Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.
Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления  фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВНП, занятость, инфляцию и экономический рост.
Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т. п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада.
Что же касается практики использования автоматической фискальной политики, то наиболее полно она применялась в США администрацией президента Никсона в 1972-1974 гг. Однако автоматическая реакция налоговой системы давала весьма негативные последствия в условиях спада, когда резко увеличивался дефицит бюджета. Поэтому данная система была заменена налоговыми программами, осуществляемыми по решению правительства.
Фискальная политика Республики Беларусь направлена в первую очередь на стимулирование развития экономики и решение социальных задач. Немалая заслуга фискальной политики в обеспечении продолжительного экономического роста. Однако, особенностью 2011 года явилось то, что экономический рост отмечен на фоне высокой инфляции и девальвации белорусского рубля.
Что поставило перед фискальной политикой несколько условий. Ее реализация должна осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития экономики. Необходимо продолжить реформу налоговой системы и законодательных основ налогообложения. Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой – по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечит достаточные поступления средств в бюджет.
В тоже время необходимо усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Необходимо полностью ликвидировать бюджетные субсидии, предоставляемые отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального хозяйства с переводом части расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения.
 
Список литературы
 
Приложение А
Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь
в 2009-2011 гг.
млрд. рублей
| 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
| 1. ДОХОДЫ- всего | 46 740,8 | 48 754,2 | 85 608,4 | 
| НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 41 304,7 | 44 874,9 | 73 445,9 | 
| Подоходный налог | 4 305,3 | 5 380,8 | 9 316,4 | 
| Налог на прибыль | 4 607,7 | 5 580,4 | 8 688,9 | 
| Налоги на собственность | 1 626,7 | 1 850,1 | 2 549,2 | 
| НДС | 12 083,1 | 16 226,4 | 26 498,5 | 
| Акцизы | 3 637,4 | 4 350,2 | 5 599,5 | 
| Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 7 969,5 | 5 776,2 | 15 146,9 | 
| НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 5 322,0 | 3 769,6 | 12 000,5 | 
| БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 114,1 | 109,7 | 161,9 | 
| 2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 49 200,8 | 52 979,8 | 79 428,2 | 
| Общегосударственные расходы | 8 053,5 | 10 187,7 | 15 842,7 | 
| из них государственная инвестиционная программа | 4 994,3 | 6 033,7 | 7 530,4 | 
| Национальная оборона | 1 323,7 | 1 543,0 | 2 719,8 | 
| Судебная власть, правоохранительная деятельность и | |||
| обеспечение безопасности | 2 433,9 | 2 941,4 | 4 294,5 | 
| Национальная экономика | 16 359,9 | 12 411,7 | 15 517,2 | 
| Охрана окружающей среды | 396,9 | 495,9 | 557,3 | 
| Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 3 042,6 | 3 896,1 | 6 208,2 | 
| Здравоохранение | 5 354,0 | 6 462,4 | 10 382,5 | 
| Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 1 414,2 | 1 730,8 | 2 594,7 | 
| Образование | 6 767,1 | 8 341,9 | 13 711,5 | 
| Социальная политика | 4 055,0 | 4 968,9 | 7 599,6 | 
| РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 49 200,8 | 52 979,8 | 79 428,2 | 
| ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 33 059,8 | 39 428,0 | 63 847,8 | 
| Заработная плата | 9 257,9 | 11 531,7 | 18 616,3 | 
| Начисления на заработную плату | 2 470,8 | 3 078,9 | 4 991,0 | 
| Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 1 069,3 | 1 110,0 | 3 296,5 | 
| Текущие бюджетные трансферты | 11 584,7 | 13 709,7 | 21 591,3 | 
| КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 11 161,5 | 13 633,0 | 15 157,0 | 
| ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 4 979,5 | -81,2 | 423,4 | 
| Дефицит (профицит) | -2 459,9 | -4 225,6 | 6 180,2 | 
| Финансирование | 2 459,9 | 4 225,6 | -6 180,2 | 
| Внутреннее финансирование | -9 023,2 | -409,8 | -15 306,4 | 
| Внешнее финансирование | 11 483,1 | 4 635,4 | 9 126,3 | 
Источник: [9]
Приложение Б
Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь
в 2009-2011 гг.
