Собственность традиционно относится 
к важнейшим элементам национальной 
экономики и затрагивает проблемы 
политики и социальных отношений. Формы 
централизованного и индивидуального 
использования собственности, средств 
производства, недвижимости определяют 
сущностные характеристики общественного 
строя. Процесс и результативность 
реформирования экономики тесно 
связаны с эффективностью управления 
собственностью как на федеральном, 
так и на субфедеральном уровнях.[3]
Известно, что никакой рынок 
не может функционировать без 
развитого института частной 
собственности. Поэтому вопрос о 
переходе от государственной собственности 
к частной был одним из кардинальных 
еще на этапе «Перестройки», когда 
советская экономика вплотную подошла 
к необходимости постепенного перехода 
от единой государственной собственности 
к многообразию ее форм.[4] 
 
2.2 Необходимость 
и предпосылки приватизации в 
России
 
Приватизация - процесс преобразования 
государственной или муниципальной 
собственности в частную. Частная 
собственность - ключевой институт рыночной 
экономики, такой же по значению, как 
свободные ценные. Есть рыночные экономики 
с более или менее значительным 
государственным сектором, но нет 
таких, в которых существует только 
государственный сектор или в 
которых государственный сектор 
преобладает. Если такое случается, 
то экономика перестает быть рыночной. 
При этом снижается и ее эффективность. 
Государственные предприятия могут 
быть эффективными, но только в среде 
частных предприятий и при 
наличии конкуренции. Падение их 
эффективности происходит при доминировании 
государственных монополий (ослабление 
или отсутствие конкуренции - внешние 
факторы), а также в силу ослабления 
хозяйственных мотиваций (отсутствие 
хозяина, эффективного собственника - 
внутренние факторы). Эти факторы 
главные. Именно они определили упадок 
и крах коммунистической утопии. Поэтому 
вопрос о частной собственности 
и о приватизации приобрел в ходе 
реформ первостепенное политическое, 
идеологическое, а также и практическое 
значение. Реформаторы были полностью 
убеждены (как прежде марксисты), что 
создать процветающую экономику 
можно только на базе частной собственности.[5]
К тому же тенденции монополизации 
и национализации, имевшие место 
в развитых странах еще после 
Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной 
волной», с возвратом экономического 
либерализма сменились противоположной 
тенденцией: приватизация повсюду стала 
модой. Наиболее известны реформы М. 
Тэтчер в Великобритании, осуществившей 
в их числе приватизацию значительной 
части угольной промышленности. В 
США проводились эксперименты с 
передачей в частные руки даже 
тюрем и таможенных служб. Лозунг 
национализации исчез из программ всех 
социалистических партий. Социалист 
Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю 
крупную попытку национализации, 
которая полностью провалилась, 
и он сам вынужден был пойти 
на попятный. В такой атмосфере 
начинались российские реформы.[6]
В сущности, мы ушли не вперед, 
а в сторону от магистрального 
пути цивилизации и зашли в 
тупик, из которого и пытаемся сейчас 
выбраться. Попыткой правительства 
выхода из сложившегося положения явилось 
создание рыночной экономики в России. 
Для этого потребовалось создание 
условий формирования рынка, рыночной 
инфраструктуры: приватизация собственности; 
самостоятельность субъектов рынка; 
система социальной поддержки населения; 
право субъектов самостоятельно 
договариваться о цене; достаточное 
число производителей, формирующих 
предложения товаров; устойчивость 
рубля и денежного обращения; 
демонополизация хозяйственной 
деятельности и хозяйственных связей; 
наличие конкуренции; независимое 
судопроизводство, необходимая сеть 
учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических 
связей; формирование у людей рыночных 
норм поведения.
В ходе приватизации в России 
государство, будучи практически главным 
инвестором и содержателем огромного 
числа убыточных и малорентабельных 
предприятий, отказалось от этого груза 
в условиях рыночной экономики.
Цель приватизации заключалась 
в обеспечении условий для 
нормального функционирования будущей 
рыночной системы. Именно в ходе процессов 
трансформации отношений собственности 
в масштабах страны возможно формирование 
новых мотиваций хозяйствующих 
субъектов и предпосылок для 
рационального изменения структуры 
производства как базовых условий 
повышения эффективности производства 
и роста национального дохода.
При участии государства 
в процессе приватизации структура 
собственности, в конечном итоге, смогла 
приобрести следующий вид: государственные 
предприятия, частный бизнес, народные 
предприятия, акционерные корпорации 
с преобладанием государственного 
капитала, акционерные негосударственные 
предприятия. Такая структура характерна 
для многоукладной рыночной экономики. 
Рынок необходим для российского 
государства, как средство решения 
многих экономических и хозяйственных 
проблем, нависших в результате длительного 
сохранения в России административно-командного 
механизма управления экономикой.
 
2.3 Понятие приватизации 
и разгосударствления
 
Экономические отношения 
по поводу присвоения подвижны. Это 
означает, что формы собственности 
могут переходить друг в друга. Этот 
процесс осуществляется различными 
методами.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача 
государственной или муниципальной 
собственности за плату или безвозмездно 
в частную собственность.[7] Приватизация - одно из направлений 
разгосударствления собственности, заключающиеся 
в передаче ее в частную собственность 
отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных 
и муниципальных предприятий 
в России означает приобретение гражданами, 
акционерными обществами (товариществами) 
у государства и местных органов 
власти в собственность: предприятий 
и их подразделений, выделяемых в 
самостоятельные предприятия; материальных 
и нематериальных активов предприятий; 
долей (паев, акций) государства и 
местных органов власти в капитале 
акционерных обществ (товариществ); 
принадлежащих приватизируемым 
предприятиям долей (паев, акций) в капитале 
иных предприятий. Объектами приватизации 
могут быть: крупная промышленность, 
мелкие и средние предприятия 
промышленности и торговли, предприятия 
сферы услуг, жилищный фонд, жилищное 
строительство, предприятия сельского 
хозяйства и т. д. [8]
Приватизация может иметь 
скрытый характер, например, аренда 
государственного имущества на длительный 
срок частными лицами или компаниями; 
может быть частичной, когда распродается, 
например, лишь часть акций; может 
осуществляться в виде денационализации 
и реприватизации.
Масштабы приватизации в той 
или иной стране зависят от того, 
насколько широко использовался 
в них метод национализации частного 
сектора в предшествующий период. 
В странах, где метод национализации 
применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция 
к приватизации проявлялись слабо. 
В тех странах, где процесс 
национализации зашел сравнительно 
далеко (Великобритания, Франция), приватизация 
осуществляется в широких масштабах.[9]
В современной России приватизация 
приобрела широкий размах. Ее механизм 
был определен Законом о приватизации. 
В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формы 
приватизации: продажа предприятий 
с аукциона, по конкурсу, путем 
их акционирования.
2. Созданы две государственные 
структуры. Первая - комитеты по 
управлению государственным (муниципальным) 
имуществом. Вторая - фонды имущества. 
В функции первых входила подготовка 
планов приватизации и осуществление 
мероприятий, связанных с подготовкой 
предприятий к приватизации. Вторые 
осуществляли продажу предприятий 
на аукционах, продажу их акций.
3. Определены объекты приватизации 
и их денежная оценка. Особое 
значение придавалось стоимости 
имущества. Было принято решение 
оценивать предприятия по остаточной 
стоимости основных производственных 
фондов.
Приватизация является частью 
более широкого процесса - разгосударствления 
экономики. Разгосударствление - переход 
от преимущественно государственно-директивного 
регулирования производства к его 
регулированию преимущественно 
на основе рыночных механизмов. Итоги 
разгосударствления: во-первых, меняется 
структура собственности в пользу 
частной и сокращения общественной. 
Во-вторых, меняются экономическая 
роль и функции государства: оно 
перестает быть субъектом хозяйствования, 
государство начинает регулировать 
экономические процессы не через 
директивы, а через изменение 
экономических условий жизни; обязательные 
государственные задания уступают 
место системе государственных 
закупок; государство снимает с 
себя функции распределения имеющихся 
ресурсов; постепенно ликвидируется 
государственная монополия во внешнеэкономической 
деятельности.
Различие между приватизацией 
и разгосударствлением сводится 
к тому, что первая отражает процесс 
коренной трансформации отношений 
собственности, а вторая становится 
явлением, направленным на разрушение 
в ней государственного диктата 
и создание условий для функционирования 
экономики как независимой от 
государства сферы общественной 
деятельности людей.[10]
Н. Ридли - «главный архитектор» 
и проводник британской программы 
приватизации доказывал, что приватизация 
действительно является средством 
придания экономике большей эффективности, 
потому что государственные предприятия 
работают на себя, а не на потребителя. 
Их финансирует не потребитель, а 
государство, что порождает иждивенчество. 
Частный сектор ведет дело эффективнее, 
т.к. непризнание его деятельности 
потребителем грозит ему банкротством. 
При приватизации убыточных предприятий 
Ридли рекомендует списать долг 
и заинтересовать собственников 
в том, чтобы сделать предприятие 
рентабельным.
Приватизация - длительный процесс. 
В Японии он осуществлялся 10 лет, в 
Западной Европе 10-15 лет. Правительство 
России, волевым способом наметило 
приватизировать только в 1992 г. 50-60% 
государственных предприятий. При 
проведении приватизации нужна большая 
подготовительная работа по разукрупнению 
монополистических объединений, созданию 
ряда компаний, эффективного механизма 
ценообразования, с помощью которого 
можно было бы более достоверно оценить 
стоимость предприятия. Начинать приватизацию 
целесообразно с продовольственного 
сегмента, торговли и сферы услуг. 
Чтобы государственная собственность 
не досталась криминальным кругам, 
с точки зрения экономической 
теории важно создать много конкурентов. 
Государству рекомендуется продумать 
ограничения для иностранцев 
в приватизации стратегических отраслей 
(энергоснабжения, водоснабжения, нефти, 
обороны и т.д.). Однако сегодня крайне 
необходимо привлечение иностранного 
капитала в другие отрасли народного хозяйства, 
иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет 
оснований опасаться, что западные фирмы 
скупят у нас акции по низким ценам и станут 
владельцами значительной доли нашего 
национального богатства. При современной 
политической и экономической нестабильности 
они не рвутся к нам на рынок.
Приватизация государственного 
и муниципального имущества основывается 
на признании равенства покупателей 
государственного и муниципального 
имущества и открытости деятельности 
органов государственной власти 
и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное 
имущество отчуждается в собственность 
физических и (или) юридических лиц 
исключительно на возмездной основе 
(за плату либо посредством передачи 
в государственную или муниципальную 
собственность акций открытых акционерных 
обществ, в уставный капитал которых 
вносится государственное или муниципальное 
имущество).
Приватизация муниципального имущества 
осуществляется органами местного самоуправления 
самостоятельно в порядке, предусмотренном 
настоящим Федеральным законом.[11]
Экономические реформы, проводимые 
с начала 1990-х гг. ХХ в. в России 
и странах Восточной Европы, имеют 
своей конечной целью формирование 
современной конкурентной рыночной 
экономики. Однако последствия господства 
административно-командной системы 
не позволяют решить эту проблему 
в короткие сроки.
 
 
3. Приватизация 
 
3.1 Способы и 
формы приватизации
 
Имеются различные пути передачи 
прав собственности из рук государства 
в руки частных лиц. Выбор того 
или иного пути зависит от политических, 
экономических и социальных реалий, 
а также от приоритетов в каждой 
конкретной стране.
Лидер приватизации Великобритания 
предложила следующие способы приватизации: 
распродажа и безвозмездное распределение 
акций; подряды на оказание услуг; продажа 
государственного жилья квартиросъемщикам; 
отказ от государственной монополии 
в целях развития конкуренции. Всего 
мировой опыт насчитывает 22 различных 
способа частичной и полной передачи 
государственной собственности 
и функции частному сектору.
Наряду с существующими 
способами приватизации установлен 
ряд новых:
Преобразование государственных 
и муниципальных унитарных предприятий 
в ОАО, 100% акций которых находится 
в государственной и муниципальной 
собственности;
Внесение государственного 
и муниципального имущества в 
уставные капиталы хозяйственных обществ;
Отчуждение акций, находящихся 
в государственной и муниципальной 
собственности, владельцем государственных 
и муниципальных бумаг.
Нельзя обойти и процесс 
акционирования, как способ приватизации 
на первом этапе. При этом огромную 
роль играли созданные в то время 
инвестиционные фонды, формировавшие 
первичный рынок ценных бумаг (таких, 
как акции). С помощью их на сегодняшний 
день основной преобладающей организационной 
формой в России стали акционерные 
предприятия. Фонды давали ориентиры 
для того, чтобы разобраться в 
огромном океане ценных бумаг акционировавшихся 
предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. 
свыше 17 тыс. крупных и средних 
предприятий и подразделений 
находились в той или иной стадии 
корпоратизации (или акционирования). 
В процессе акционирования немаловажную 
роль играли и чековые аукционы (например, 
в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые 
аукционы в 72 регионах страны были вынесены 
в общей сложности акции 2108 российских 
АО, представляющих практически все 
основные отрасли экономики и 
с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный 
уставный капитал этих предприятий 
(номинал акций в старых ценах) 
составил 104 млрд. рублей, в том числе 
22,3 млрд. было предложено на чековые 
аукционы). Среди основных участников 
чековых аукционов были трудовые 
коллективы, мелкие инвесторы, чековые 
инвестиционные фонды и крупные 
институциональные и частные 
инвесторы.