Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:43, курсовая работа
Целью данной контрольной  работы является изучение сущности и  механизмов работы мирового рынка услуг, его составляющих, а также особенностей современной международной торговли, ее структуры и динамики развития.
Поставленная цель определила ряд задач:
- Раскрыть особенности  мирового рынка услуг и предпосылки  его развития.
- Проанализировать структуру  рынка услуг.
Введение. 2
1. Особенности международного рынка услуг. 3
1.1 Мировой рынок услуг и предпосылки его развития. 3
1.2 Структура  рынка услуг. 5
2. Основные виды мирового рынка услуг. 7
2.1 Классификация мирового рынка услуг. 7
2.2 Международный  туризм. 8
2.3 Международный  рынок технологий. 16
2.4 Рынок  транспортных услуг. 20
2.5 Рынок  страховых и банковских услуг. 24
Решение задачи…………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  литературы. 32
Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем:
- Предоставляя туристам 
товары и услуги, страна шире 
участвует в системе 
- Международный туризм - 
эффективный источник валютных 
поступлений, в том числе и 
за счет «внутреннего экспорта»
- Валютные доходы от 
туризма ускоряют 
- Международный туризм 
способствует повышению 
- В развитых странах 
с хорошо поставленной 
- Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли - пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8-10% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места.
- Социально-экономические 
последствия. Они связаны в 
первую очередь с возможным 
импортом инфляции. Приток иностранных 
туристов увеличивает цены в 
стране и в связи с 
- Социально-культурные и 
психологические последствия, 
- Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.
- Валютные последствия. 
Хотя первое место по 
Туризм классифицируется:
- по целям - маршрутно-познавательный, 
спортивно-оздоровительный, 
- по степени мобильности - передвижной, стационарный, смешанный;
- по форме участия - индивидуальный, групповой, семейный;
- по возрасту - зрелый, молодежный, детский, смешанный;
- по продолжительности - однодневный, многодневный, транзитный;
- по использованию транспортных 
средств - автомобильный, 
- по сезонности - активный туристский сезон, межсезон, несезон;
- по географии - межконтинентальный, международный, региональный;
- по способу передвижения - пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.
В последние годы развитие международного туризма обусловлено определенными особенностями:
- Изменились цели туризма.
- Изменяются формы 
- Увеличивается стоимость туристских услуг.
- Характерной особенностью 
и своеобразным достоинством 
этих услуг как товара 
Рассмотрим особенности развития международного туризма в 2010 году.
Количество международных 
туристских прибытий после сокращения 
на 4% в 2009 году, во время которого воздействие 
глобального экономического кризиса 
проявлялось наиболее остро, возросло 
почти на 7% и составило 935 миллионов. 
Подавляющее большинство 
На фоне улучшения экономической 
ситуации в мире международный туризм 
восстанавливается быстрее, чем 
ожидалось после глобального 
финансового кризиса и 
Хотя рост международных туристских прибытий был зафиксирован во всех регионах, главными двигателями этого процесса восстановления остаются растущие экономики. Такие быстрые темпы восстановления, менее скорые в развитых экономиках (+5%), более высокие в растущих экономиках (+8%), являются отражением в более широкой перспективе глобальной экономической ситуации и будут преобладать в 2011 г., и в обозримом будущем.
Азия стала первым регионом, в котором произошло восстановление и который развивался самыми быстрыми темпами в 2010 году. В прошлом году количество международных туристских прибытий в Азию достигло нового рекордного уровня 204 млн. по сравнению со 181 млн. в 2009 г. Африка (+6%, 49 млн.) - единственный регион, имевший позитивные темпы роста в 2009 г. и сохранивший их в 2010 г., благодаря усилению динамизма экономики и проведению таких мероприятий, как организованный ФИФА в Южной Африке чемпионат мира по футболу. Результаты, выражающиеся двузначными цифрами, были зарегистрированы на Ближнем Востоке (+14%, 60 млн.), где темпы роста почти всех дестинаций составляли 10% или более.
В Европе (+3%, 471 млн.) темпы 
восстановления были более медленными, 
чем в других регионах вследствие 
нарушения воздушного движения, вызванного 
извержением вулкана 
Американский регион (+8%, 151 млн.) восстановился после спада 2009 года, вызванного экономическими трудностями в Северной Америке и вспышкой гриппа A(H1N1). Улучшению результатов региона в целом способствовало восстановление позитивных темпов роста в экономике США, а также усиление процессов региональной интеграции в Центральной и Южной Америке и оживление латиноамериканских экономик. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в Южной Америке (+10%).
Субрегиональные результаты четко свидетельствуют о таком быстром восстановлении. Несколько регионов, такие как Северная Африка, Африка южнее Сахары и Юго-Восточная Азия не пострадали от глобального кризиса и на протяжении 2009-2010 гг. имели позитивные темпы роста. В субрегионах, пострадавших от кризиса в 2009 году, - Северо-Восточная и Южная Азия, Северная и Южная Америка и Западная Европа - в 2010 году был зарегистрирован рост прибытий, полностью компенсировавший предыдущие потери и превысивший докризисные пиковые уровни. Страны Карибского бассейна и Центральной Америки вернулись на уровни 2008 г., в то время как темпы роста Центральной, Восточной, Южной и средиземноморской Европы были недостаточными, чтобы компенсировать утраченные туристские потоки в 2009 году. Для сравнения, в Северной Европе в 2010 г. не были восстановлены позитивные темпы роста.
Темпы роста поступлений от международного туризма продолжали немного отставать от темпа роста прибытий в 2010 г., что характерно для периодов восстановления. Среди ведущих выездных туристских рынков по объему расходуемых туристами средств за границей лидирующие позиции продолжают занимать растущие экономики: Китай (+17%), Российская Федерация (+26%), Саудовская Аравия (+28%) и Бразилия (+52%). Ситуация в традиционных направляющих рынках: Австралия (+9%), Канада (+8%), Япония (+7%) и Франция (+4%) выправилась, хотя США, Германия и Италия имеют более скромный показатель 2%. На противоположном полюсе находится Соединенное Королевство, туристы которого в 2010 году расходовали за границей на 4% меньше.
На протяжении 2010 года спрос в сфере международного туризма сохранялся на должном уровне, несмотря на продолжающуюся экономическую неопределенность на некоторых крупных рынках, стихийные бедствия в ряде стран, политические и социальные беспорядки в других, серьезные нарушения воздушного движения в результате извержения вулкана в Исландии в апреле прошлого года и проблематичные погодные условия в определенных регионах Европы и США в декабре.
Таким образом, можно сделать вывод, что международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
2.3 Международный рынок технологий.
Международный рынок технологий - это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассматривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком - передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.
В первом случае международный 
технологический обмен 
Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII - начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции - в 1791 г., в России - в 1812 г., Испании - в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта. Однако быстрый рост торговли научно-техническими знаниями был обусловлен не только названными факторами, но и значительным усилением неравномерности экономического роста отдельных стран и, как результат этого, неодинаковым уровнем развития в них науки и техники. Сосредоточение передовой техники и технологии наблюдается в небольшой группе промышленно-развитых стран, являющихся основными экспортерами технологий. Эти страны ежегодно тратят огромные средства на НИОКР. Так, США расходуют на НИОКР не только более высокую долю ВНП, но и значительно больше средств в абсолютном выражении, а также в расчете на душу населения, чем другие страны. Сумма расходов на НИОКР в США больше, чем во Франции, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии, вместе взятых. Другие страны пошли по пути заимствования результатов НТП путем покупки научно-технических знаний и использования их у себя. Это касается, как правило, менее развитых в экономическом отношении стран, но также и некоторых индустриальных, например Японии, доля которой в мировом импорте лицензий превышает 16%.