млрд. рублей
| 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
| 1. ДОХОДЫ- всего | 30 637,8 | 30 270,1 | 54 190,2 | 
| НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 26 470,9 | 27 822,5 | 44 578,4 | 
| Налог на прибыль | 2 712,8 | 3 535,3 | 2 819,5 | 
| НДС | 8 198,3 | 11 784,9 | 18 701,4 | 
| Акцизы | 3 475,3 | 4 348,9 | 5 597,0 | 
| Налоговые доходы от внешнеэкономической | |||
| деятельности | 7 969,5 | 5 776,2 | 15 146,9 | 
| НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 4 167,0 | 2 433,9 | 9 611,6 | 
| БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 13,8 | од | |
| 2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 31 646,9 | 34 282,1 | 51 950,5 | 
| Общегосударственные расходы | 8 731,5 | 14 286,9 | 24 995,0 | 
| из них государственная инвестиционная программа | 1 828,8 | 1 822,0 | 2 127,6 | 
| трансферты бюджетам других уровней | 5 690,2 | 9 478,2 | 16 981,0 | 
| Национальная оборона | 1 305,5 | 1 540,0 | 2 711,5 | 
| Судебная власть, правоохранительная деятельность и | |||
| обеспечение безопасности | 2 071,7 | 2 760,2 | 4 058,2 | 
| Национальная экономика | 13 528,4 | 8 749,9 | 9 310,8 | 
| Охрана окружающей среды | 402,8 | 242,8 | 346,5 | 
| Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 24,2 | 31,8 | 42,6 | 
| Здравоохранение | 1 164,1 | 1 344,0 | 1 957,2 | 
| Физическая культура, спорт, культура и средства | |||
| массовой информации | 522,3 | 578,4 | 844,0 | 
| Образование | 1 272,7 | 1 503,1 | 2 469,1 | 
| Социальная политика | 2 623,7 | 3 245,1 | 5 215,7 | 
| РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 31 646,9 | 34 282,1 | 51 950,5 | 
| ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 21 138,2 | 27 021,9 | 43 295,4 | 
| Заработная плата | 3 577,6 | 4 675,6 | 6 921,7 | 
| Начисления на заработную плату | 653,9 | 827,3 | 1 254,5 | 
| Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 1 002,7 | 907,1 | 2 562,2 | 
| Текущие бюджетные трансферты | 11 928,2 | 16 733,6 | 26 308,2 | 
| КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 6 217,6 | 7 038,9 | 8 197,5 | 
| ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 4 291,1 | 221,4 | 457,6 | 
| Дефицит (профицит) | -1 009,1 | -4 012,0 | 2 239,6 | 
| Финансирование | 1 009,1 | 4 012,0 | -2 239,6 | 
| Внутреннее финансирование | -10 474,0 | -623,4 | -11 365,9 | 
| Внешнее финансирование | 11 483,1 | 4 635,4 | 9 126,3 | 
Источник: [9]
Приложение В
Основные параметры местных бюджетов Республики Беларусь
в 2009-2011 гг.
| 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
| 1. ДОХОДЫ- всего | 21 988,2 | 27 976,5 | 48 400,1 | 
| НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 14 833,9 | 17 052,2 | 28 867,5 | 
| Подоходный налог | 4 305,3 | 5 380,8 | 9 316,4 | 
| Налог на прибыль | 1 894,8 | 2 251,0 | 5 876,6 | 
| Налоги на собственность | 1 626,7 | 1 850,1 | 2 549,2 | 
| НДС | 3 884,8 | 4 441,5 | 7 797,1 | 
| Акцизы | 162,1 | 1,3 | 2,5 | 
| НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 155,0 | 1 336,4 | 2 389,7 | 
| БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 5 999,3 23 446,4 | 9 587,9 28 367,3 | 17 142,9 43 946,4 | 
| Общегосударственная деятельность | 5 019,6 | 5 556,7 | 7 316,5 | 
| из них | |||
| государственная инвестиционная программа | 3 165,5 | 4 211,8 | 5 402,8 | 
| Национальная оборона | 18,2 | 3,1 | 8,4 | 
| Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 362,2 | 181,2 | 236,4 | 
| Национальная экономика | 2 884,4 | 3 661,8 | 6 206,5 | 
| Охрана окружающей среды | 136,2 | 266,7 | 210,8 | 
| Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство | 3 018,4 | 3 864,3 | 6 165,6 | 
| Здравоохранение | 4 189,8 | 5 118,4 | 8 425,3 | 
| Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 891,9 | 1 152,4 | 1 750,7 | 
| Образование | 5 494,4 | 6 838,8 | 11 242,4 | 
| Социальная политика | 1 431,3 | 1 723,8 | 2 383,9 | 
| РАСХОДЫ (экономическая классификация) | 23 446,4 | 28 367,3 | 43 946,4 | 
| ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 17 069,4 | 20 801,4 | 35 613,2 | 
| Заработная плата | 5 680,2 | 6 856,1 | 11 694,7 | 
| Начисления на заработную плату | 1 816,9 | 2 251,7 | 3 736,4 | 
| Обслуживание государственного долга Республики Беларусь | 66,7 | 203,2 | 735,0 | 
| Текущие бюджетные трансферты | 4 804,2 | 5 371,1 | 10 343,1 | 
| КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 5 681,4 | 7 691,3 | 8 880,7 | 
| ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 695,7 | -125,4 | -547,4 | 
| Дефицит (профицит) | -1 458,2 | -390,8 | 4 453,7 | 
| Финансирование | 1 458,2 | 390,8 | -4 453,7 | 
| Внутреннее финансирование | 1 458,2 | 390,8 | -4 453,7 | 
| Внешнее финансирование | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 
Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь