Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:37, контрольная работа
В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц.
К их числу относится досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве). Она может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица - должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Традиционной мерой 
В ходе разбирательства дела 
о банкротстве арбитражным 
Внешнее управление осуществляется 
назначенным судом внешним упра
С момента принятия арбитражным 
судом заявления о банкротстве 
Конкурсное производство 
открывается с момента 
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника (ст. 101 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок - "период подозрительности". Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота) (ст. 103, 104 Закона о банкротстве).
Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо ликвидированным.
Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст.134 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве) и т.д. До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компаний и некоторых других видов юридических лиц.
Вопрос № 3. Виды юридических лиц.
физических лиц юридическое лицо имеет органы в юридическом смысле. Органы естественного лица существуют сообразно со строем индивидуального человеческого организма как орудия одушевляющего их единства; органы юридического лица проявляют действующее в них единство в юридической сфере сообразно с юридическим строем социального человеческого организма.
Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.
Классификация юридических 
лиц имеет важное гражданско-правовое 
значение. Во-первых, она дает исчерпывающее 
представление обо всех разновидностях. 
Во-вторых, классификация делает возможным 
четкое определение правового статуса 
организации и исключает 
2. Виды юридических лиц
Гражданский кодекс указывает, что все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом.
В зависимости от основной 
цели деятельности юридические лица 
делятся на коммерческие и некоммерческие. 
Данная классификация позволяет выявить 
все разновидности юридических лиц, определить 
правовой статус конкретных их групп и 
провести разграничение организаций с 
неодинаковыми типами правосубъектности, 
предусмотреть их организационно-правовые 
формы и тем самым исключить возможность 
создания не закрепленных законом организаций[5]. При этом в юридической литературе 
высказываются сомнения относительно 
того, насколько оправданно получившее 
легальное закрепление деление юридических 
лиц на коммерческие и некоммерческие 
организации с точки зрения как последовательности 
его проведения, так и связанных с ним 
практических последствий. Одни коммерческие 
организации наделяются общей правоспособностью, 
другие - специальной; банкротом может 
быть признана не только коммерческая 
организация (кроме казенных предприятий), 
но и некоммерческая (потребительский 
кооператив или фонд); одни кооперативы 
(производственные) относятся к коммерческим 
организациям, другие (потребительские) 
- к некоммерческим, хотя потребительские 
общества активно занимаются предпринимательской 
деятельностью. 
Вместе с тем следует признать, что такое 
деление юридических лиц является принципиальным 
шагом, имеющим первостепенное значение 
в систематизации всех юридических лиц 
как участников гражданских правоотношений.  
2.1. Коммерческие организации
Основной целью деятельности 
коммерческой организации является 
получение прибыли и 
В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий 
перечень коммерческих организаций. 
К ним относятся:
1) хозяйственное товарищество:
а) полное товарищество (ст. 69 ГК);
б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 82 ГК);
2) хозяйственное общество:
а) общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");
б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК);
в) акционерное общество (ст. 96 ГК, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");
3) производственный кооператив (артель) (п. 1 ст. 107 ГК, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");
4) государственное (муниципальное) унитарное предприятие (ст. 113 ГК, Федеральный закон 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Хозяйственные общества и товарищества — наиболее распространенные виды коммерческих организаций, образуемые для систематического занятия предпринимательской деятельностью, как одна из форм коллективного предпринимательства.
Товарищества и общества имеют много общих черт[6]:
1. Все они являются 
коммерческими организациями, 
2. Они становятся едиными 
и единственными 
Закон определяет их как коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Вкладом в имущество как товарищества, так и общества, могут быть деньги, ценные бумаги, иные вещи, имущественные права, имеющие денежную оценку.
3. Они имеют однотипную 
структуру управления, в которой 
высшим органом признается 
Права участников следующие: 
участие в управлении делами организации; 
получение информации о деятельности 
организации и ознакомление с 
ее бухгалтерскими сметами, иной документацией 
в установленном учредителями документами 
порядке; участие в распределении 
прибыли; получение в случае ликвидации 
организации части имущества, оставшейся 
после расчетов с кредиторами; др. 
права, предусмотренные