Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:44, реферат
В настоящее время в  мировой экономике действуют  две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что  вызвано развитием экономических  связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных  систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется  через деятельность ТНК.
 
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются  крупные региональные интеграционные структуры –
 
развивающиеся в направлении  создания относительно самостоятельных  центров мирового хозяйства.
1. Сущность и уровни  интеграции                                                                                                   3
 
 
2. Факторы, определяющие  интеграционные процессы                                                             3
 
 
3. Формы международной  экономической интеграции                                                               5
 
 
4. Цели и последствия  интеграции                                                                                                   6
 
 
5. Теории международной  экономической интеграции                                                                7
 
 
6. Главные интеграционные  группировки мира                                                                           9
 
6.1. ЕС как наиболее зрелая  интеграционная группировка                                            9
 
6.1.1. Перестройка по-западноевропейски                                                               9
 
6.1.2.Механизм интеграции                                                                                        11
 
6.2. Особенности интеграции  в Североамериканском регионе                                       14
 
6. 3. Экономическая интеграция  в Азиатско-Тихоокеанском регионе                         15
 
6. 4. Интеграция в Латинской  Америке                                                                               16
 
6. 5. Экономическая интеграция  на постсоветском пространстве                                17
 
6.5.1.Факторы экономической  интеграции бывших советских  республик     17
 
6.5.2.Успехи и неудачи  СНГ                                                                                       19
 
6.5.3.Перспективы СНГ                                                                                              19
 
 
7. Заключение
 
Список литературы
• либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
• создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.
В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение I состава за счет других латиноамериканских стран.
В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.
6. 3. Экономическая интеграция 
в Азиатско-Тихоокеанском 
Особенностью интеграционных 
процессов в Азиатско-
В Юго-Восточной Азии сложилась 
довольно развитая структура — Ассоциация 
стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), 
в кото-Шую входят Индонезия, Малайзия, 
Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, 
Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация 
возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники 
поставили перед собой зада- чу 
создать к 2008 г. зону региональной свободной 
торговли путем поэтапного снижения 
тарифов внутри нее. Каждая из стран 
— членов АСЕАН связана с экономикой 
Японии, США и с новыми индустриальным 
странами Азии. Значительная часть 
азиатско-тихоокеанской 
Помимо АСЕАН в Азиатско-
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.
Признанным курсом тихоокеанских 
экономических организаций 
Развитие межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.
В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран. Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ-
В основе формирования торгово-экономических 
группировок все чаще лежит общность 
религиозно-мировоззренческих 
6. 4. Интеграция в Латинской Америке
Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.
К середине 90-х гг. интеграционные 
процессы усилились. В результате заключенного 
в 1991 г. и вступившего в силу с 
1 января 1995 г. торгового пакта между 
Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем 
(МЕРКОСУР), образовался новый крупный 
региональный торгово-
МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка — исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной 
Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, 
Никарагуа и Сальвадор) к экономическому 
взаимодействию получило правовое выражение 
в заключенном между ними еще 
в 60-е гг. договоре, который предусматривал 
создание зоны свободной торговли, 
а затем 
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграционных 
группировок Латинской Америки 
приняты программы 
6. 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Экономика СССР развивалась 
как высокоинтегрированный 
Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.
Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
6.5.1.Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
• разделение труда, которое 
невозможно было полностью изменить 
за короткий промежуток времени. Во многих 
случаях это было и нецелесообразно, 
поскольку сложившееся 
•  длительное совместное 
проживание в пределах одного государства 
многих народов. Оно создало плотную 
«ткань отношений» в разнообразных 
областях и формах (из-за смешанного 
населения, смешанных браков, элементов 
общего культурного пространства, отсутствия 
языкового барьера, заинтересованности 
в свободном перемещении людей 
и т.п.). Конфликтность межнациональных 
и межконфессиональных 
•  технологическая 
Однако интеграционные процессы 
наталкивались на противоположные 
тенденции, определявшиеся прежде всего 
стремлением правящих кругов в бывших 
советских республиках упрочить 
недавно полученный суверенитет, укрепить 
свою государственность. Это рассматривалось 
ими как безусловный приоритет, 
и соображения экономической 
целесообразности отступали на второй 
план, если интеграционные меры воспринимались 
как ограничение суверенитета. Но 
всякая интеграция, даже самая умеренная, 
предполагает передачу каких-то прав единым 
органам интеграционного 
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Различия в характере 
системных реформ временами создавали 
трудности в налаживании 
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положитeльноe — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие из них рассматривали 
СНГ прежде всего как механизм 
«цивилизованного развода», стремясь 
осуществить его и укрепить собственную 
государственность таким 
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран.
Информация о работе Международная экономическая интеграция и её современные формы