Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа
Термин «сельское развитие» применительно к наиболее развитым странам получил распространение сравнительно недавно. Изначально он использовался достаточно широко в экономической и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства был доминирующим как в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные ресурсы).
Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского  развития 6
1.2 Модели развития сельских  территорий 13
2 Политика развития сельских  территорий в Европе 20
2.1 Основные направления  региональной политики Европейских  Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20
2.2 Механизмы развития  сельских территорий на примере  Германии и Франции 24
Заключение 29
Библиографический список 31
Финансирование единой сельскохозяйственной политики распределяется по каждому направлению минимум 10% и максимум 55% (80% для регионов конвергенции). Самый высокий процент для оси 1 (более 40%) отмечен в Бельгии, Латвии, Венгрии, Португалии, Испании, Кипре, Греции, и Румынии. Для оси 2 около 70% средств предусмотрено в Ирландии, Финляндии, Великобритании, Австрии и Швеции. Для ось 3 максимальный процент составляет 33,7% в Мальте и Нидерландах9 (рис. 4).
Рисунок 4 – Распределение средств по направлениям политики развития сельских территорий в странах ЕС (2007-2013 гг.)
При этом, в 2000-2006гг. финансирование единой сельскохозяйственной политики осуществлялось из двух направлений структурного фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства – EAGFL, а в период 2007-2013гг. из одного специально созданного фонда развития сельских территорий – ELER (рис. 5).
Рисунок 5 – Источники финансирования ЕСХП
Уровень финансирования единой сельскохозяйственной политики для 27 стран ЕС в период 2007-2013 гг. (табл. 1), который составляет 96,2 млрд. евро. Из них 14% получает Польша, по 9 % Германия и Италия,8 % Испания и Франция. В свою очередь, в таких странах, как Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Португалия и Польша более 50 % средств ЕС направлены на развитие наиболее бедных регионов и выравнивание их социально-экономического положения. В то время как во Франции, Великобритании, Австрии менее 8%.10
Таблица 1 – Распределение средств ЕС на развитие сельских районов
Таким образом, особое место ОСП в деятельности Евросоюза, согласно его официальной позиции, обусловлено несколькими факторами. Во-первых, оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства: его сильной зависимостью от погодных условий и его социальной ролью. Повышение цен на продовольствие всегда ведет к росту инфляции и социальной напряженности, так как население не может резко сократить его потребление. Во-вторых, ЕС стремится поддерживать продовольственную безопасность, самостоятельно обеспечивать граждан основными продуктами питания. В-третьих, на аграрную политику возлагаются важные природоохранные и социальные функции. Поддержка сельского хозяйства рассматривается как фактор сохранения природных ресурсов, культурного и исторического наследия отдельных стран и регионов. ОСП содействует комплексному развитию сельских территорий, помогает удерживать население в отдаленных, труднодоступных районах и в районах с неблагоприятным климатом.
Ни одна другая отраслевая политика ЕС не вызывает таких широких и острых дискуссий, как ЕСХП. Одни считают ее символом европейской солидарности, примером успешной интеграции. Другие говорят о ее консерватизме и непомерной дороговизне, о негативных последствиях аграрного протекционизма ЕС.
Кроме того, в большинстве 
стран ЕС традиционно действует 
сильное аграрное лобби. Нынешняя сильная 
сельскохозяйственная политика ЕС – 
продукт давнего 
Исследование опыта Германии 
по разработке и реализации программ 
развития сельских территорий показало 
важность децентрализации при принятии 
решений и партнерского подхода 
при осуществлении управления сельскими 
территориями на разных административно-
Разработка программ регионального развития происходит отдельно в каждой Федеральной Земле при учете направлений развития ЕС (Положение ELER-VO № 1698/2005 от 20.09.2005), общих правил («Рамочные инструкции» и Конституция), и так называемых «общих задач» Германии: улучшение структуры сельского хозяйства и защиту прибрежных зон (GAK11) и развитие региональной экономической структуры (GRW12), (рис.6). В свою очередь, финансирование программ развития сельских территорий осуществляется из разных уровней управления (табл. 2).
