Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:19, доклад
Доходы регулируют во всех экономических системах. Такое регулирование в рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно - командной системе. Роль государства значительна. Регулирование доходов - составная, органичная часть социальной политики любого общества. Доходы определяют уровень благосостояния населения, условия для воспроизводства рабочей силы. Политика доходов влияет на заинтересованность наемных работников и предпринимателей в участии их в развитии экономики в целом. Рост ВВП, национального дохода в свою очередь способствует повышению доходов населения, и его уровня жизни.
К безденежным доходам относят самозаготовки даров природы (охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих ягод, грибов, дикого меда, орехов, трав, заготовку дров).
К безденежным видам доходов относят всевозможные домашние работы (ремонт жилья, ремонт домашней мебели и обуви, изготовление предметов домашнего обихода). Та часть продуктов, которая реализуется на рынке, не может быть признана безденежной формой дохода. Безденежные виды доходов могут быть весьма ощутимы в их реальной стоимости и существенно повышают доходность населения и уровень потребления.
Номинальный денежный доход – включает доходы, получаемые денежной форме: заработную плату, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансфертные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы от предпринимательской деятельности, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и т.д.
Располагаемый доход домашнего 
хозяйства определяется как разница 
совокупного номинального дохода домохозяйства, 
прямых налогов и обязательных платежей. 
Располагаемый доход 
Для определения истинной 
покупательной способности 
Расчет реального 
Большая часть располагаемого (чистого) дохода используется на личное потребление, что стимулирует производство, поскольку личные доходы возвращаются в реальную экономику. Объем производства, следовательно, зависит от объема потребляемой части совокупного дохода.
Изменение структуры доходов. Переход к рыночной экономике сопровождается изменением структуры доходов. Растет доля доходов, получаемых от собственности, предпринимательства и других сфер, связанных с существованием рынка. Происходят кардинальные изменения в перераспределении доходов и национального богатства страны между различными слоями и группами населения. Если до начала реформ оно было сравнительно равномерным, то с 1992 г. началась стремительная дифференциация доходов. Стала возрастать в общей сумме доля доходов от предпринимательской деятельности и от собственности при одновременном снижении реальных доходов от заработной платы.
Дифференциация доходов.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободно конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Для переходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов.
Анализ уровня и динамики доходов населения.
Бюджет Дальневосточного федерального округа имеет ярко выраженную направленность. В таблице 1 представлена средняя зарплата в России по областям в 2011 году.
Таблица 1
Средняя зарплата в России по областям в 2011 году
| Субъекты Российской Федерации | Среднемесячная 
  номинальная начисленная  | Среднемесячная 
  номинальная начисленная  | 
| Российская Федерация | 21353,9 | 30856,0 | 
| Центральный федеральный округ | 25913,8 | - | 
| Белгородская область | 16064,1 | 24058,3 | 
| Брянская область | 12635,0 | 18804,7 | 
| Владимирская область | 14596,1 | 20534,7 | 
| Воронежская область | 15244,8 | 23671,2 | 
| Ивановская область | 13345,8 | 21154,8 | 
| Калужская область | 17822,5 | 26501,3 | 
| Костромская область | 13725,8 | 19810,8 | 
| Курская область | 14094,4 | 22194,5 | 
| Липецкая область | 15215,3 | 23077,1 | 
| Московская область | 25969,3 | - | 
| Орловская область | 12998,3 | 19149,7 | 
| Рязанская область | 15767,6 | 22889,4 | 
| Смоленская область | 14776,4 | 21833,0 | 
| Тамбовская область | 12542,6 | 19021,7 | 
| Тверская область | 15591,3 | 24001,4 | 
| Тульская область | 15842,6 | 21866,7 | 
| Ярославская область | 16491,2 | 23794,0 | 
| г. Москва | 39016,3 | 64400,7 | 
| Дальневосточный федеральный округ | 26389,1 | |
| Республика Саха (Якутия) | 30061,3 | 31613,5 | 
| Камчатский край | 35190,8 | 35955,1 | 
| Приморский край | 22290,1 | 33148,1 | 
| Хабаровский край | 23199,2 | 37808,0 | 
| Амурская область | 21988,9 | 22345,4 | 
| Магаданская область | 38405,8 | 39887,3 | 
| Сахалинская область | 35652,2 | 51789,3 | 
| Еврейская автономная область | 21191,8 | 22300,0 | 
| Чукотский автономный округ | 46938,8 | 51638,7 | 
Из этой таблицы видно, что самая высокая средняя заработная плата за 2011 год была в Чукотском автономном округе, в городе Москва, в Сахалинской области, в Магаданской области, и в Республике Саха (Якутия).
Анализ динамики заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений например в Воронежской области, финансируемых из областного бюджета, в 2008 – 2009 гг. показал, что заработная плата работников повысилась. Так, в учреждениях социальной защиты населения прирост заработной платы составил 9,3%, в учреждениях здравоохранения – 11,5%, в учреждениях образования – 18,4%, в учреждениях культуры – 18,4%.
Анализ неравенства в качестве и уровне жизни населения ЦФО и ДФО.
В большинстве регионов ДФО ИРЧП сложился на уровне средних значений. Наиболее низкий ИРЧП в округе был в Еврейской автономной области, составивший 0,748 и являвшийся единственным в округе регионом с низким уровнем этого индикатора. Наиболее высокие значения ИРЧП были отмечены в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, составившие 0,813 и 0,829 соответственно (см. таблицу 2.)
Покупательная способность денежных доходов сложилась на уровне низких значений (1-3 БПМ). Исключением, со значениями индикатора ниже среднего, стали Сахалинская область и Чукотский автономный округ, в которых покупательная способность была соответственно на уровне 3,46 БПМ и 3,18 БПМ.
Абсолютная бедность в регионах округа сложилась преимущественно на высоком уровне с максимальным значением в Камчатском крае (28%). Исключение составили Сахалинская область, Магаданская область и Приморский край, где значения индикатора сложились на среднем уровне и составили 14,9%, 18,9% и 16,8% соответственно.
Таблица 2
Значения индикатора качества и уровня жизни населения ДФО
(2010г.)
| Субъекты | ИРЧП1 | ПС2 | Бедность Абс.3 | Бедность относит4 | К фондов5 | К Джини6 | ВРП по ППС7 | 
| Сахалинская Обл. | 0,829 | 3,46 | 14,9 | 17,6 | 16,0 | 0,416 | 29244 | 
| Республика Саха (Якутия) | 0,813 (высокий) | 2,53 (низкая) | 24,1 (относит. Высокая) | 16,2 (средне-россий ская) | 14,3 | 0,400 | 15702 (высокий) | 
| Магаданская обл. | 0,798 (средний) | 2,90 (низкая) | 18,9 (средняя) | 16,1 | 14,8 | 0,405 | 12131 | 
| Хабаровский край | 0,785 | 2,57 | 19,5 | 15,3 | 13,0 | 0,387 | 10049 | 
| Чукотский авт. Округ | 0,783 | 3,18 (ниже средней) | 21,5 (средняя) | 17,0 | 13,3 | 0,391 | 20477 | 
| Камчатский край | 0,776 | 2,28 | 28,0 | 14,5 | 12,0 | 0,376 | 8890 | 
| Приморский край | 0,775 | 2,61 | 16,8 | 16,3 | 12,8 | 0,386 | 8676 | 
| Амурская область | 0,765 (средний) | 2,06 | 24,3 | 18,5 | 11,1 | 0,365 | 9546 | 
| Еврейская авт. Обл. | 0,748 | 2,17 | 19,8 | 18,1 | 12,0 | 0,377 | 8478 | 
| Россия | 0,825 | 3,26 | 12,8 | 26,4 | 16,5 | 0,420 | 16092 | 
Относительная бедность сложилась на уровне низких значений относительно уровня в целом по стране (в 1,5 и более раз ниже 26,4%), исключение составили регионы со средним значением показателя: Амурская область, с максимальным в округе значением индикатора – 18,5% и Еврейская автономная область – 18,1%. Минимальное значение относительной бедности наблюдалось в Камчатском крае (14,5%).
При уровне ВРП и ППС на уровне средних и высоких значений, коэффициент Джини в регионах округа был избыточным относительно уровня ВРП. Коэффициент фондов находился на уровне средних значений, то есть в пределах 1,5 раза выше/ниже среднероссийского уровня (16,5). Минимальное значение этого индикатора было отмечено в Амурской области, составившее 11,1.
