Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.
Введение 1
1. СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА  И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные  функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие  государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21
Имея все эти рычаги и с учетом обычного набора регулирующих инструментов, государство способно в значительной мере контролировать все экономические процессы в стране, причем в случае необходимости − при возникновении каких-либо провалов либо в случае обвинений в отходе от либеральных экономических ценностей − в качестве виновных будут выставлены отдельные якобы независимые от государства компании и холдинги.[6]
Под государственной собственностью 
обычно понимают комплекс хозяйственных 
объектов, целиком или частично принадлежащих 
центральным и местным 
Масштабы государственной 
собственности оцениваются 
● долей в объеме основных фондов;[8]
● удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям:[8]
● долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства:[8]
● долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящейся на государственный сектор;[8]
● численностью работников 
на государственных предприятиях.[
Наиболее полно масштабы 
государственной собственности 
можно определить по показателям (долям) 
государственных расходов по отношению 
к ВВП и по доле ВВП, перераспределением 
через государственный бюджет.[
Несмотря на то, что в 
результате быстрой и массовой приватизации 
около 75% предприятий стали частными, 
государственный сектор продолжает 
играть ведущую роль в базовых 
отраслях национальной экономики: на транспорте 
и связи, в отраслях топливно-энергетического 
комплекса, добыче драгоценных металлов 
и камней, военной и космической 
технике и других отраслях, обеспечивающих 
государственные нужды и 
Структура государственной собственности включает: федеральные государственные предприятия и учреждения; акционерные общества и другие предприятия , имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора оценивают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством на прямую.[9]
Федеральные государственные 
унитарные предприятия и 
В форме федеральных 
Руководители унитарных 
предприятий бесконтрольно 
Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.[7]
В Федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн. м2 : из них 123 млн. м2 – некоммерческого использования и 214 – коммерческого использования.[7]
Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости. Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что служит основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.[7]
Зарубежная собственность оценивается в 2,7 млрд. долл. США. Главная проблема управления зарубежными объектами федеральной недвижимости – перераспределение полномочий между их ведущими балансодержателями: Управление делами Президента РФ и МИД РФ.[7]
Таким образом, несмотря на масштабность владения государства, ему не удается до настоящего времени сделать их бюджетными донорами.[7]
У государства есть огромный сектор федеральной собственности – земля. Государству необходимо исполнять свои функции в области земельных отношений.[3]
В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.[3]
Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции резко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.[3]
Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью является Министерство имущественных отношений РФ.[6]
В его обязанности входят:
● проведение государственной 
политики в области приватизации 
государственных и 
● управление и распоряжение объектами федеральной собственности;[6]
● межотраслевая координация процесса приватизации и управления федеральной собственностью.[6]
Минимущество России может 
принимать решения о 
Минимущество России имеет право издавать нормативные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения, а также давать разъяснения этих актов.[6]
При Министерстве действует 
Федеральная служба по финансовому 
оздоровлению и банкротству, которая 
представляет от имени государства 
интересы собственника при решении 
вопросов несостоятельности по отношению 
федеральных государственных 
Проблема экономической 
эффективности использования 
Более низкая рентабельность 
государственной собственности 
представляет собой обычное явление 
в странах с рыночной экономикой. 
Причины низкой рентабельности государственной 
собственности общеизвестны. Среди 
основных причин отметим одну - специфическую 
отраслевую структуру предприятий 
государственной собственности.
Значительная часть 
Существование в условиях 
рыночного хозяйства секторов, которые 
в своей деятельности руководствуются 
принципами, несколько отличающимися 
от принципов частных фирм, позволяет 
использовать государственный сектор 
для решения 
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не являются первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадровое области охраны окружающей среды. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая издержки в частном секторе.[10]
В России в процессе рыночных 
преобразований вновь формируется 
управление государственной 
Сейчас РФ находится на начальном этапе решения этой задачи. Ранее не было представления о том, что находится в собственности государства. Реестр государственной собственности по явился недавно. [10]
В стране со столь значительной 
государственной собственностью практически 
отсутствует законодательство, регламентирующее 
деятельность государственных предприятий.[
Следует учитывать, что при оценке затрат госсектора на общественные блага зачастую нужно учитывать не только прямые, по и побочные выгоды - положительные внешние эффекты, достающиеся частному сектору и населению как потребителям. К тому же, если бы предприятия госсектора стали бы высокорентабельными, это привело бы к перекладыванию бремени непродуктивных (но необходимых) расходов на плечи частного сектора.[10]
Эффективность управления собственностью 
заключается в достижении цели управления 
(определенного качественного 
Среди факторов, влияющих на 
эффективность функционирования государственной 
собственности, нужно особо выделить 
региональный фактор. Например, количество 
унитарных предприятий не соответствует 
возможностям государства по управлению 
ими и контролю за их деятельностью. 
Центр готов отдать регионам большую 
часть государственных 
Согласно Постановлению 
для предприятий, имеющих задолженность 
перед федеральным бюджетом, государственными 
внебюджетными фондами, а также 
по заработной плате, дополнительным условием 
передачи будет наличие бизнес-плана, 
направленного на ликвидацию задолженности 
предприятия, с указанием источников 
финансирования. Рыночная стоимость 
активов передаваемого 
Все передачи предприятий будут осуществляться на основе предложений субъектов Федераций. Предложения о передаче государственных унитарных предприятий регионам должны включать: условия передачи; документ, подтверждающий согласие отраслевого министерства; отчет об оценке предприятия; заверенные в налоговой инспекции годовой и балансовый отчеты; проект договора о передаче предприятия в собственность субъекта Федерации.[9]
Это касается благополучных предприятий. Если же предприятие имеет просроченную задолженность в бюджеты федеральных внебюджетных фондов по зарплате более чем за 3 мес., то надо иметь дополнительные документы: перечень мероприятий по оздоровлению предприятия; указание сроков ликвидации задолженности и источников финансирования; заключение отраслевого министерства.[9]
После представления предложений 
субъектами Федерации Минимущество 
России проводит анализ и в течение 
1 мес. формирует свои предложения 
по передаче предприятий. Министерство 
прорабатывает также вариант 
практически безвозмездной 
Количество государственных 
унитарных предприятий (ГУП) резко 
сократится. Аналогично должны быть разработаны 
предложения о передаче пакетов 
акций в собственность