Основанием для обращения 
страны к МВФ с просьбой о предоставлении 
кредита в рамках системы расширенного 
кредитования может быть серьезное нарушение 
равновесия платежного баланса, вызванное 
структурными расстройствами в области 
производства, торговли или ценового механизма. 
Соглашения о расширенных кредитах обычно 
ограничены сроком в три года; при необходимости 
и по просьбе стран-членов — до четырех 
лет. С ноября 1992 года действуют следующие 
лимиты доступа стран-членов к ресурсам 
МВФ в рамках резервных и расширенных 
кредитных соглашений (вместе или раздельно): 
предоставление кредитов на протяжении 
года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная, 
включающая задолженность страны по ранее 
полученным кредитам, предельная величина 
— 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за 
вычетом суммы предстоящего выкупа страной 
ее национальной валюты в течение срока 
кредитного соглашения). 
 Роль МВФ в регулировании 
международных валютно-кредитных 
отношений. МВФ осуществляет наблюдение 
и контроль за соблюдением странами-членами 
своего Устава, который фиксирует основные 
структурные принципы мировой валютной 
системы.
 Во-первых, МВФ наделен 
полномочиями создавать безусловные 
ликвидные средства путем выпуска СДР. 
Последние предназначены для пополнения 
официальных валютных резервов, погашения 
пассивного сальдо платежного баланса, 
расчетов стран с Фондом. Страна, имея 
счет в СДР, может приобретать у других 
участников системы СДР конвертируемую 
валюту. Регулирующая роль МВФ заключается 
в том, что он обеспечивает странам гарантированную 
возможность приобретения необходимой 
валюты в обмен на СДР путем назначения 
стран, которые ее предоставляют. При этом 
МВФ учитывает состояние платежного баланса 
и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. 
МВФ контролирует соблюдение установленных 
лимитов операций в СДР. Каждая страна 
обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую 
валюту в пределах двойной суммы ее лимита 
в СДР. то есть пока сумма СДР на счете 
не возрастет до 300% по отношению к чистой 
кумулятивной величине выделенных ей 
Фондом СДР. 
 После пересмотра в 
70-е годы Устава МВФ расширены 
возможности стран использовать 
СДР для более широкого круга 
операций со всеми признанными 
Фондом владельцами этих резервных 
активов без его активного 
посредничества, как это было 
прежде. Операции в СДР дают 
возможность странам в известной мере 
покрывать дефицит их платежного баланса. 
 Предполагалось, что СДР 
будут выступать в роли альтернативы 
как золоту, так и доллару, а также другим 
национальным валютам, исполняющим функцию 
международного резервного средства. 
Намечалось также использовать единицу 
СДР в качестве универсального стоимостного 
эталона для установления паритетов денежных 
единиц стран-членов. Иными словами, ставилась 
цель трансформировать СДР в основу международного 
валютного механизма. Пока нет оснований 
говорить о реальном прогрессе на пути 
перестройки структуры международной 
валютной ликвидности путем унификации 
резервных активов на базе СДР. Продвижение 
этого процесса тормозят, в частности, 
США, поскольку они не намерены отказаться 
от роли доллара как международного платежно-резервного 
средства. Система СДР не решила проблему 
интернационализации международной ликвидности 
и централизованного управления ею. 
 Во-вторых, МВФ выступает 
в качестве проводника принятой 
Западом, по инициативе США, 
установки на демонетизацию золота, 
ослабление его роли в мировой 
валютной системе. Соглашение 
о создании МВФ отводило золоту 
важное место в его ликвидных 
ресурсах. Согласно Статье III каждая 
страна при вступлении в Фонд должна была 
уплатить золотом взнос в размере 25% ее 
квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых 
резервов в зависимости от того, какая 
величина меньше. При увеличении капитала 
Фонда каждая страна была обязана оплачивать 
золотом 25% подписки в соответствии с повышением 
ее квоты. В соответствии со Статьей VII 
Соглашения МВФ предоставлялось право 
использовать имеющееся у него золото 
для пополнения своих валютных ресурсов, 
а это повышало степень ликвидности капитала 
Фонда. 
 Все страны-члены должны 
были выразить паритеты своих 
валют в определенном количестве 
золота в качестве общего мерила 
стоимости (Статья IV, раздел 1,а); фиксированное 
золотое содержание имела и единица стоимости 
СДР. 
 В соответствии со 
Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться 
в своих действиях «целью не допускать 
регулирования цены или установления 
фиксированной цены на рынке золота», 
что равнозначно трактовке золота как 
обычного рыночного товара. 
 В-третьих, МВФ осуществляет 
межгосударственное регулирование 
режима валютных курсов. В соответствии 
с Уставом, определившим принципы 
Бреттон-Вудской валютной системы, МВФ 
контролировал соблюдение странами-членами 
принятых ими и утвержденных Фондом официальных 
золотых и валютных паритетов, а также 
санкционировал их изменения. Легализация 
в обновленном Уставе (с 1978 года) режима 
плавающих валютных курсов не означает, 
что МВФ вообще устранился от воздействия 
на валютную политику стран-членов. В Статье 
IV измененного Устава МВФ зафиксирована 
обязанность каждой страны «сотрудничать 
с Фондом и с другими странами-членами 
в целях обеспечения упорядоченных валютных 
механизмов и содействия поддержанию 
стабильной системы валютных курсов». 
