Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа
Понятие «инфляция» (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.
Поэтому решение задачи поэтапного 
снижения инфляции с применением 
комплекса мер денежно-
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой 
перехода к таргетированию инфляции 
является обеспечение независимости 
Национального банка и 
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.
В целом денежно-кредитная 
политика в будущем году будет 
более жесткой, чем в текущем. 
Номинальная девальвация 
В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004 г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам 
введены и в части рублевых 
кредитов. В ноябре-декабре 2003 г. они 
должны быть не выше ставки рефинансирования 
Национального банка плюс 3%. Если же учесть, 
что ставка рефинансирования должна, по 
его планам, понизиться до 28% годовых, то 
это означает, что предельная величина 
ставок по рублевым кредитам не должна 
будет превышать 31% годовых.
Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотребления 
достигается, с одной стороны, на 
основе снижения затрат материальных 
ресурсов непосредственно на предприятиях, 
с другой - посредством осуществления 
структурных сдвигов на уровне народного 
хозяйства и отдельных 
Второй путь позволяет 
получить более быстрый эффект, поскольку 
способствует развитию эффективных 
и менее ресурсоемких отраслей и 
производств, предоставляет возможность 
в какой-то мере маневрировать материальными 
ресурсами на существующих производственных 
мощностях и ускоренно 
Поддержание низкоэффективных 
производств (хотя отдельные   предприятия 
необходимо сохранять) приводит, в конечном 
счете, к консервации неэффективной системы 
производства, ее высокой материало- и 
энергоемкости. 
Поэтому необходимо сокращать государственную 
поддержку материало- и ресурсоемких убыточных 
и низкорентабельных производств, более 
широко применяя рыночные методы по повышению 
эффективности их функционирования (реструктуризацию, 
смену форм собственности, санацию, банкротство 
и др.).
Характерной особенностью работ 
по экономии и рациональному использованию 
топливно-энергетических ресурсов, сырья 
и материалов в ближайшей перспективе 
должен стать комплексный и предметный 
подход к их осуществлению, реальное 
обеспечение ресурсо- и энергосберегающих 
мероприятий финансовыми и 
• совершенствование отраслевой, 
технологической и 
• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;
• расширение спектра организационно-
• оптимизация топливно-
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.
Программой социально-
2001-2005 гг. предусматривается обеспечить 
снижение материалоемкости валового выпуска 
на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый 
курс на опережающий рост результатов 
производства по сравнению с затратами 
материально-технических ресурсов базируется 
на проведении комплекса мер законодательного, 
организационного, технического, финансово-экономического 
характера.
Трансакционные издержки 
в переходной экономике связаны, 
с одной стороны, с трансформационными 
процессами и формированием рыночной 
экономики, созданием и функционированием 
соответствующих институтов и рыночной 
инфраструктуры, с другой стороны, представляют 
затраты непосредственно в 
В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние на снижение инфляции.
Величина трансакционных издержек становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом, трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.
Важнейшим позитивным моментом 
перехода от экономики планового 
типа к рынку является реальная возможность 
перенести значительную часть издержек 
трансакции непосредственно с 
Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны государства и частичного перенесения их на специфически рыночные, саморегулируемые организации являются:
- деятельность в направлении создания системы спецификации прав собственности;
- значительное улучшение 
состояния рыночной 
(юридического и аудиторского сопровождения, 
информационных услуг, профессиональной 
подготовки и т.д.). В настоящее время слабый 
уровень этих услуг обусловлен не только 
отсутствием свободных средств, но и даже 
непониманием необходимости этих услуг;
- повышение уровня соблюдения 
деловых контрактов, снижение степени 
неопределенности в 
«горизонтальных» форм контроля за выработкой 
соглашений и добросовестным выполнением 
правовых обязательств непосредственными 
участниками хозяйственных операций;