Однако в случае с
регулировани-ем фондового рынка
возникает вполне очевидное противоречие
с законом «О рынке ценных бумаг»,
где установлено, что уполномочен-ный
в сфере рынка ценных бумаг
го-сударственный орган соединяет
в себе правоустанавливающую и пра-воприменительную
функции. Раз-граничение этих функций
способно привести к снижению эффективнос-ти
государственного регулирования финансового
рынка и, как следст-вие, к снижению эффективности
функционирования последнего.
Все-таки от наличия у
государствен-ного органа, регулирующего
такой динамичный рынок, каким является
финансовый рынок в целом и ры-нок ценных
бумаг в частности, пра-ва оперативно изменять
правила игры на нем, корректируя существу-ющие
нормы или устанавливая но-вые, в определенной
ситуации мо-жет зависеть стабильность
финан-совой системы страны и экономики
в целом.
Решить возникшую проблему
способно совмещение функций нормотворчества,
надзора и регу-лирования в рамках
ФСФР. При этом соблюдение базового принци-па
административной реформы, разделяющего
функции нормо-творчества и контроль за
их соблю-дением, можно обеспечить путем
разграничения функций внутри са-мой ФСФР.
Для этих целей нормо-творчество можно
вынести за рам-ки этого органа, создав
коллегию ФСФР -- аналог коллегии ФКЦБ
России. Формирование коллегии ФКЦБ России
было предусмотрено ст. 41 закона «О рынке
ценных бу-маг». Принимая за основу структуру
коллегии ФКЦБ России, коллегия ФСФР должна
состоять из 15 чле-нов, в том числе 6 сотрудников
ФСФР и 9 человек «со стороны». Причем в
число последних должны быть включены
представители Минфина и Центробанка,
а также представители профессиональных
объединений участников фондово-го рынка.
Таким образом, по уровню
кон-центрации контроля финансовой сферы
ФСФР может стать мегарегулятором российского
финансового рынка, отвечающим классическим
канонам этого понятия, подобно британскому
финансовому мегарегулятору -- Управлению
финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA).
Однако для этого предстоит еще мно-гое
сделать, например изменить ста-тус ФСФР
вывести из подчинения правительства
и сделать независи-мым государственным
органом, под-контрольным непосредственно
пре-зиденту страны и подотчетным парламенту,
действующим на основании своего специального
закона, опре-деляющего его статус, права,
обя-занности и т. п.
Заключение
Несмотря на большие
трудности, особенно, законодательство,
регулирующее рынок ценных бумаг, далеко
от совершенства, сам рынок есть,
он функционирует и развивается;
он оказывает влияние на положение
дел в государстве и способствует
развитию предпринимательства в
России. По мнению экспертов, российский
рынок ценных должен развиваться
в следующих направлениях:
- развитой рынок ценных
бумаг обычно имеет доступ
к фондам, формируемым различными
типами институциональных инвесторов.
Рынок ценных бумаг может расти,
если такие институты будут
созданы;
- консультационные и
управленческие услуги, способствующие
государственным капиталовложениям
в инвестиционные фонды, страхование
вкладов и других видов сбережений
требуют соответствующей законодатель-ной,
регламентационной, образовательной и
технической поддержки;
- законодательство о
фирмах должно гарантировать,
что правление акционерных предприятий
защищает интересы широкого круга
инвесторов. Это предполагает определение
обязанностей руководителей и
установление контроля для предотвращения
разного рода махинаций;
- особой проблемой для
государства остается защита
интересов вкладчиков негосударственных
пенсионных фондов и страховых
компаний. Для ее решения органы,
регулирующие деятельность этих
финансовых институтов, должны разработать
нормативы обязательных инвестиций
и наиболее ликвидные и надежные
ценные бумаги.
С помощью вышеперечисленных
пунктов и разумных действий правительства
российский рынок ценных бумаг сможет
вплотную приблизиться к мировым
стандартам.
Из рассмотренного материала
я сделал вывод, что российский рынок
ценных бумаг развивается более
или менее динамично. Искушенные
западные профессионалы высоко оценивают
потенциал российского рынка, и
я надеюсь, что политическая и
экономическая стабильность позволит
России в ближайшем будущем стать
одним из крупнейших финансовых центров
мира.
Список используемой литературы
1 Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г.
№ 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
2 Гражданский кодекс Российской
Федерации от 21.10.94 г., часть 1.
3 Указ Президента РФ от 07.10.1992г.
№ 1186 “О мерах по организации
рынка ценных бумаг в процессе
приватизации государственных и
муниципальных предприятий”.
4 Указ Президента РФ от 01.08.1996
№1008 “Концепция развития рынка
ценных бумаг в Российской
Федерации”.
5 Распоряжение Правительства РФ
от 12.12.1998г. №.1787-р “О новации
по государственным ценным бумагам”
6 Бердникова Т.Б Рынок ценных
бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА-М,
2000.
7 Шестаков А.В и Д.А Рынок
ценных бумаг. - М.: 2000.
8 Шаблин А.О. Государственная
политика в области ценных
бумаг// ЭКО. - 2002. - № 9. - с. 43 - 50.
9 Вавулин Д.А. Правовое регулирование
эмиссии ценных бумаг// ФБК. - 2003. -
№ 7. - с. 73 - 82.
10 Фролов В. Рубль на вес
золота// Эксперт. - 2003. - № 11. - с. 24 - 28.
11 Обухова Е. Учет государственных
ценных бумаг// Аудит. - 2004. - № 9. - с.
20 - 27.
12 Потемкин А. Пути повышения
стабильности государственного
РЦБ// РЦБ. - 2004. - № 4. - с. 35 - 37.
13 Беленькая О. Фондовый рынок:
итоги и прогнозы// РЦБ. - 2004. - №
1. - с. 38 - 42.
14 Афонин. Небывалый интерес к
ценным бумагам отечественных
компаний// Финансы России.-2003.-№7.-с.
40-42.
15 Маковецкий М. Ю. РЦБ как
фактор активизации инвестиционного
процесса// Финансы и кредит. - 2003.
- № 1. - с. 65 - 67.
16 Динамика фондового рынка:
факторный анализ// Финансы. - 2003. - №
2. - с. 52 - 56.
17 Сизов Ю. Актуальные проблемы
развития российского фондового
рынка// Вопросы экономики. - 2003. - №
7. - с. 26 - 43.
18 Минашкин В. Г. Развитие российского
РЦБ в зеркале статистики// Вопросы статистики.
- 2003. - № 10. - с. 53 - 56.
19 Килячков А.А.Чалдаева Л.Г. РЦБ
и биржевое дело - М.: ЮРИСТ, 2002.
20 Голанов В.А. Рынок ценных
бумаг - М.: Финансы и статистика,
2004.