Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:22, курсовая работа
Необходимо четкое понимание  того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система  расселения и куда ориентировать  внутренние и внешние миграционные потоки. 
В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.
Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1.     Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2.    Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3.     Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26
Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики
Факультет Менеджмента
Кафедра Государственного и Муниципального Управления
Курсовая работа
На тему: 
Поддержка экономического развития 
России на примере свободной 
Выполнил:
Студент гр. 151/5
Копельман П.А.
Проверил:
Санкт-Петербург
2012г
Оглавление
Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1. Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3. Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26
Целью данной работы является рассмотрение механизмов стратегического территориального планирования, служащих основой экономического развития страны. Согласно А. Торлиной, пространственная организация страны должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, которое неразрывно связано с развитием её регионов.
Необходимо четкое понимание 
того как и по каким направлениям 
будут развиваться все 
В этой связи одним из инструментов управления 
региональным развитием является стратегическое 
планирование.
В настоящее время в Российской Федерации законодательно не закреплена единая система государственного стратегического планирования и правовая основа для формирования единой системы стратегического планирования регионального развития только формируется. (Несмотря на то, что проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» согласован Минрегионом России еще в 2009 году.)
С принятием Концепции 
долгосрочного социально-
В качестве одного из принципов, заложенных в Концепции 2020, является скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.
В развитие положений Концепции 2020 Минрегионом России подготовлен проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.
Проект Концепции 
В данной работе рассмотрен путь развития экономики и увеличение объемов малого и среднего предпринимательства через организацию свободных экономических зон и программно целевого метода управления, на примере Санкт – Петербурга.
Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Объектом 
стратегического 
Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Основными элементами системы стратегического территориального планирования являются:
Концепция 
перспективного комплексного социально-экономического 
развития города — прогнозно-аналитический 
документ, содержащий систему представлений 
о стратегическом выборе, стратегических 
целях и приоритетах развития, 
основные положения социально-
Рассматривая 
«стратегию» как средство для 
достижения стратегических целей развития, 
следует отметить, что между категориями 
«стратегия» и «концепция» 
Программа 
комплексного социально-экономического 
развития города — реализующий концепцию 
прогнозно-аналитический 
Под стратегическим выбором территории мы понимаем совокупность приоритетных функций, выполняемых в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей ее комплексного социально-экономического развития. Вместе с тем решение целого ряда проблем, связанных с генерацией возможных вариантов стратегического выбора, оценкой их с учетом системы рисков (политических, экономических, техногенных и т.п.), требует создания научного обеспечения.
Под 
региональной политикой в Российской 
Федерации принято понимать систему 
целей и задач органов 
Рис. 1. Реализуемая на данный 
момент схема стратегического 
Программно-целевой 
метод управления является приложением 
общего системного подхода к решению 
крупных научных, технических, социальных, 
экологических и иных проблем. Этот 
метод обеспечивает возможность 
выбора лучших путей, способов и средств 
достижения стратегических целей, подбора 
соответствующих исполнителей, оптимального 
распределения работ и 
Основной 
формой осуществления научно-
Различают два основных типа целевых программ:
1) Перспективные 
программы, содержащие более 
2) Оперативно-организационные 
программы, содержащие 
При 
реализации программ первого типа основная 
задача состоит в определении 
стратегии деятельности. В основе 
программ второго типа лежит обеспечение 
реализации стратегии через программно 
связанные комплексы 
Целью 
научно-технических программ является 
решение сформулированных социально-экономических 
или научно-технических 
Можно выделить ряд экономических преимуществ программно целевого метода управления, а именно:
В соответствии с существующей до настоящего времени практикой большая часть затрат на проведение НИОКР в России осуществляется за счет государственного бюджета. По некоторым оценкам она составляет около 90 процентов. Такой подход не соответствует новым экономическим реалиям. Предприятиям, которые в будущем намерены утвердиться на внутреннем рынке, особенно с учетом вступления России в ВТО, необходимо иметь высокую инновационную предприимчивость.
Предприятия должны интенсифицировать свои собственные научные исследования и разработки, либо заказывать их в специализированных научных центрах и высших учебных заведениях. В условиях формирования рыночных отношений существенным образом меняются функции государства в области организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности.
Основой нового подхода к управлению инновационным процессом является множество источников финансирования и его программно-целевая ориентация.
Для 
фундаментальных научных 
Финансирование 
НИОКР по приоритетным для нашей 
страны направлениям (микроэлектроника, 
машиностроение и т.д.) должно осуществляться 
на основе гибкого сочетания бюджетных 
источников и средств заинтересованных 
предприятий и организаций. Причем 
прикладные исследования главным образом 
должны обеспечиваться за счет средств 
хозяйствующих субъектов при 
определенной государственной поддержке. 
В настоящее время существует 
множество правительственных и 
неправительственных 
На 
данный момент, видимой практической 
отдачи от их деятельности немного. Тем 
не менее, необходимость и 
В финансировании 
прикладных исследований выделяют два 
различных механизма: государственный 
заказ и долевое 
Государственный 
заказ имеет место в 
определения исполнителей с исключительных правом государства на
использование полученных результатов;
Долевое 
государственное финансирование прикладных 
исследований может выступать в 
различных формах. В частности, иногда 
прибегают к созданию научно-исследовательских 
консорциумов промышленных предприятий 
и научных организаций с целью 
объединения имеющихся ресурсов 
и проведения совместных работ на 
этапах освоения новых видов продукции 
и технологий. Механизм долевого участия 
помимо мобилизации дополнительных 
ресурсов автоматически повышает ответственность 
исполнителей за качество выполняемых 
прикладных исследований, что уменьшает 
вероятность выделения