Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
·          раскрытие сущности понятия безработицы
·          анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории)
Введение
1. Теоретические аспекты  безработицы
1.1 Показатели уровня безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Подходы к анализу  рынка труда и причин безработицы,  а также ее возможных последствий
1.3.1 Классический подход
1.3.2 Кейнсианская концепция
1.3.3 Монетаристская модель
1.3.4 Марксистский подход
1.3.5 Современное представление
1.4 Последствия безработицы
2. Практические аспекты  безработицы
2.1 Безработица в России
2.2 Возможные пути решения  проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
2.2.2 Трудоустройство
2.2.3 Переобучение
2.2.4 Самозанятость поддержка  предпринимательства
2.2.5 Общественные работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с декабрем 
2009г. численность занятого населения 
снизилась на 1,5 млн.человек, или 
на 2,2%, численность безработных 
Уровень безработицы, исчисленный 
как отношение численности 
Уровень занятости населения 
(отношение численности 
В январе 2010г. общая численность 
безработных по сопоставимому кругу 
лиц (т.е. в трудоспособном возрасте 
без студентов, учащихся и пенсионеров 
по возрасту, выслуге лет или на 
льготных условиях, отнесенных к безработным) 
превышала численность 
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в январе 2010г. составила 44,9%, доля городских жителей среди безработных - 63,4%.
Безработица городского и 
сельского населения 
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19,0%).
В среднем среди молодежи 
в возрасте 15-24 лет уровень безработицы 
в январе 2010г. составил 20,9% (в декабре 
2009г. - 18,4%), в том числе среди 
городского населения - 19,2%, среди сельского 
населения - 24,9%. Коэффициент превышения 
уровня безработицы среди молодежи 
в среднем по возрастной группе 15-24 
лет по сравнению с уровнем 
безработицы взрослого 
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,9% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля 
застойной безработицы 
Наличие опыта работы. В 
численности безработных 26,4% составляют 
лица, не имеющие опыта трудовой 
деятельности. В январе 2010г. их численность 
составила 1,8 млн.человек. Данная группа 
безработных формируется 
В январе 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,4%.
Безработица по федеральным 
округам. Самый низкий уровень безработицы, 
соответствующий критериям МОТ, 
по данным обследования населения по 
проблемам занятости, отмечается в 
Центральном федеральном 
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
2.2.1 Пособия по безработице
Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о выплате пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Начисление пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.
На 2009 год минимальная величина пособия по безработице составляла 850 рублей, максимальная–4900рублей.[7]
2.2.2 Трудоустройство
По данным пресс-службы Минздравсоцразвития, 
уровень официальной 
"Численность безработных 
граждан, зарегистрированных в 
органах службы занятости, по 
состоянию на 17 марта составила 
2 миллиона 274 тысячи 990 человек", - говорится 
в сообщении. В министерстве 
отметили, что темпы прироста 
численности безработных 
С 17 февраля в течение 
трех недель в РФ регистрировалось 
незначительное снижение уровня официальной 
безработицы. По данным Минздравсоцразвития 
РФ, неделей ранее, с 3 по 10 марта, уровень 
официальной безработицы 
Минздравсоцразвития получило информацию о высвобождении 77,1 тысячи работников из всех субъектов РФ.
В марте 2010 года численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 42 субъектах РФ, среди которых Амурская область, Еврейская автономная область, Псковская область.
В Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской и Нижегородской областях численность безработных граждан не изменилась по сравнению с прошлой неделей.
Вместе с тем, численность безработных граждан снизилась в 37 субъектах РФ, в том числе в Республиках Тыва, Мордовия, Алтай, Саха (Якутия).
С начала октября 2008 года общая 
численность уволенных 
Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 1,52 миллиона человек.[8]
2.2.3 Переобучение
В 2009 году в рамках опережающего 
обучения основным являлся социальный 
аспект. Опережающее обучение было 
предназначено для людей, которые 
либо стали безработными, либо находились 
под риском увольнения на тех предприятиях, 
которые в период кризиса, скажем 
так, "плохо себя чувствовали". 
В 2009 году это были короткие программы 
опережающего обучения, рассчитанные 
максимум на три месяца и ориентированные 
в основном на специалистов с начальным 
профессиональным образованием, то есть 
людей рабочих профессий. Программы 
опережающего обучения были так сориентированы, 
чтобы человек получил 
С 2010 года запущена новая 
программа опережающего обучения специалистов, 
направленная на переподготовку кадров 
для ведущих отраслей экономики 
страны. В отличие от программы, действующей 
в 2009 году, в рамках которой краткосрочные 
курсы переобучения проходили специалисты 
рабочих специальностей, теперь получить 
новую профессию смогут люди с 
высшим и среднеспециальным 
2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства
Важнейшим направлением уменьшения 
безработицы надо считать развитие 
самозанятости населения. Она выступает 
как сложное социально-
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
В рамках реализации программы 
самозанятости количество граждан, 
решивших открыть свое дело, выросло 
на 37%. На этом направлении сделан акцент 
в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили 
поддержку в организации 
2.2.5 Общественные работы
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая для дополнительной поддержки граждан, ищущих работу. (Закон РФ «О занятости населения» ст.24) Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется центрами занятости населения в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 №401. [10]
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.
В настоящее время в 
Российской Федерации особенную 
тревогу вызывают следующие проблемы: 
во-первых, увеличение скрытой безработицы; 
во-вторых, рост обращающихся в службу 
занятости; в-третьих, быстрое развитие 
занятости в теневой экономике. 
А также население плохо 
Рост безработицы сокращает 
спрос на товары на внутреннем рынке. 
Люди, не получающие зарплату, могут 
купить лишь минимум средств к 
существованию. В результате затрудняется 
сбыт товаров. Тем самым рост безработицы 
обостряет экономические 
Для уменьшения безработицы 
могут быть использованы методы - поощрения 
индивидуального 
Одним из способов снижения 
уровня безработицы является взаимодействие 
безработного населения с Государственной 
службой занятости, которая представляет 
структуру специальных 
Применение части приведенных 
способов минимизации безработицы 
и рост доверия безработных к 
государственным службам 
Список литературы
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция РФ.
2. Трудовой кодекс РФ.
3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1
от 19 апреля 1991 года.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря
2008 г. N 915 г. Москва "О 
размерах минимальной и 
5. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. N 926 "О
размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год".
6. Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения
о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.
Книги, статьи, интернет-сайты:
7. Безработица 2009 // www.crizis.org
8. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006 г.
9. Программа дополнительных мер по снижению напряженности на
рынке труда //zanprim.ru
10. Программа сомозанятости в РФ //www.vremya.ru
11. Щедрунова Е. Безработица в России // www.ippnou.ru