Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение организации финансового отдела коммерческого предприятия. 
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- теоретическая характеристика принципов организации финансов, структуры финансовых ресурсов коммерческих предприятий, организацию финансовой работы на предприятии;
- проанализировать организацию финансового отдела на предприятии ОАО «Челябторгтехника»;
- составить Краткая характеристика организационной структуры предприятия ОАО «Челябторгтехника»;
- провести оценку и анализ показателей, характеризующих финансовое состояние в отделе предприятия ОАО «Челябторгтехника».
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в 
рыночных условиях………………………………………………………………6
1.1 Финансовые ресурсы предприятия, их состав и структура………………..9
1.2 Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии……………………………………………………………………...14
2.. Анализ организации финансового отдела на предприятии ОАО «Челябторгтехника»……………………………………………………………..19
2.1. Краткая характеристика организационной структуры предприятия ОАО «Челябторгтехника»……………………………………………………………..19
2.2. Организация системы финансового отдела……………………………….22
2.3. Оценка и анализ показателей, характеризующих финансовое состояние в отделе предприятия ОАО «Челябторгтехника»……………………………….26
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию эффективности деятельности организации и повышению ее финансового состояния ………43
Заключение………………………………………………………………………50
Список используемой литературы……………………………………………..53
ОАО «Челябторгтехника» входит в состав ЗАО "Холодмашхолдинг", крупнейшей российской компании, объединяющей ведущие предприятия по производству оборудования.
ОАО «Челябторгтехника» известен также как один из ведущих производителей холодильного и торгового оборудования.
Авторитет ОАО «Челябторгтехника» и широкое признание продукции завода обеспечиваются современными конструкторскими, техническими решениями, внедрением прогрессивных технологий, использованием специального, уникального оборудования.
Виды продукции и деятельность ОАО «Челябторгтехника»:
- холодильные витрины;
- Горки холодильные для магазинов;
- Запасные части к торговому и холодильному оборудованию, изделиям по кооперации по заказам других производителей;
- морозильные лари;
- холодильные шкафы;
- бонеты холодильные.
Потребители продукции ОАО «Челябторгтехника» - преимущественно предприятия России и стран СНГ.
На рынок России приходится 90% продаж продукции предприятия 1 173 984 млрд. руб.
На экспорт осуществлялись поставки холодильного и торгового оборудования и запасных частей, сумма выручки от экспорта составила 136 965 млн. руб.
В 2010 году ключевым партнером ОАО «Челябторгтехника» оставалось ОАО "Российский холод".
Около 75 % продукции было изготовлено по заказу других российских компаний - независимых и промышленных предприятий, в адрес которых отгружалась производимая продукция.
Крупнейшие потребители продукции - (основные потребители продукции, например: супермаркеты, магазины, гипермаркеты и другие торговые предприятия.
Порядка 10 % продукции ОАО «Челябторгтехника» в 2010 году направляло на экспорт.
Целевыми клиентами в различных сегментах рынка для ОАО «Челябторгтехника» являются:
- ОАО "РХП", а также уполномоченные компании.
- Прочие российские потребители:
- Промышленные предприятия;
- Зарубежные потребители:
Казахстан холдинг;
Белорусхолдмаш;
Потребители в странах Балтии;
Потребители в Польше.
Потребители в странах Восточной Европы.
География экспортных поставок ОАО «Челябторгтехника» за 2010г. (см. табл.1 и рис.1).
Рис.1. Удельные доли внешней реализации ОАО «Челябторгтехника» (без кооперации) в 2010 г.
Таблица 1- География экспортных поставок ОАО «Челябторгтехника» за 2010г.
| Наименование продукции | Страны | 
| Морозильные лари | Украина (14%) | 
| Морозильные лари | Казахстан (33%) | 
| Морозильные лари | Беларусь (5%) | 
| Морозильные лари | Польша (13%) | 
| Морозильные лари | Эстония (9%) | 
| Морозильные лари | Узбекистан (2%) | 
| Морозильные лари | Монголия (16%) | 
| Морозильные лари | Гвинея (5%) | 
| Морозильные лари | Азербайджан (3%) | 
По итогам года объем производства товарной продукции составил 1236,924 млн. руб.
В частности по основным видам выпускаемой продукции:
- холодильные витрины - 111 штук;
- морозильные лари - 679 штук;
- запасные части - 345,6 млн. руб.
2.2. Организация системы финансового отдела
Для повышения эффективности финансового менеджмента на предприятии создан финансовый отдел.
Финансовый отдел является 
самостоятельным структурным 
Отдел подчиняется непосредственно Директору по финансам и экономике. Финансовый отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом Генерального директора по представлению Директора по финансам и экономике.
В своей деятельности отдел руководствуется:
- Уставом ОАО «Челябторгтехника».
- Положением о финансовом отделе.
- Стандартами финансового учета и отчетности, "Положением о безналичных расчетах в РФ" (утв. ЦБ РФ от 03.10.02г. № 2-П), Инструкциями ЦБ РФ, Нормативными актами Банка России, инструкциями, стандартами, регламентами ЗАО "Холодмашхолдинг", стандартами, инструкциями, приказами, регламентами ОАО «Челябторгтехника».
Структуру и штатную численность отдела утверждает Генеральный директор исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника финансового отдела и по согласованию с Директором по финансам и экономике, и с ОК и ОТиЗ. Распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется на основании должностных инструкций.