Рисунок 6. Рисунок 6 - Этапы разработки и реализации программ развития сельских территорий Германии
Таблица 2 – Распределение финансирования на развитие сельских территорий в Федеральной Земле Берлин - Бранденбург из разных уровней управления в период 2007-2013 гг., млн. евро.13
| Направления политики развития сельских территорий ЕС | Внешние источники | Собственные средства | 
 Итого | |||
| ЕС | % ЕС | Германия | Федеральная Земля Берлин - Бранденбург | |||
| млн.евро | % от федеральных средств | |||||
| Ось 1- сельское и лесное хозяйство в т.ч.: | 365,25 | 75 | 122,54 | 382,47 | 76 | 870,26 | 
| - регион конвергенции  | 364,06 | 75 | 121,35 | - | - | - | 
| - Берлин | 1,19 | 50 | 1,19 | - | - | - | 
| Ось 2 – окружающая среда в т.ч.: | 341,96 | 80 | 85,91 | 15,75 | 15 | 443,62 | 
| - регион конвергенции  | 341,23 | 80 | 85,31 | - | - | - | 
| - Берлин | 0,73 | 55 | 0,60 | - | - | - | 
| Ось 3 - диверсификация | 275,61 | 75 | 91,87 | 210,01 | 70 | 577,49 | 
| Лидер | 53,13 | 80 | 13,28 | 85,01 | 86 | 85,60 | 
| Техническое содействие | 26,55 | 75 | 8,85 | 0 | 0 | 35,41 | 
| Всего | 1062,5 | 77 | 322,45 | 626,83 | 66 | 2011,79 | 
Рассмотрим основные механизмы развития сельских территорий Франции, реализация которых основана на современных методах территориального и межотраслевого планирования.
Во Франции, как и в других странах ЕС, развитием сельских территорий занимается ряд министерств (промышленности, сельского хозяйства, обороны, транспорта и т.д.), ведомств, территориальных администраций и учреждений (рис. 4). В свою очередь, в каждом из перечисленных министерств ряд подразделений исполняет обязанности по содействию сельскому развитию. Это обусловлено многогранностью и сложностью проблем развития сельских территорий, требующих координированной межотраслевой политики.
На реализацию такой политики 
направлена межведомственная комиссия 
по развитию и повышению 
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ
Ассоциации:
-Французская ассоциация музеев, сельского хозяйства и культурного наследия
- Компаньоны Tour de France
- Национальный совет кулинарных искусств
- Федерация 
Сельских Гостевых домов 
- S.O.S. деревни
- Французская федерация мукомолов
- Федерация общественных и экомузеев
- Старинные французские дома
и многие другие
Администрации
разных уровней
территориального управления:
- местного (коммуна)
- департаментального
-регионального
- заморских территорий
Общественные
территориальные
учреждения:
- международные профсоюзы
- объединения коммун
- природные региональные парки
- общественные союзы
Министерства
- экологии, энергии, устойчивого развития и обустройства территории
- сельского хозяйства и рыболовства
- культуры и коммуникации
- экономики финансов и промышленности
- образования
- оборудования, транспорта и жилого фонда
- здравоохранения, молодежи, спорта и ассоциативной жизни
- внутренних дел и децентрализации
Рисунок 8 Участники процесса развития сельских территорий во
Франции
1.2. Министерство экологии, энергии, устойчивого развития и обустройства территории.
1.6. Министерство культуры и коммуникации
1.1. ДИАКТ 
- Межведомственная комиссия по 
обустройству и повышению 
1.3.Министерство 
сельского хозяйства и 
1.4. Министерство оборудования, транспорта и жилого фонда
1.7.Управление коммерческими и ремесленными предприятиями и сферой услуг
1.5. Министерство здравоохранения, молодежи, спорта и ассоциативной жизни
1.8. Региональные управления по туризму и др.
