Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 06:50, курсовая работа
Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов.
Рассуждать относительно такой объемной темы, как стимулирование труда можно очень много. Но, поскольку тема моего исследования не включает в себя подробного описания существующих методов и систем оплаты труда, составления компенсаций, и изучения социальных проблем в коллективе, остановлюсь только на тех приемах стимулирования труда сотрудников, которые я хотела бы предложить в качестве оптимизации системы оплаты труда в компании ООО “Интервуд”.
Считается, что базовая оплата должна быть достаточной, чтобы привлечь на фирму работников нужной квалификации и подготовки. Она не должна превышать 70–90% общего дохода, получаемого работником. Увеличение размера базовой заработной платы должно производиться строго в соответствии с повышением производительности на уровне группы работников или предприятия в целом. Достигнутый уровень жизни не может рассматриваться в качестве основы для определения базового уровня заработной платы.
Размер базовой ставки должен быть связан с уровнем ответственности работника и его эффективностью. Соотношение базовых ставок по уровням ответственности носит ступенчатый характер:
Максимум  | ||||
Базовая  | 
  ||||
ставка  | ||||
Минимум  | ||||
  | ||||
Повышение уровня ответственности  | ||||
Индивидуальная ставка может колебаться от 80 до 120% базовой. По результатам оценки труда целесообразно определить четыре зоны эффективности, показывающие соответствие трудовой деятельности требованиям труда:
80 %  | 
  100 %  | 
  120 %  | |||
R1  | 
  R2  | 
  R3  | 
  R4  | 
  S  | 
R1 – не выполняется одна или несколько главных 
трудовых функций;  
R2 – в целом результаты труда соответствуют 
заданным;  
R3 – работник выполняет свои функции выше 
среднего показателя;  
R4 – работник существенно преуспевает 
в работе;  
S – вводится для исключительных случаев. 
Материальное поощрение предусматривается начиная со степени “соответствия работника установленным требованиям”. Таких работников около 60% от общего числа, значительно превышающих требования – около 10% и просто превышающих требования – 20%. Примерно 10% работников, не выполняющих установленные требования, вообще не поощряются.
Оплата за квалификацию. Американские специалисты разработали систему оплаты труда, которая получила наименование “оплата за квалификацию” (ОЗК). Суть этой системы в том, что уровень оплаты зависит не только от сложности выполняемой работы, но и от набора специальностей, который работник способен использовать в своей деятельности. В данном случае платят не за то, что он делает, а за то, что он знает, т. е. оплачивается не сам труд, а рост квалификации и в первую очередь число освоенных специальностей. В компании ООО “Интервуд”, в порядке эксперимента в начале 2004 года была введена система ОЗК. В связи со специфичностью профессиональной деятельности сотрудников компании, данная система оказалась достаточно эффективной – большинство продавцов торгового зала высказали свое желание повысить свою квалификацию и приобрести дополнительную специальность – кассир контрольно-кассовых аппаратов.
Существенные факторы внедрения ОЗК – наличие консенсуса между администрацией и сотрудниками, сплоченность членов трудового коллектива на базе взаимопомощи и согласия. Все эти факторы присутствуют в ООО “Интервуд”. Без этого применение этой системы оплаты труда может иметь обратный эффект, т. е. привести как к снижению эффективности производства, так и к росту социальной напряженности. В целом “оплата за квалификацию” означает, что при освоении каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной мере использоваться в работе.
Механизм этой системы внедренной в ООО “Интервуд”, включает в себя понятие “единица квалификации”, определяющее сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки. По общему мнению, на всех предприятиях, внедривших систему ОЗК, резко возросли расходы на обучение персонала, а в связи с тем, что обучение осуществляется в рабочее время, соответственно увеличились потери производственного времени. Тем не менее, дополнительные расходы на рабочую силу в ООО “Интервуд” компенсируются ростом производительности труда и снижением издержек производства (по данным финансовой службы компании, они на 30–50% ниже, чем при традиционной оплате), что в свою очередь дает возможность до 10–15% фонда рабочего времени затрачивать на подготовку и переподготовку работников (при обычной системе – 3–4%).
Опрос позволил установить основные преимущества ОЗК:
В целом система ОЗК считается эффективной и перспективной, несмотря на ряд относительно негативных последствий. Повышение расходов на оплату труда в значительной степени компенсируется ростом гибкости использования рабочей силы и ее производительности. Увеличение издержек на подготовку кадров рассматривается не как рост непроизводительных расходов, а как долгосрочные инвестиции в развитие человеческих ресурсов. Немаловажно и то обстоятельство, что рабочие выражают все большее удовлетворение данной системой оплаты, считая ее более справедливой. Действительно, уровень оплаты при ОЗК зависит в большей степени от их способностей, целеустремленности, желаний, а не от стажа или необоснованных управленческих решений при расстановке кадров.
При этом работник ООО “Интервуд” лучше понимает и оценивает свой вклад в результативность производственного процесса, повышается степень ответственности, преодолевается отчуждение, что, безусловно, сказывается на росте его мотивации, удовлетворенности трудом. В конечном счете все это отражается на качестве работы и социальном статусе непосредственного сотрудника.
Опыт развития малого и среднего бизнеса, как в России, так и за рубежом, показал, что эффективность системы человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности производства и сбыта.
В связи с переходом многих малых и средних предприятий к новым формам собственности перед руководителями высшего и среднего звена, выдвинутыми из среды работников специалистов и, особенно, инженерно-технического состава, возникают серьезные проблемы в области психологии и организации управления вообще и персоналом, в частности.
В компании ООО “Интервуд” существует иерархическая система подчинения.
Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанным элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми подчинёнными, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных. Она имеет ряд достоинств:
Есть и недостатки, такие как высокие требования к руководителю, его перегрузка. Отсутствие сплочённости коллектива, и как следствие, менее эффективная работа, замедленное решение возникающих проблем. Проблемы управления и взаимодействия персонала внутри организации я буду рассматривать в этой дипломной работе18.
На предприятии работает метод косвенного воздействия. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добивается результатов. Цель организации – удовлетворенность клиентов в качественном продукте, отличном сервисе и при этом получение прибыли.
Направления воздействия, применяемые на данном предприятии:
Структура оптимизации оплаты труда персонала во многом определяется характером и размерами организации.
Для ООО “Интервуд” можно посоветовать систему оплаты труда работников предприятия, основаную на применении критерия эффективности труда Форда.
Основная суть предлагаемой системы заключается в том, что в ней, по аналогии с гибкой системой оплаты труда, заработная плата работников состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть зарплаты представляет собой фиксированный оклад, а переменная часть - надбавку, размер которой зависит не только от результатов труда отдельного работника, но и от результатов труда коллектива, в котором он работает и доли его участия в общих результатах коллектива. Отличительная особенность предлагаемой системы оплаты заключается в том, что она не только стимулирует труд самих работников, но и обеспечивает для руководства предприятия возможность оперативного управления и стабилизации необходимой эффективности труда работников при неконтролируемых изменениях доходов предприятия.
В предлагаемой системе запланированный фонд заработной платы распределяется в коллективах в соответствии с должностными окладами работников. Премиальный фонд предприятия, который образуется в результате увеличения производительности труда, распределяется между коллективами и работниками вышеуказанного предприятия в соответствии с эффективностью труда каждого из них по нижеуказанной схеме (рис.2).
Рисунок 2
Схема распределения премиального фонда между подразделениями и работниками предприятия
Премиальный фонд предприятия определяется из условия постоянства запланированной производительности труда и изменяется ежемесячно в зависимости от изменения коэффициента выполнения плана и коэффициента использования запланированного фонда заработной платы предприятия.
Премиальный фонд предприятия распределяется между всеми подразделениями предприятия в соответствии с эффективностью труда каждого из них.