Основными задачами финансового отдела ОАО «Челябторгтехника» являются:
- Осуществление единой политики предприятия в области финансов.
- Организация финансовой деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
- Контроль использования оборотных средств предприятия, кредитов, займов.
- Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью.
- Обеспечение своевременности налоговых платежей в бюджет, расчет с кредиторами и поставщиками.
Функции, осуществляемые финансовым отделом предприятия, включают:
- Управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.
- Составление проектов перспективных и текущих финансовых планов с приложением всех необходимых расчетов.
- Подготовка материалов для составления бизнес-плана предприятия.
- Разработка бюджетов движения денежных средств.
- Участие в подготовке проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений, научных исследований и разработок, текущих и капитальных ремонтов, оплаты ТМЦ.
- Работа по изысканию собственных средств и привлечению заемных средств.
- Взаимодействие с кредитными учреждениями по вопросам предоставления кредитных ресурсов.
- Составление и предоставление кредитных заявок и квартальных кассовых планов в банки и кредитные учреждения.
- Организация работы по заключению договоров о предоставлении кредитов и займов, их финансовое оформление.
- Работа по своевременному погашению займов и возврату полученных кредитных средств в установленные сроки.
- Обеспечение выполнения кредитных планов, включая выплату процентов за кредит и заемные средства.
- Оформление финансово-расчетных и банковских операций в установленные сроки, включая, предъявление в банки платежных требований, поручений и других расчетных документов.
- Ведение оперативного учета финансовых, расчетных и кредитных операций, выполняемых предприятием по счетам в банках и кредитных учреждениях.
- Соблюдение установленного обслуживающим банком лимита остатка наличных денег в кассах предприятия в соответствии с расчетом на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.
Составление и предоставление руководству предприятия:
- сведений о поступлении и расходовании денежных средств;
- отчетов о ходе выполнения финансовых, кредитных планов о состоянии расчетов с контрагентами, о величине дебиторской и кредиторской задолженности.
Осуществляет контроль за:
- выполнением финансовых планов, планов реализации продукции, кредитных и кассовых планов;
- правильным и эффективным расходованием денежных средств;
- целевым использованием собственных и заемных оборотных средств по структурным подразделениям и по предприятию в целом;
- соблюдению кассовой дисциплины и другие.
Для выполнения функций и реализации прав финансовый отдел взаимодействует с такими подразделениями как:
- главная бухгалтерия;
- планово-экономический отдел;
- отдел материально-технического снабжения;
- отдел маркетинга;
- отдел продаж;
- юридический отдел;
- прочие службы предприятия.
С главной бухгалтерией финансовый отдел взаимодействует по вопросам получения:
- списков кредиторов и дебиторов;
- бухгалтерской информации о деятельности предприятия;
- управленческого баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета;
- планов проведения инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- расчетов заработной платы
по вопросам предоставления:
- финансовых, кредитных планов;
- отчетов о выполнении финансовых планов;
- результатов финансового анализа;
- отчетов по погашению займов, уплате процентов по кредитам;
- взаимозачетов с контрагентами;
- акты по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
С планово-экономическим отделом взаимодействие заключается в предоставлении:
- финансовых и кредитных планов;
- отчетов о выполнении финансовых планов;
- результатов финансового анализа:
- отчетов по БДДС в виде таблиц и аналитических записок, расчет норматива дебиторской задолженности.
и получении:
- планов Бюджета доходов и расходов, Планового Баланса для размещения в 1С "ТМХ-Бюджетировинии";
- сводный план текущих и капитальных ремонтов;
- сводный план затрат на НИОКР;
- сводный план капитальных вложений;
- план поступления денежных средств от выполнения наряд-заказов.
Сотрудничество с отделом маркетинга и продаж основывается на совместной разработке и утверждении:
- плана поступления денежных средств от реализации готовой продукции;
- плана расходования средств на реализацию готовой продукции;
- данных о состоянии запасов готовой продукции;
- планов и графиков отгрузки продукции;
- данных об остатках продукции на складах;
- данных по заключенным экспортно-импортным контрактам;
При товарном выпуске 1236,924 млн. руб. себестоимость фактически произведенной продукции составила 1209,928 млн. руб. В целом убыток выпущенной товарной продукции составил 2,2 %
Затраты на производство в отчетном 2010 году (см. табл.2).
Таблица 2 - Структура затрат на производство в отчетном 2010 году
| Наименование статьи и затрат | Уд. вес, % | 
| Сырье и материалы, % | 19,67 | 
| Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, % | 28,91 | 
| Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, % | 3,65 | 
| Топливо, % | 1,36 | 
| Энергия, % | 8,43 | 
| Затраты на оплату труда, % | 21,50 | 
| Арендная плата, % | 0,9 | 
| Проценты по кредитам | 2,07 | 
| Отчисления на социальные нужды, % | 5,53 | 
| Амортизация основных средств, % | 2,11 | 
| Налоги, включаемые в себестоимость продукции, % | 0,47 | 
| Прочие затраты (в том числе НИОКР, резерв, лизинг, командировочные, вознаграждения за рационализаторские предложения, обязательные страховые платежи), % | 5,37 | 
| Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость),% | 100 | 
| Справочно: выручка от продажи продукции (работ, услуг) | 1332014 | 
Информация о работе Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях