Широко используются при 
прогнозировании динамики многих показателей 
социального развития и уровня жизни 
населения метод регрессионного 
анализа. Его использование возможно при 
обеспечении следующих условий:
  - базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
- должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
- взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).
 
  - Анализ основных 
  показателей характеризующих уровень 
  жизни населения субъекта РФ, выявление 
  основных проблем
В 2003-2004 гг. Москва вернула себе первое 
место, отчасти потому, что в Тюменской 
области индекс дохода (душевого ВРП 
по ППС) стал "зашкаливать" за верхнюю 
планку 40 тыс. долл. на человека по ППС 
из-за стремительного роста цен на 
нефть. В соответствии с методикой 
расчетов он достиг максимального значения 
– 1, и больше не растет. В целом 
лидеры рейтинга почти не меняются.
По охвату образованием детей и 
молодежи лидером остается Москва, 
в которой учатся жители и других 
регионов. По этой причине в Москве 
уровень охвата образованием уже 
превышает 100% населения в возрасте 
7–24 лет.
Сравнение индекса регионов и стран 
условно, но очень показательно для 
России. Москва сопоставима с Чехией 
и Мальтой, Тюменская область 
– с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург 
и Татарстан – с Болгарией, 
при этом вторая столица заметно 
уступает странам Балтии.
Москва – наиболее успешным административным 
субъектом не только в ЦФО, но и 
в целом в нашей стране. Эффективность 
использования в нем экономического 
потенциала была наиболее высокой в 
данном округе. Столица нашей страны 
входила в число наиболее плодотворных 
субъектов РФ как по эффективности 
использования экономического потенциала, 
так и по уровню жизни. Душевой 
ВРП в г. Москве значительно превышал 
средний российский уровень. Покупательная 
способность москвичей составляла 
4,4 прожиточных минимумов. Это позволяло 
им предъявлять достаточно высокий 
платежеспособный спрос и обеспечивать 
в целом потребление, на среднем, 
но тяготеющем к высокому уровню. В 
Москве сочетались высокие, по мировым 
критериям, экономическое неравенство, 
а также низкая по российским меркам 
абсолютная бедность. Последняя была 
примерно в 2,7 раза ниже среднего российского 
показателя, а коэффициент Джини 
примерно в 1,4 раза превышал его общероссийское 
значение. Таким образом, в столице 
нашей страны были созданы социально-экономические 
условия наиболее благоприятные по сравнению 
с другими административными субъектами. 
Они позволяли распределять бедным такие 
потребительские ресурсы, которые обуславливали 
сравнительно низкую абсолютную бедность 
при высоком экономическом неравенстве, 
значительно большем, чем в целом по Российской 
Федерации, уровне благосостояния среднего 
и высоко-доходного населения.
 
Заключение
Прогнозирование уровня жизни 
и социальная защита населения являются 
важной функцией государства. Рынок 
сам по себе не может регулировать 
эту сферу, поэтому обязанность 
регулирования в этой сфере возлагается 
на государство. Непродуманная политика 
государства в этой области может 
привести к росту социальной напряженности.
Повышение уровня жизни населения 
является главной целью любого прогрессивного 
общества. Государство обязано создавать 
благоприятные условия для долгой, 
безопасной, здоровой и благополучной 
жизни людей, обеспечивая экономический 
рост и социальную стабильность в 
обществе.
 Для современного этапа социально-экономического 
развития характерно большое 
количество накопившихся в социальной 
сфере проблем, острых противоречий, 
связанных с уровнем социального 
развития и повышением качества 
жизни населения. Разрешение этих 
проблем и существующих противоречий 
позволит повысить качество жизни 
населения и организовать переход 
на более совершенную ступень 
социального развития. Поэтому обоснование 
сущности социального развития 
и качества жизни с современных 
позиций является важным звеном 
в осмыслении всей совокупности 
процесса социально-экономических 
изменений в обществе и может 
служить эффективным механизмом 
в решении практических задач 
в его поступательном прогрессивном 
развитии.
Проблема разработки системы 
показателей качества жизни населения, 
является одним из важнейших направлений 
исследований, нацеленных, на совершенствование 
инструментов управления социально-экономическим 
развитием общества. Различные интегральные 
индикаторы синтетической категории 
«качество жизни», с одной стороны, 
помогают выявить базовые латентные 
(недоступные для непосредственного 
измерения) факторы, формирующие эту 
категорию, а с другой – могут 
быть использованы как критерии оценки 
результатов социально-экономического 
развития субъектов Российской Федерации 
и страны в целом, а также как показатели 
степени эффективности управления регионом 
(страной) в той сфере деятельности, к которой 
относится данный конкретный интегральный 
индикатор. 
 В условиях повышения 
роли человека в развитии социальной 
сферы, обеспечивающей условия 
его жизнедеятельности и качество 
жизни, эффективная социальная 
политика должна основываться 
на следующих принципах: профилактика 
негативных устойчивых социальных 
тенденций и уже состоявшихся 
событий; социальное инвестирование, 
обеспечивающее сокращение численности 
нуждающихся; инициирование и 
развитие механизмов самоорганизации, 
самообеспечения граждан (интерактивность).
Критериями эффективности 
новой социальной политики могут 
быть: повышение уровня и качества 
жизни населения; сохранение и развитие 
человеческого потенциала страны; рост 
социальной и трудовой мобильности; 
повышение эффективности формирования 
и использования финансовых, материальных, 
информационных и кадровых ресурсов 
социальной сферы. 
Для выполнения Главной цели 
социально-экономической политики 
Российской Федерации (которая схожая 
для всех регионов) – создание условий 
для устойчивого экономического 
развития и создание условий для 
повышения уровня и качества жизни 
населения, необходимо осуществление 
социальной политики на новых принципах, 
таких как взаимная солидарная ответственность 
всех субъектов социальной политики; 
добровольность и многообразие форм 
участия людей в формировании 
и реализации социальной политики; 
открытость и подконтрольность социальной 
политики обществу, человеку; межнациональная, 
межконфессиональная, межгрупповая и 
межличностная толерантность; защита 
трудоспособного населения от социальных 
рисков преимущественно на страховых 
принципах; гарантирование сохранения 
ранее приобретенных социальных 
прав для людей, фактически пользующихся 
этими правами, стимулирование активного 
участия людей в формировании собственного 
благосостояния и в общественной жизни.
Особенностью нынешнего 
этапа социально-экономического развития 
является то, что впервые за всю 
историю существования российского 
государства был разработан и 
принят бюджет на три года, в котором 
значительный удельный вес занимают 
расходы на социальное развитие. 
Такие фундаментальные изменения 
в финансовых отношениях, с одной 
стороны, позволяют более успешно 
накапливать социально-экономический 
потенциал регионов и направлять 
его на повышение качества жизни 
населения, но с другой – усиливают 
противоречие между интересами органов 
местного самоуправления и частных 
собственников, включая отдельных 
граждан. Все это требует от органов 
власти регионов умения согласовывать 
интересы людей, социальных и территориальных 
сообществ, населения в целом 
для достижения главной цели своей 
деятельности – повышения качества 
жизни людей.
Проведенный анализ основных показателей, 
характеризующих уровень жизни 
населения, выявил необходимость разработки 
и принятия мер по улучшению жизни 
населения. Приоритетными направлениями 
являются:
  - достижение устойчивого роста объемов реального сектора экономики; увеличение удельного веса объемов перерабатывающих отраслей промышленности;
- ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- активизация работы межведомственных комиссий, рассматривающих вопросы легализации «теневой» заработной платы, с организацией комплексных обследований организаций;
- обеспечение роста реальных денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации за счет повышения заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики и более полного учета заработной платы индивидуальных предпринимателей и работников малых предприятий;
- снижение уровня безработицы, за счет обеспечения временного трудоустройства и направления на общественные работы, содействия в организации предпринимательской деятельности, а также шире использовать методы переквалификации и переобучения незанятого населения в соответствии с перспективными потребностями рынка труда;
- усиление адресности социальной поддержки населения;
- формирование бюджетных средств для оказания адресной соц.помощи;
- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
 
Список 
литературы
  - Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление/учебник/А.И. Гаврилов. – М.: Инфра-М, 2008.
- Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Дифференциация показателей рождаемости в России: роль демографических и социальных факторов // Вопросы статистики. 2010. - № 10.
- Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы:Учебное пособие– Москва:Знание, 2005.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2006
- Городничев П.Н., Городничева К.П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. – М.: Экзамен, 2005.
- Статистический сборник СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. – М., Росстат. 2010
Интернет-ресурсы:
http://www.gks.ru// - Сайт Федеральной Службы Государственной 
Статистики.
www.prosperity.com
1 
Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика 
доходов и заработной платы:Учебное пособие– 
Москва:Знание, 2005.-с.28.
2 
Лапина Н. Предприниматели в политическом 
пространстве.//МЭиМО, 1993.-№ 6.-с.43-44.
3 
Бобков В., Масловский-Мстиславский П. 
Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 
2004.-№6.-с.57.
4 
Бобков В., Масловский-Мстиславский П. 
Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 
2004.-№6.-с.52-54.