Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:49, доклад
Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции
- Создание механизма, стимулирующего вложения частных капиталов во внедрение научно-технических достижений.
Структурная политика государства 
в развитых странах проводится в 
тесной взаимосвязи с фискальной 
политикой и политикой денежно-
В России структурная перестройка осуществляется одновременно с созданием условий для становления и развития рыночной экономики и исключительно за счет структурной политики государства. Для реализации структурной политики и контроля за ее проведением постановлением Правительства РФ от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была образована Комиссия Правительства РФ по структурной перестройке. В числе ее основных задач определены:
-                   
- Подготовка предложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и ее регионов;
- Разработка форм и методов осуществления государственной селективной структурной политики и ее практической реализации;
-                   
-                   
Что касается двух других важнейших 
условий эффективного функционирования 
промышленных предприятий (создание финансового 
рынка и привлечение капитала 
в реальное производство), то необходимо 
отметить, что на первом этапе приватизации 
происходили только становление 
финансового рынка и 
Среди декларированных целей 
первого этапа приватизации особое 
место занимает социальная защита населения 
и развитие объектов социальной инфраструктуры 
за счет средств, поступивших от приватизации. 
Необходимо отметить, что нереальность 
такой цели стала очевидной достаточно 
быстро. В информационно-аналитическом 
обзоре состояния рынка акций 
приватизированных предприятий 
по состоянию на февраль 1995 г. отмечалось: 
«В результате чековой приватизации 
рабочие так и не стали хозяевами 
собственных предприятий, хотя сегодня 
число приватизированных 
Содействие процессу стабилизации 
финансового положения в РФ как 
цель приватизации не ее первом этапе 
не могла быть выполнена, поскольку 
для 1992-1995 гг., создали условия для 
массового банкротства 
Создание конкурентной среды 
и содействие демонополизации народного 
хозяйства как одна из целей приватизации 
могла быть достигнута при условии, 
что приватизация началась бы с относительно 
мелкого и среднего бизнеса (как 
питательной среды для 
Необходимо отметить, что темпы приватизации, проводимой в РФ, не имеют аналогов ни в одной стране. В наследство от административно-плановой системы пореформенной России достались крупные предприятия В 1987 г. в стране на промышленных предприятиях в среднем работало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десять раз – чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54% производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятия нередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно в отраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.
Приватизация промышленных 
предприятий через 
Привлечение иностранных инвестиций как цель первого этапа чековой приватизации была заведомо нереальной, поскольку в тот период для России были характерны повышенные страновые риски, определяемые:
-                   
-                   
- Влиянием организованной преступности;
- Высокими темпами инфляции и падением покупательной способности национальной валюты;
-                   
-                   
Таким образом, цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.
Очевидно, что как и 
при формулировании основных задач, 
стоящих перед приватизацией, так 
и при формулировании основных задач, 
стоящих перед приватизацией, так 
и при определении недостатков 
первого этапа чековой 
Рассмотрим социально-
- В 1991 г. и в первой половине 1992 г. страна переживала системный кризис – политический. Были утрачены прежние стимулы к труду, а новые не появились. В этих условиях сложно было ожидать роста эффективности производства;
- Сложились крайне неблагоприятные экономические и социальные условия, поскольку к середине 1992 г. стоимость жизни возросла более чем в 10 раз по сравнению с тем же периодом предыдущего года, главным образом за счет либерализации цен в начале года. Реальный объем производства продолжал сокращаться и, по оценкам, был на 15% ниже уровня середины 1991 г. (который, в свою очередь, значительно сократился по сравнению с 1990 г.);
-                   
- Инфляция превзошла все прогнозы: за первые два месяца 1992 г. был отмечен почти девятикратный рост оптовых цен, розничные цены выросли за первые три месяца в пять раз, что практически уничтожило сбережения населения. Однако быстрый рост цен не прекратился, и общая инфляция в 1992 г. составила около 2500%, что значительно превысило уровень инфляции, сопровождавший реформы в других странах (например, в Польше в 1990 г. инфляция составила 250%);
- Высокие темпы инфляции вызвали обесценение основного капитала промышленных предприятий, и валовые инвестиции (чистые инвестиции плюс амортизационные отчисления) упали ниже уровня амортизационных отчислений. Был запущен самораскручивающийся механизм деинвестирования:
- Распад Советского Союза разрушил традиционно сложившиеся связи между промышленными предприятиями, породил сложности в снабжении и сбыте, поскольку старая система централизованного распределения продукции была разрушена, а новая, рыночная, еще не создана.
Надо признать всю сложность ситуации, неизбежность системного кризиса и необходимость структурной перестройки. В этих условиях программа государственной приватизации могла выполнить только одну из основных задач – создать определенный социальный слой, заинтересованный в рыночных реформах. Эта задача была тем более актуальна, что со стороны директорского корпуса, трудовых коллективов, воспитанных на идеях уравнительного распределения, местных органов власти было проявлено неприятие и сопротивление идеям реформ.
Интересно, что по оценке аналитиков Всемирного банка программа массовой приватизации была призвана ускорить приватизацию крупных и средних предприятий, обеспечить политическую поддержку самой программы и увеличить капитал предприятий благодаря распределению акций среди широких слоев населения. Практика проведения приватизации показала, что из перечисленных задач была решена одна, но самая главная на тот период – создание социального слоя, который обеспечил политическую поддержку рыночным реформам и сделал их необратимыми.
Данная задача, решенная в процессе приватизации, обусловлена специфическим положением России, необходимостью перехода к рыночной экономике, которая в отличие от планово-административной экономики показала свою жизнеспособность в течение длительного периода.
Если говорить о целях 
приватизации в условиях сложившейся 
рыночной экономики, то очевидно, что 
во всем мире приватизация проводится 
с целью повышения 
Приватизация является ключевым 
элементом новой мифологии, воплотившейся 
в официальный курс российских реформ 
предшествующего десятилетия. Форсированный 
переход большей части бывшего 
государственного имущества в частные 
руки с самого начала был провозглашен 
в качестве главной, едва ли не решающей 
предпосылки перехода к рынку. Можно 
констатировать, что эта цель ныне 
достигнута с ошеломляющей энергией, 
последовательностью, с не имеющими 
прецедентов темпами и в 
Российская приватизация 
выполнила задачу демонтажа механизма 
централизованного управления экономикой 
и предоставила узкому кругу частных 
лиц возможность бесконтрольно 
распоряжаться огромной массой национального 
имущества (ради чего было осуществлено 
катастрофическое его обесценивание), 
отчасти по праву перешедшего 
к ним титула собственности, а 
главным образом – путем 
Дискуссии вокруг той или 
иной конкретной формы собственности 
не должны заслонять главной проблемы 
– восстановления в нашей стране 
института собственности в 
Сейчас характер взаимоотношений 
власти и экономики принципиально 
не изменился, если не считать того, 
что безответственность частных 
лиц стала вровень с 
Информация о работе Понятие приватизации и разгосударствления