Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение переходной экономики в целом и в Республике Беларусь в частности, ее особенностей и перспектив развития.
Задачи курсовой работы: 
Дать общую характеристику переходной экономики.
Охарактеризовать концепции перехода к рыночной экономике и их реализацию в различных странах.
Рассмотреть особенности переходной экономики в Республике Беларусь.
Введение 
1. Общая характеристика  переходной экономики
1. 1. Понятие и структура переходной экономики, её основные черты
1. 2.  Главные цели  и задачи переходного периода и пути их решения.
2. Концепции перехода  к рыночной экономике и их  реализация в различных странах
2. 1. Концепция градуализма
2. 2. «Шоковая терапия»
3.  Особенности переходной  экономики в Республике Беларусь
    Заключение
        Список использованных источников
В наиболее последовательном виде эта концепция была реализована в Польше первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два-три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три- четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Польским руководством также были предприняты следующие меры:
Недолгая история переходной экономики показывает, сто почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах – например, в Польше, Чехии и Эстонии – этот опыт был вполне успешен.
В тоже время существует и множество проблем, связанных с реализацией «шоковой терапии»:
Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от специфических особенностей страны и состояния экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.
3. Особенности 
переходной экономики в 
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991 — 1995гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996 — 2000гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
2001 — 2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития [11, с.31].
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 1.
Таблица 3.1. «Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991 — 1995 гг.» [9, с.34]
Показатель  | 
  1991г.  | 
  1992 г.  | 
  1993 г.  | 
  1994 г.  | 
  1995 г.  | 
  1995 г. к 1990 г.  | 
Валовой внутренний продукт, %  | 
  98,8  | 
  90,4  | 
  92,4  | 
  88,3  | 
  89,6  | 
  65,3  | 
Продукция промышленности, %  | 
  99,0  | 
  90,8  | 
  90,6  | 
  85,4  | 
  88,3  | 
  61,4  | 
Продукция сельского хозяйства, %  | 
  95,1  | 
  91,5  | 
  103,7  | 
  85,6  | 
  95,3  | 
  73,6  | 
Инвестиции в основной капитал, %  | 
  104,0  | 
  71,0  | 
  85,0  | 
  89,0  | 
  59,0  | 
  38,5  | 
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз  | 
  1,8  | 
  16,6  | 
  21,0  | 
  20,6  | 
  3,4  | 
  43948,0  | 
Реальные денежные доходы населения, %  | 
  100,2  | 
  80,2  | 
  115,9  | 
  90,8  | 
  73,5  | 
  62,2  | 
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 %. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные. Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ.
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь 1996 – 2000 гг. явились переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СССР и проводимых с 1991 по 1994 гг. либеральных экономических реформ.
 В целях вывода 
страны из кризисного 
Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл.3.2).
Таблица 3.2. «Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996 — 2000 гг.» [9, с.35]
Показатель  | 
  1996 г.  | 
  1997 г.  | 
  1998 г.  | 
  1999 г.  | 
  2000 г.  | 
  2000 г. к 1995 г.  | 
Валовой внутренний продукт, %  | 
  102,8  | 
  111,4  | 
  108,4  | 
  103,4  | 
  105,8  | 
  135,8  | 
Продукция промышленности, %  | 
  103,5  | 
  118,8  | 
  112,4  | 
  110,3  | 
  107,8  | 
  164,3  | 
Производство потребительских товаров, %  | 
  109,0  | 
  122,8  | 
  120,8  | 
  109,2  | 
  104,1  | 
  183,8  | 
Продукция сельского хозяйства, %  | 
  102,4  | 
  95,1  | 
  99,3  | 
  91,7  | 
  109,3  | 
  96,9  | 
Инвестиции в основной капитал,%  | 
  95,0  | 
  120,0  | 
  125,0  | 
  92,0  | 
  102,0  | 
  133,7  | 
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз  | 
  1,4  | 
  1,6  | 
  2,8  | 
  3,5  | 
  2,1  | 
  46,1  | 
Реальные денежные доходы населения, %  | 
  117,0  | 
  106,0  | 
  119,0  | 
  97,0  | 
  120,0  | 
  171,6  | 
Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост 
экономических показателей 
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышении благосостояния народа и приближении его к уровню экономически развитых европейских государств.
В соответствии с утвержденной Указом Президента страны «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы» основными задачами являются:
1) создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
2) улучшение демографической ситуации в стране и укрепление института семьи;
3) создание условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;
4) снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
5) осуществление технического перевооружения и реструктуризации предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;
6) существенное увеличение среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства;
7) повышение уровня пенсий и стипендий;
8) улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;
9) обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизация ситуации в проблемных регионах.
Исходя из поставленных 
целей и задач на 2001–2005гг. в 
Беларуси были определены следующие приоритеты: 
· формирование эффективной системы здравоохранения; 
·  активизация инновационной и инвестиционной 
деятельности; 
·наращивание экспорта товаров и услуг; 
· дальнейшее развитие жилищного строительства 
на безэмиссионной основе с максимальным 
использованием внебюджетных источников 
финансирования; 
· развитие агропромышленного комплекса 
и сопряженных отраслей.
Реализация целей и задач в 2001–2005 годах проходила в условиях некоторой неопределенности ожидаемых воздействий внешних и внутренних факторов на социально-экономические процессы. В связи с этим были предусмотрены два варианта развития экономики Беларуси.
Принципиальные различия между ними заключались в степени интенсивности использования факторов экономического роста для перехода в стадию устойчивого развития, а также в глубине и эффективности проводимых реформ, скорости приближения к новой экономической системе.
Первый (инерционный) сценарий основывался на сложившихся в базисном периоде тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста инвестиционной деятельности, некотором улучшении использования действующих производственных мощностей и незначительном обновлении основного капитала. В этом сценарии используется более жесткая бюджетно-налоговая и относительно мягкая кредитно-денежная политика. Интеграционные связи сохраняются или минимально растут по сравнению с базисным периодом, иностранные инвестиции и кредиты минимальны.
Второй (целевой) сценарий предусматривал более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста; активизацию инновационно-инвестиционной деятельности; более высокий уровень обновления основного капитала; реализацию бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, стимулирующей наращивание выпуска товаров и услуг; активную государственную поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Этот вариант аккумулирует задания ранее разработанных программ и прогнозов социально-экономического развития. Он предполагает высокий уровень развития интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья и более чем в два раза больший объем привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов. В итоге все это определяет более высокие показатели роста уровня жизни населения и эффективности функционирования экономики.
Информация о работе Общая характеристика переходной экономики