Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 06:15, контрольная работа
Цель работы - изучить особенности и основные направления политики занятости России.
Задачи работы - обозначить приоритеты в политике занятости современной России; рассмотреть ситуацию в сфере занятости; изучить тенденции и перспективы политики занятости России.
Введение.............................................................................................................3
1. Приоритеты в политике занятости современной России.....................4
1.1 Политика занятости и политика на рынке труда.................................4
1.2 Ситуация в сфере занятости....................................................................6
1.3 Краткосрочный прогноз занятости.........................................................9
2. Занятость России: тенденция и перспективы........................................12
Заключение.......................................................................................................23
Список литературы..........................................................................................24
Продолжение сокращения спроса на рабочую силу в период до 2007 г. будет вызвано теми же причинами макроэкономического характера, что и в предыдущие годы:
во-первых, маловероятен рост 
долгосрочных инвестиций в основной 
капитал, а следовательно нет 
оснований предполагать возможность 
ввода новых рабочих мест в 
реальном секторе экономики. Это 
связано с недостаточным 
В целом, несмотря на то что деньги в стране есть, инвестиционная активность будет оставаться невысокой, а объективные предпосылки для ее оживления в ближайшие годы незначительны. Кроме того, сложившийся низкий уровень амортизационных отчислений не покрывает потребностей предприятий в финансовых средствах даже на простое воспроизводство основных фондов и существующих рабочих мест, не говоря уже о расширенном. Отсюда следует ожидать продолжения сворачивания производственного аппарата и сокращения числа рабочих мест даже в условиях стабилизации и роста производства;
во-вторых, четко оформилось стремление работодателей повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукции за счет снижения ее себестоимости, в первую очередь затрат на заработную плату.
Однако уровень издержек 
на заработную плату в экономике 
в целом и большинстве ее отраслей 
и без того невелик по сравнению 
с аналогичным показателем в 
развитых странах. Известно, что дешевый 
труд, как правило, менее эффективен, 
он не создает заинтересованности в 
росте производительности труда 
и качестве продукции, не стимулирует 
профессионального 
Поэтому совершенствование управления процессами занятости предполагает усиление регулирующей роли государства при формировании цены труда, причем сегодня проблема состоит в обеспечении ее существенного роста4.
 
В реализации среднесрочной 
программы социально-
сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
создания для трудоспособного 
населения экономических 
Успешное выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.
Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная 
политика занятости должна быть еще 
более тесно взаимосвязана с 
общими направлениями социально-
Основные тенденции в изменении ситуации на рынке труда заключались в увеличении численности занятых в экономике и в сокращении в течение 2000 года как общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда (МОТ), так и численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Так, общая численность занятого населения увеличилась за прошедший год с 64 до 64,6 млн. человек, или на 0,6 млн. человек. Численность не имеющих работу, но активно ищущих ее, в соответствии с методологией МОТ, классифицируемых как безработные, уменьшилась за прошедший год с 9,3 до 7,6 млн. человек. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась с 1,6 млн. человек до 1,1 млн. человек к 1 января 2006 года.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2004-2005 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Значительную проблему составляет 
существенная дифференциация, сложившаяся 
в настоящее время по уровню безработицы 
на отдельных территориях 
При этом, как показывает 
практика, возможности государства 
по снижению отмеченной дифференциации 
довольно ограничены. В условиях низких 
доходов населения и 
Складывающаяся 
Таким образом, в России в 
настоящее время краткосрочные 
экономические факторы развития 
в существенной степени нивелируют 
действие объективных рыночных закономерностей, 
что предполагает усиление роли государственного 
регулирования в решении 
Особое внимание, на наш 
взгляд, следует уделить вопросам 
оценки эффективности труда на предприятиях 
и в организациях различных форм 
собственности. В результате существенного 
сокращения в 90-х годах числа показателей 
официальной статистической отчетности 
по труду из их числа был исключен 
и показатель производительности труда. 
В связи с этим в настоящее 
время крайне затруднена оценка эффективности 
труда в отраслях экономики и 
в отдельных регионах с учетом 
наличия в них неодинаковой структуры 
организаций по формам собственности. 
Важно подчеркнуть, что отсутствие 
отчетного показателя производительности 
труда не позволяет в полной мере 
оценить плотность конкурентной 
среды, сложившейся в том или 
ином виде деятельности или регионе. 
При уменьшении уровня конкуренции 
у предприятий ослабляются 
Учитывая изложенное, в 
настоящее время активно 
Основные направления 
государственной политики на рынке 
труда в среднесрочной 
осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
дальнейшее развитие, повышение 
качества и продуктивности системы 
профессионального обучения и профессиональной 
ориентации безработных граждан 
и незанятого населения в целях 
обеспечения 
создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы; оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на основе профилирования и развития эффективных технологий работы с данной категорией граждан;
проведение мероприятий 
по внедрению эффективных 
совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в воссоздании социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;
повышение мобильности рабочей 
силы посредством разработки эффективной 
системы профессионального 
координацию и согласование 
объемов и профессионально-
содействие незанятой 
молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей 
профессии, специальности и впервые 
вступающей на рынок труда, в направлении 
в учреждения профессионального 
образования для получения