Страна-член должна, в частности, «избегать 
манипулирования валютными курсами или 
мировой валютной системой, направленного 
на то, чтобы препятствовать эффективной 
перестройке платежного баланса или получать 
несправедливые конкурентные преимущества 
перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок 
к Уставу МВФ предоставила странам-членам 
возможность выбора: либо сохранять 
плавающий курс валюты, либо установить 
и поддерживать фиксированный курс 
валюты (центральный курс), который 
может быть выражен в единице 
СДР или иной международной счетной 
денежной единице. 
 В-четвертых, важным 
направлением регулирующей деятельности 
МВФ является устранение валютных 
ограничений. Статьи Соглашения 
МВФ регламентируют функционирование 
механизма валютных рынков, режим 
валютных операций. Статья VIII содержит 
обязательство стран-членов не вводить 
без согласия Фонда ограничений в отношении 
платежей и переводов по текущим операциям 
платежного баланса, не использовать дискриминационных 
валютных режимов и не прибегать к множественности 
валютных курсов. Валютные ограничения 
допускаются только в двух случаях: 
 -  на основании Статьи XIV 
Устава их могут сохранять или устанавливать 
новые члены МВФ в течение переходного 
периода, продолжительность которого 
не определена; 
 -  официальное заявление 
Фонда о дефицитности определенной валюты 
дает право любой стране-члену после консультации 
с Фондом вводить временные ограничения 
операций в этой валюте. 
 В-пятых, МВФ участвует 
в регулировании международных 
валютно-кредитных отношений путем 
предоставления кредитов странам, 
а главное, в результате выполнения 
им функции координатора международного 
кредитования. Частные коммерческие 
банки рассматривают МВФ как 
гаранта получения максимально 
высоких прибылей и инструмент, 
способствующий расширению их 
кредитной деятельности в странах-заемщиках. 
Заключения МВФ об экономической 
политике и уровне платежеспособности 
того или иного правительства расцениваются 
частными банками как показатель международного 
доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой 
кредит, полученный от МВФ, приобретает 
эффект цепной реакции, открывая возможность 
привлечения более крупных сумм на рынке 
ссудных капиталов. Таким образом, происходит 
фактическое согласование кредитной политики 
МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов 
(как государственных, так и частных) мирового 
рынка ссудных капиталов — с другой. 
 МВФ наряду с другими 
международными организациями активно 
участвует в урегулировании внешнего 
долга развивающихся стран, стран 
Восточной Европы, России, других 
государств СНГ. Что касается 
ТНК и ТНБ, то они поддерживают 
мероприятия МВФ лишь в той 
мере, в какой его кредитная 
политика отвечает их собственным 
интересам, обеспечивая регулярность 
платежей стран-должников. Поэтому 
эффективность регулирования спекулятивных 
перемещений краткосрочных капиталов, 
координации процесса выравнивания 
диспропорций в международных 
платежах, целенаправленного воздействия 
на международную ликвидность 
в ряде случаев ослабляется 
противодействием частных компаний 
и банков. 
 В-шестых, МВФ осуществляет 
постоянный надзор и наблюдение 
за макроэкономической политикой 
стран-участниц и состоянием мировой 
экономики. Он собирает огромный 
массив информации, относящейся 
к отдельным странам и к 
мирохозяйственным процессам в 
целом. Эта информация включает 
сведения о динамике экономического 
роста и цен, денежном обращении, 
экспорте и импорте товаров, 
услуг, капиталов, состоянии платежных 
балансов, официальных золотых и 
валютных резервов, производстве, экспорте 
и импорте золота, размерах заграничных 
капиталовложений, движении валютных 
курсов и многом другом и 
подвергается тщательной аналитической 
обработке. Страны-члены обязаны 
беспрепятственно предоставлять 
Фонду эти сведения и консультироваться 
с ним по вопросам их макроэкономической 
и валютной политики. МВФ осуществляет 
надзор за макроэкономической 
и валютной политикой двумя 
путями. Одним из них являются 
предусмотренные Статьей IV Устава 
консультации с правительственными учреждениями 
стран-членов. Другой путь — это регулярные 
(дважды в год) обсуждения доклада «Мировой 
экономический обзор». Такие обсуждения 
представляют собой анализ глобальной 
экономической ситуации в многосторонней 
перспективе. МВФ занимается также оказанием 
технической помощи странам-членам и предоставлением 
им разнообразного набора консультационных 
услуг. 
 За время своего 
существования МВФ превратился 
в подлинно универсальную организацию, 
добился широкого признания в 
качестве главного наднационального 
органа регулирования международных 
валютно-кредитных отношений, авторитетного 
центра международного кредитования, 
координатора межгосударственных 
кредитных потоков и гаранта 
платежеспособности стран-заемщиц. 