Численные значения вышеуказанных фондов для всех подразделений ООО “Интервуд” приводятся в табл. 3.
Таблица 3
Расчет фонда заработной платы и премиального фонда по подразделениям предприятия ООО “Интервуд”
· №№ п.п.  | 
  Коллектив  | 
  ( ФОТ)пл  | 
  ( ФОТ)ф  | 
  Премиальный ФОТ  | ||
Январь  | 
  Февраль  | 
  Март  | ||||
1  | 
  Общий коллектив работников предприятия  | 
  33 900  | 
  32 200  | 
  5 655  | 
  3 994  | 
  6 871  | 
2  | 
  Коллектив магазина №1  | 
  8 000  | 
  8 000  | 
  0  | 
  0  | 
  1 763  | 
3  | 
  Коллектив магазина №2  | 
  4 200  | 
  3 800  | 
  1 950  | 
  1 508  | 
  1 614  | 
4  | 
  Коллектив магазина №3  | 
  6 500  | 
  6 100  | 
  1 917  | 
  1 240  | 
  1 788  | 
5  | 
  Коллектив вспомога-тельного подразделения, в том числе  | 
  15 200  | 
  14 300  | 
  1 788  | 
  1 246  | 
  1 707  | 
  | 
  - Отдел кадров  | 
  2 000  | 
  2 000  | 
  250  | 
  174  | 
  239  | 
  | 
  - Бухгалтерия  | 
  1 500  | 
  1 200  | 
  150  | 
  105  | 
  143  | 
  | 
  - Плановый отдел  | 
  3 500  | 
  3 500  | 
  438  | 
  306  | 
  418  | 
  | 
  - Аналитический отдел  | 
  2 200  | 
  2 000  | 
  250  | 
  174  | 
  239  | 
  | 
  - Отдел закупок  | 
  2 500  | 
  2 100  | 
  263  | 
  183  | 
  251  | 
  | 
  - Служба безопасности  | 
  3 500  | 
  3 500  | 
  438  | 
  305  | 
  418  | 
Премиальный фонд каждого подразделения распределяется между его работниками в соответствии с эффективностью труда каждого работника. В качестве примера распределения премиального фонда коллективов между его работниками в табл. 3 представлены размеры премиального вознаграждения для работников магазина №1 и магазина №3.
Таблица 4
Распределение премиального фонда между работниками ООО “Интервуд”
· № п.п.  | 
  Должность работника  | 
  Месячный оклад  | 
  Размер премии  | ||
Январь  | 
  Февраль  | 
  Март  | |||
Коллектив магазина № 1, в т.ч.  | |||||
1.  | 
  Продавец  | 
  2 000  | 
  0  | 
  0  | 
  441  | 
2  | 
  Продавец  | 
  1500  | 
  0  | 
  0  | 
  331  | 
3  | 
  Продавец  | 
  1 200  | 
  0  | 
  0  | 
  264  | 
4  | 
  Кассир  | 
  1 000  | 
  0  | 
  0  | 
  220  | 
5  | 
  Кладовщик  | 
  1 300  | 
  0  | 
  0  | 
  286  | 
6  | 
  Грузчик  | 
  500  | 
  0  | 
  0  | 
  110  | 
7  | 
  Грузчик  | 
  500  | 
  0  | 
  0  | 
  110  | 
Коллектив магазина № 3, в т.ч.  | |||||
1  | 
  Продавец  | 
  1 500  | 
  471  | 
  305  | 
  440  | 
2  | 
  Продавец  | 
  1 500  | 
  471  | 
  305  | 
  440  | 
3  | 
  Продавец  | 
  1 200  | 
  377  | 
  244  | 
  352  | 
4  | 
  Кассир  | 
  1 000  | 
  314  | 
  203  | 
  293  | 
5  | 
  Кладовщик  | 
  8 000  | 
  126  | 
  81  | 
  117  | 
6  | 
  Грузчик  | 
  500  | 
  157  | 
  102  | 
  147  | 
Следует отметить, что в рассматриваемом примере для упрощения расчетов распределение премиального фонда каждого коллектива между работниками производилось в соответствии с критерием эффективности труда работников. Однако, если учесть, что критерий эффективности труда работников представляет собой безразмерную величину, то, используя вышеуказанный методологический подход, можно в структуру данного критерия ввести дополнительные величины, отражающие отработанное время за отчетный период, объем выполненной работы каждым работником, сроки выполнения работы, профессиональную квалификацию и т.д.
В отличие от других показателей критерий эффективности труда (критерий Форда) является комплексным параметром, представляющим собой произведение производительности труда коллектива и критерия долевого участия каждого исполнителя в фонде заработной платы коллектива, в котором работает данный исполнитель. Экономический смысл вышеуказанного критерия заключается в том, что он отражает долю фонда заработной платы в удельной выручке, полученной каждым коллективом. Данный критерий, являясь безразмерным параметром, позволяет проводить сравнение и анализ эффективности труда не только на различных участках одного и того же предприятия, но и на различных предприятиях независимо от профиля выпускаемой или реализуемой продукции.
Присутствие фонда заработной платы (оклада работника) в структуре критерия позволяет контролировать необходимое соответствие между объемом выполненной работы и зарплатой каждого исполнителя (работника).
Система оплаты труда, основанная на применении вышеуказанного критерия позволяет не только стимулировать труд работников предприятия, но и оперативно управлять и стабилизировать необходимую эффективность труда как на предприятии в целом, так и в различных коллективах предприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Грузинов В. П. Грибов В. Д. Экономика предприятий: Учебное пособие -М., НЭП 2001г.
2 Грузинов В. П. Грибов В. Д. Экономика предприятий: Учебное пособие -М., НЭП 2001г.
3 Экономика предприятия; Учебник / под. ред. Проф. Н. А. Сафронова. М.: Юность 1999г.
4 Экономика предприятия; Учебник / под. ред. Проф. Н. А. Сафронова. М.: Юность 1999г.
5 Экономика предприятия; Учебник / под. ред. Проф. Н. А. Сафронова. М.: Юность 1999г.
6 Экономика предприятия; Учебник / под. ред. Проф. Н. А. Сафронова. М.: Юность 1999г.
7 Грузинов В. П. Грибов В. Д. Экономика предприятий: Учебное пособие -М., НЭП 2001г.
8 Грузинов В. П. Грибов В. Д. Экономика предприятий: Учебное пособие -М., НЭП 2001г.
9 Экономика предприятия; Учебник / под. ред. Проф. Н. А. Сафронова. М.: Юность 1999г.
10 Адамчук В.В. Организация нормирования труда: Учебное пособие для вузов //М.; Финстатинформ, 2000г.
11Адамчук В.В. Организация нормирования труда: Учебное пособие для вузов //М.; Финстатинформ, 2000г.
12 Адамчук В.В. Организация нормирования труда: Учебное пособие для вузов //М.; Финстатинформ, 2000.
13 Организация нормирования труда: Учебное пособие для вузов //М.; Финстатинформ, 2000г., стр.45
14 Организация нормирования труда: Учебное пособие для вузов //М.; Финстатинформ, 2000г., стр.46
15 Алавердов А. Р. Персональный менеджмент на кризисном предприятии /Мос. гос. унив-т экономики, статистики и информатики – М., 1998г., стр.17
16 Грузинов В. П. Грибов В. Д. Экономика предприятий: Учебное пособие -М., НЭП 2001г, стр.20
17 Алавердов А. Р. Персональный менеджмент на кризисном предприятии /Мос. гос. унив-т экономики, статистики и информатики – М., 2000г., стр.19
18 Уткин Э.А., Управление персоналом в малом и среднем бизнесе // Справочник кадровика, 2003, № 5, стр.9
Информация о работе Оплата труда работников предприятий торговли и пути ее совершенствования