2.1. Региональные фонды:
Поддержка региональных проектов (предоставляются только в качестве дополнения к департаментальному и/или коммунальному финансированию и могут составлять до 75% общего финансирования). Предоставляются в зависимости от приоритетов каждого региона: обеспечение водой, борьба с пожарами, обустройство туристических маршрутов…
2.2. Департаментальные фонды:
финансирование 
землеустройства (изгороди, прибрежные 
и лесополосы, кюветы представляющие 
интерес с точки зрения пейзажа 
и носящие природоохранные 
Департаментальный налог «Особо ранимые природные зоны» : облагаются строящиеся, реконструируемые и расширяемые здания (за исключением сельско- и лесохозяйственных и исторических). Используются для обустройства общественных территорий, прогулочных маршрутов…
2.3. Природные региональные парки:
имеют бюджет по обустройству природных территорий
3.1. 
Структурные фонды, 
EFRE: Европейский фонд регионального развития (финансирует развитие сельского наследия и общественную инициативу Интеррег IV, которая поддерживает сотрудничество и кооперацию в области защиты окружающей среды, сохранения культурного наследия, природных ресурсов)
ESF: Социальный Европейский фонд (финансирует социальные и образовательные программы)
Фонд сплочения: (финансирует мероприятия по охране окружающей среды, созданию транспортной инфраструктуры и возобновляемых источников энергии).
3.2. 
Фонд, направленный на реализацию 
единой сельскохозяйственной 
ELER: Европейский фонд развития сельских территорий, который финансирует разработку и реализацию стратегий развития сельских территорий и общественную инициативу Лидер.
4.1. ЮНЕСКО
Фонд мирового наследия, осуществляющий финансо-вую, материальную и техническую поддержку программам охраны и развития культурного наследия.
Осуществляет обучение и переподготовку
4.2. Совет Европы :
Например, программа «Культура 2000»:
Облегчает кооперацию между работниками культуры и институтами культуры стран-членов Совета Европы. Способствует развитию и международному распространению культуры, валоризации общеевропейского культурного наследия и передового опыта в области сохранения и защиты культурного наследия.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
Региональные и депатаментальные фонды
Фонды ЕС
Международные фонды
Рисунок 7 - Государственные, 
международные и общественные источники 
финансирования и технического обеспечения 
развития сельских территорий Франции 
Для целей сельского развития 
используются различные теории стратегического 
территориального планирования. Одними 
из наиболее распространенных в странах 
ЕС являются концепции устойчивого развития, 
регионального сельского развития и принцип 
интегрированного сельского развития. 
Они предусматривают учет потенциалов 
и недостатков развития сельской местности, 
на базе которых строятся цели, задачи 
и формируется пакет мер. Отличительной 
чертой этих подходов является участие 
населения в развитии своего региона (принцип 
партиципативности), учет планов низшего 
уровня административно-
Развитие сельских территорий в последние годы становится все более актуальным направлением государственной политики ЕС. Основными механизмами реализации политики развития сельских территорий на уровне ЕС и государств-участников, в частности Германии и Франции, являются:
- межведомственный подход 
к решению многогранных 
- комплексный (интегрированный) 
территориальный подход, основанный 
на тесной кооперации 
- субсидиарный и 
Единая сельскохозяйственная политика – старейшая и наиболее разработанная из отраслевых политик ЕС. Она возникла в 1962 г. и долгое время оставалась главным элементом интеграционной программы ЕС. В сельском хозяйстве Европы принято огромное число законодательных актов. Она традиционно доминирует в бюджетных расходах Союза, на нее выделяется почти столько же средств, сколько на все остальные отрасли экономики. Вместе с тем на протяжении послевоенного периода значение аграрного сектора для экономики Европы неуклонно сокращалось. Сейчас доля сельского хозяйства в экономике Европы в общем ВВП и численности занятых в Евросоюзе невелика.
Информация о работе Политика европейских стран для развития сельских районов