Одновременно он начинает играть важную 
роль в реализации решений «семерки» ведущих 
государств Запада, становится ключевым 
звеном формирующейся системы регулирования 
мировой экономики, международной координации, 
согласования национальных макроэкономических 
политик. Фонд зарекомендовал себя активно 
функционирующим мировым валютным институтом, 
накопил большой и полезный опыт.
Среди межгосударственных инвестиционных 
институтов самое заметное влияние 
на темпы и направление экономического 
развития большинства стран оказывает 
группа МБРР, координирующая политику 
экономической помощи промышенно развитых 
стран, воздействующая на деятельность 
других международных экономических организаций 
и оказывающая техническую помощь развивающимся 
странам в разработке программ их экономического 
развития. Эта межгосударственная инвестиционная 
группа, включающая МБРР и три его филиала 
— Международную ассоциацию развития 
(MAP), Международную финансовую корпорацию 
(МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное 
агентство (МИГА), превратилась в крупнейший 
мировой инвестиционный институт. На группу 
МБРР постоянно приходится не менее половины 
общего годового объема стредств, выделяемых 
всеми межгосударственными органами развивающимся 
странам. В 1993 финансовом году (у группы 
МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) 
МБРР ассигновал этим странам рекордную 
сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а 
вместе со своими филиалами — около 26 
млрд. долл. 
 Создание МБРР, цели 
и задачи. МБРР — это первый межгосударственный 
инвестиционный институт, который был 
учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 
года Соглашение о МБРР, ставшее одновременно 
его Уставом, официально вступило в силу 
27 декабря 1945 года, а свою деятельность 
Банк начал с 25 июня 1946 года МБРР на первых 
порах был призван с помощью аккумулированных 
им средств стран-членов и привлекаемых 
капиталов американских инвесторов стимулировать 
частные инвестиции в западноевропейские 
страны, хозяйство которых было подорвано 
второй мировой войной. Тем самым он содействовал 
экономической и политической стабилизации 
в этих странах и распространению влияния 
американского капитала на их экономику. 
В результате деятельность Банка дополняла 
политику, которую США проводили посредством 
«плана Маршалла», служившего финансово-экономической 
поддержкой их политического курса в послевоенной 
Западной Европе. 
 С середины 50-х годов, 
когда положение в западноевропейских 
странах стабилизировалось и начался 
распад колониальной системы, МБРР меняет 
направление своей деятельности. Его основной 
целью становится сохранение освободившихся 
государств в рамках мировой системы хозяйства 
путем развития в них рыночных отношений. 
 Всемирный банк (так 
часто называют МБРР) как специализированный 
финансовый институт ООН призван 
наилучшим образом способствовать 
выполнению стратегической задачи: интегрировать 
экономику всех стран-членов с основными 
центрами мировой системы хозяйства. 
 Организационная структура 
МБРР. Руководящими органами МБРР 
являются Совет управляющих и 
Директорат (исполнительный орган). 
Совет, состоящий из министров 
финансов или управляющих центральными 
банками стран-членов, собирается 
на свои сессии один раз 
в год, причем МБРР и МВФ 
проводят их совместно. Членами 
МБРР могут быть только страны, 
вступившие в МВФ. Это требование 
объясняется тем, что страны 
— члены Банка обязаны проводить 
свою валютно-финансовую политику 
в соответствии с положениями 
Устава МВФ. Право голоса в 
органах МБРР определяется паем 
в его уставном капитале, то 
есть здесь применяется та 
же система «взвешенных» голосов, 
как и в МВФ. 
 Кредитная политика 
МБРР. Кредитная политика МБРР 
отвечает интересам частного 
капитала, функционирующего в развивающихся 
странах. Это проявляется в 
самой процедуре рассмотрения 
заявок стран-членов на банковские 
кредиты. При решении вопроса 
о предоставлении средств Банк 
требует широкой информации об 
экономическом и финансовом положении 
этих стран, направляет туда 
свои экономические миссии. Такие 
миссии, состоящие в основном 
из представителей промышленно 
развитых стран, проводят обследование 
экономики и финансов стран-членов, 
влияют на составление и выполнение 
национальных программ их экономического 
развития. В рекомендациях миссий 
МБРР приоритет отдается развитию 
частного сектора экономики и 
привлечению иностранного капитала 
в развивающиеся страны. Деятельность 
этих миссий не может не 
затрагивать суверенитет стран-членов. 
Если рекомендации МБРР не 
принимаются страной, испрашивающей 
кредит, то зачастую он не предоставляется. 
Причем делаются попытки ограничить доступ 
и к другим источникам международных кредитов, 
поскольку МБРР не только координирует 
свою кредитную политику с другими международными 
валютно-кредитными и финансовыми организациями, 
прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство 
консорциумов и клубов помощи отдельным 
развивающимся государствам, используемых 
развитыми странами-донорами для более 
эффективного использования своей двухсторонней 
официальной помощи развитию.