В ДВО только два субъекта в 2008 году имели высокий ИРЧП (более 0,8). Это Сахалинская область (0,829) и Р. Якутия (0,813). Остальные 7 субъектов, входящие в ДВО, имели средний ИРЧП. Среди них относительно более низкие значения ИРЧП сложились в Еврейской АО (0,748), Амурской области (0,765) и Приморском крае (0,775). Сахалинская область, которая имела самый высокий в ДВО ИРЧП, занимала 7 место в России; Р. Якутия – второе в ДВО и 19 место в России, опережая Сахалинскую область по индексу продолжительности жизни и индексу образования.
В таблице 2 наряду с ИРЧП 
представлены экономические индикаторы 
уровня и качества жизни населения, 
такие как покупательная 
Таблица 2
Индикаторы качества и уровня жизни
| ИРЧП8 | ПС9 | Бедность Абс.10 | Бедность относит11 | К фондов12 | К Джини13 | ВРП по ППС14 | |
| 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. | 2009 г. | 2009 г. | 2009 г. | 2008 г. | |
| Сахалинская Обл. | 0,829 | 3,33 | 12,0 | 26,4 | 15,9 | 0,415 | 29244 | 
| Республика Саха (Якутия) | 0,813 (высокий) | 2,49 (низкая) | 19,5 (относит. Высокая) | 25,5 (средне-россий ская) | 14,4 | 0,401 | 15702 (высокий) | 
| Магаданская обл. | 0,798 (средний) | 2,81 (низкая) | 15,8 (средняя) | 26,0 | 14,6 | 0,404 | 12131 | 
| Хабаровский край | 0,785 | 2,41 | 18,9 | 23,7 | 13 | 0,387 | 10049 | 
| Чукотский авт. Округ | 0,783 | 3,26 (ниже средней) | 11,3 (средняя) | 24,6 | 15,3 | 0,41 | 20477 | 
| Камчатский край | 0,776 | 2,09 | 23,2 | 24,3 | 11,9 | 0,374 | 8890 | 
| Приморский край | 0,775 | 2,37 | 19,4 | 24,5 | 12,8 | 0,385 | 8676 | 
| Амурская область | 0,765 (средний) | 2,01 | 24,1 | 22,6 | 11,5 | 0,37 | 9546 | 
| Еврейская авт. Обл. | 0,748 | 2,15 | 22,3 | 23,3 | 12 | 0,375 | 8478 | 
| Россия | 0,825 | 3,27 | 13,2 | 26,5 | 16,7 | 0,422 | 16092 | 
Ресурсы, (ВРП), производимые 
в регионах ДВО, в результате перераспределения 
направлялись на накопление, т.е. в народное 
хозяйство, и на потребление населения. 
Средний уровень потребления 
населения измеряется покупательной 
способностью его денежных доходов, 
определяющей средний уровень жизни 
в том или ином субъекте. Покупательная 
способность среднедушевых 
Несмотря на высокий, или 
средний объем ВРП, производимый 
во всех субъектах ДВО, покупательная 
способность среднедушевых 
Наиболее высокий уровень ПС в субъектах ДВО едва позволял в 2009 году преодолеть границу низкой обеспеченности при равномерном распределении доходов (от 1 до 3-х ПМ) и составляет в Сахалинской области – 3,4 ПМ, а в Чукотском АО – 3,3 ПМ. Остальные субъекты ДВО, включая Якутию, имели среднедушевую ПС на уровне низкой обеспеченности потребления. В Р. Якутия ПС составляла, примерно 2,5 ПМ. Менее всего средняя ПС была в Амурской области (2,0), и Камчатском крае (2,1) о., а также Еврейской АО (2,2).
Сама по себе низкая среднедушевая ПС неравномерно распределялась среди населения субъектов ДВО. Неравномерность ее распределения тестировалась индикаторами доли населения с доходами ниже ПМ (абсолютная бедность по доходам), уровня относительной бедности (доля населения с доходами ниже половины медианного дохода), а также коэффициентами фондов и Джини.
В 2009г. Только в двух субъектах ДВО уровень абсолютной бедности сложился ниже средне российского уровня (13,2%). Это были Чукотский АО (11,3%) и Сахалинская область (12,0%). В Р. Якутии этот индикатор составляет 19,5%, что было, примерно в полтора раза выше средне российского значения. Наиболее высокий уровень абсолютной бедности наблюдался в Амурской области (24,1%), Камчатском крае (23,2%) и в Еврейской АО (22,3%), что почти в два раза превышало среднее российское значение этого индикатора.
Установлено, что надо различать 
нормальный и избыточный уровень 
неравенства распределения 
Информация о работе Политика доходов населения как один из приоритетов социальной политики