 | 
| в бюджеты субъектов Российской Федерации | 20390,7 | - | 19509,6 | 881,1 | 
| в муниципальные бюджеты | 31676,1 | - | 948,1 | 30728,0 | 
| прочие перечисления средств | 30,0 | - | 23,3 | 6,7 | 
Из таблицы 2 видно, что большинство средств от приватизации уходит в муниципальные бюджеты. А средства, которые поступают в федеральный бюджет - сокращаются.
Рисунок 1 – Распределение средств полученных от приватизации.
На рисунке 1 ярко выражен рост средств, которые переходят в муниципальную собственность от приватизации, но сокращается доход в федеральную собственность, а что касается субъектов РФ – доход практически стабилен. В таблице 3 представлено количество предприятий в государственной и частной собственности за 5 лет с 2005 по 2009 гг.
Таблица 3. Количество предприятий в государственной и частной собственности
| Общая характеристика предприятий и организаций | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 
| Число предприятий и организаций прошедших государственную регистрацию | 4767260 | 4506607 | 4674896 | 4771904 | 4907753 | 
| В том числе по формам собственности: | |||||
| Государственная | 3,5% | 3% | 3% | 3% | 2,5% | 
| Муниципальная | 5,5% | 6% | 6% | 5,5% | 5% | 
| Частная | 80% | 81% | 84% | 87% | 88% | 
| Прочие формы собственности | 11% | 10% | 7% | 4,5% | 4,5% | 
Из таблицы 3 
видно, что число предприятий 
и организаций, переходящих в 
состав частной собственности 
С увеличением 
и доступностью приватизационных процессов 
начал формироваться такой 
Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.
О появлении тенденции 
улучшения функционирования приватизированных 
предприятий по сравнению с 
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.
Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что в определенный момент времени, главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования - специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.