Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:11, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты. Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2012 г., как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. В 2012 г. планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет: внутреннего финансирования и внешнего финансирования. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. В перспективе целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
Для Республики Беларусь на сегодняшний день первоочередными являются задачи по «лечению» самой экономики, максимально возможному сокращению государственных расходов, создание условий для привлечения в республику иностранного капитала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
| Приложение 2 к Закону Республики Беларусь  | 
Доходы республиканского бюджета
(тыс. рублей)
| Налоговые доходы | 83 516 278 997,0 | 
| Налоги на доходы и прибыль | 4 768 203 681,0 | 
| налог на прибыль | 4 760 568 000,0 | 
| налог на доходы | 7 635 681,0 | 
| Налоги на товары (работы, услуги) | 50 111 710 100,0 | 
| налог на добавленную стоимость | 33 426 478 475,0 | 
| акцизы | 11 337 215 100,0 | 
| налоги и сборы на отдельные виды деятельности | 110 000 000,0 | 
| сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь | 75 000 000,0 | 
| специальные сборы, пошлины | 29 120 725,0 | 
| экологический налог | 224 920 000,0 | 
| налог за добычу (изъятие) природных ресурсов | 4 908 975 800,0 | 
| Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 25 377 834 733,0 | 
| таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины (за исключением ввозных таможенных пошлин, уплаченных и зачисленных в рамках Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)) | 729 112 006,0 | 
| вывозные таможенные пошлины | 11 830 452 409,0 | 
| прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности | 11 761 383,0 | 
| ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств – членов Таможенного союза в соответствии с международными соглашениями | 12 433 238 665,0 | 
| ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) | 372 085 170,0 | 
| специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза | 1 185 100,0 | 
| Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы | 3 258 530 483,0 | 
| отчисления в инновационные фонды | 2 396 472 633,0 | 
| отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий | 76 504 779,0 | 
| государственная пошлина | 370 109 348,0 | 
| иные налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы | 415 443 723,0 | 
| Неналоговые доходы | 9 255 014 993,0 | 
| Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности | 5 944 583 010,0 | 
| проценты за пользование денежными средствами бюджетов | 2 092 021 683,0 | 
| дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале | 3 852 561 327,0 | 
| из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений | 1 520 627 700,0 | 
| Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности | 2 403 234 999,0 | 
| доходы от сдачи в аренду иного имущества | 1 361 660 000,0 | 
| административные платежи | 3 986 855,0 | 
| доходы от осуществления приносящей доходы деятельности | 340 880,0 | 
| компенсации расходов государства | 505 488 337,0 | 
| доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности | 409 070 536,0 | 
| доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства | 121 886 670,0 | 
| доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам, собственность иностранным государствам, международным организациям | 801 721,0 | 
| Штрафы, удержания | 67 515 480,0 | 
| удержания из заработной платы осужденных и лиц, освобожденных от уголовной ответственности | 12 036 666,0 | 
| штрафы | 55 478 814,0 | 
| Прочие неналоговые доходы | 839 681 504,0 | 
| возмещение потерь, вреда | 71 363 600,0 | 
| прочие неналоговые доходы | 768 317 904,0 | 
| Безвозмездные поступления | 678 235,0 | 
| Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь | 678 235,0 | 
| иные межбюджетные трансферты | 678 235,0 | 
| ВСЕГО | 92 771 972 225,0 | 
| в том числе: | |
| доходы государственных целевых бюджетных фондов | 4 282 901 425,0 | 
| инновационные фонды | 3 854 251 108,0 | 
| фонд национального развития | 428 650 317,0 | 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
| Приложение 1 к Закону Республики Беларусь  | 
Финансирование дефицита республиканского бюджета
(тыс. рублей)
| Общее финансирование | 0,0 | 
| Внутреннее финансирование | 450 270 670,0 | 
| источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь | –230 796 571,0 | 
| кредиты Национального банка Республики Беларусь | –230 796 571,0 | 
| погашение основного долга по долгосрочным кредитам | –230 796 571,0 | 
| источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц | –2 431 106 850,0 | 
| привлечение средств | 230 800 000,0 | 
| погашение основного долга | –2 661 906 850,0 | 
| источники от операций с принадлежащим государству имуществом | –718 762 500,0 | 
| поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации | 120 400 000,0 | 
| увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций), вложение средств в ценные бумаги (облигации) | –839 162 500,0 | 
| изменение остатков средств бюджета | 5 145 936 591,0 | 
| из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития | 0,0 | 
| формирование государственного целевого бюджетного фонда | 1 024 313 000,0 | 
| использование государственного целевого бюджетного фонда | 1 024 313 000,0 | 
| операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков Республики Беларусь | –1 315 000 000,0 | 
| платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных банками Республики Беларусь | –1 500 000 000,0 | 
| возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в счет выполнения гарантий по кредитам, выданным банками Республики Беларусь | 185 000 000,0 | 
| Внешнее финансирование | –450 270 670,0 | 
| кредиты международных финансовых организаций | 3 775 385 500,0 | 
| использование кредитов | 7 480 000 000,0 | 
| погашение основного долга | –3 704 614 500,0 | 
| кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов | –1 897 667 500,0 | 
| погашение основного долга | –1 897 667 500,0 | 
| государственные ценные бумаги Республики Беларусь, формирующие внешний государственный долг | –2 203 701 500,0 | 
| погашение основного долга | –2 203 701 500,0 | 
| операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам | –124 287 170,0 | 
| платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению и обслуживанию внешних займов | –125 919 000,0 | 
| возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам | 1 631 830,0 | 
Информация о работе Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет