Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство  государства в образовательный  процесс является оптимальным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Показать структуру российского образования;
Ознакомить с образовательной политикой  государства и ее приоритетами;
Выявить проблемы и тенденции современного образования в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5
1.1.  Структура  российской системы образования………………5
1.2. Роль образования  в развитии российского общества………8
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10
2.1. Образовательная  политика: теоретические вопросы……..10
2.2. Приоритетные  направления образовательной политики..11
2.3. Законодательная  база образовательной системы…………19
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26
- развитие образования как 
    Основой современной образовательной 
политики государства является социальная 
адресность и сбалансированность социальных 
интересов. Стратегические цели модернизации 
образования могут быть достигнуты только 
в процессе постоянного взаимодействия 
образовательной системы с представителями 
национальной экономики, науки, культуры, 
здравоохранения, всех заинтересованных 
ведомств и общественных организаций, 
с родителями и работодателями. 
      Суть изменений в образовании, 
их цели, направления, методы должны регулярно 
разъясняться населению, а результаты 
общественного мнения должны пристально 
изучаться органами управления образованием 
и руководителями образовательных учреждений 
и учитываться при проведении модернизации 
образования.
2.2. Приоритетные направления образовательной политики
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
- равного доступа всех 
граждан России к образованию 
разных уровней вне 
- получения образования 
в соответствии с 
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
- обучения на учебно-
- обучения в условиях, 
гарантирующих защиту прав 
- социально-педагогической 
и психолого-педагогической 
- бесплатного пользования 
учащимися и студентами 
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности 
итоговой аттестации выпускников 
Одновременно будет 
- разграничение полномочий 
и ответственности между 
- передача оплаты труда 
и обеспечения учебного 
- введение адресных целевых 
выплат для малообеспеченных 
учащихся и создание на 
Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.
Важной организационно-
Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации 
планирует осуществить 
- создание сети учебно-
- казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных,
- сельскохозяйственных и других училищ;
- создание специализированных 
консультативных подростковых 
- рационализация порядка 
и процедур усыновления детей, 
развитие системы приемных 
- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка 
педагогических кадров, а также 
проведение родительского 
- введение на федеральном 
и региональном уровнях 
Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.
Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Опираясь на богатейший опыт 
российской и советской школы, следует 
сохранить лучшие традиции отечественного 
естественно-математического, гуманитарного 
и художественного образования. 
Воспитание как первостепенный приоритет 
в образовании должно стать органичной 
составляющей педагогической деятельности, 
интегрированной в общий 
Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:
- итогам проводимого 
- провести оптимизацию 
учебной, психологической и 
- обеспечить дифференциацию 
и индивидуализацию 
- более полно использовать 
нравственный потенциал 
- отработать и ввести 
гибкую систему профилей 
- усилить роль дисциплин, 
обеспечивающих успешную 
- обеспечить знания 
- предусмотреть введение 
обязательного экзамена по 
- создать в системе 
профессиональной ориентации 
- разработать нормативно-
- обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
- создать эффективную 
государственно-общественную 
- создать независимую 
от органов управления 
2.3. Законодательная база образовательной системы
К основным правовым источникам образовательной системы в основном относят Конституцию РФ, Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные НПА РФ, в частности ФГОСы.