Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:48, лабораторная работа
Цель: Практическое изучение методов выявления тенденций в динамических рядах.
Задачи: Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода Фостера-Стюарта; Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода проверки разности средних уровней.
Постановка проблемы: Прогнозирование на основе временных рядов предполагает предварительный  анализ временных рядов, который  включает процедуру выявления тенденции  в динамическом ряду.
Басовой Тани АКУ-09.1
Вариант 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
МЕТОДЫ 
ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ В 
Цель: Практическое изучение методов выявления тенденций в динамических рядах.
Задачи:
Постановка проблемы:
Прогнозирование на основе временных рядов предполагает предварительный анализ временных рядов, который включает процедуру выявления тенденции в динамическом ряду.
Исходные данные для выполнения лабораторной работы
| Курс | Месяц | ||||||||||||
| январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | Декабрь | ||
| Доллар 2009 | 32,49 | 35,81 | 34,66 | 33,58 | 31,99 | 31,06 | 31,51 | 31,65 | 30,86 | 29,46 | 28,90 | 29,96 | |
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
МЕТОД ФОСТЕРА-СТЮАРТА
| Курс | Месяц | |||||||||||
| январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | Декабрь | |
| Доллар 2009 | 32,49 | 35,81 | 34,66 | 33,58 | 31,99 | 31,06 | 31,51 | 31,65 | 30,86 | 29,46 | 28,90 | 29,96 | 
| Кt | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| Lt | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | |
                              
Величина s принимает значения от 0 (все уровни ряда равны между собой) до n-1.
Величина d принимает значения от –(n-1) (ряд монотонно убывает) до (n-1) (ряд монотонно возрастает).
| Курс | Месяц | ||||||||||||
| январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | Декабрь | ||
| Доллар 2009 | 32,49 | 35,81 | 34,66 | 33,58 | 31,99 | 31,06 | 31,51 | 31,65 | 30,86 | 29,46 | 28,90 | 29,96 | |
| Кt | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
| Lt | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | ||
| s | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | |
| d | 1 | 0 | 0 | -1 | -1 | 0 | 0 | -1 | -1 | -1 | 0 | -4 | |
Расчётные значения t-критерия стьюдента определяются по следующим формулам:
| Курс | Месяц | ||||||||||||
| январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | Декабрь | ||
| Доллар 2009 | 32,49 | 35,81 | 34,66 | 33,58 | 31,99 | 31,06 | 31,51 | 31,65 | 30,86 | 29,46 | 28,90 | 29,96 | |
| Кt | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
| Lt | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | ||
| s | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | |
| d | 1 | 0 | 0 | -1 | -1 | 0 | 0 | -1 | -1 | -1 | 0 | -4 | |
| σ1 | 1,2427845 | ||||||||||||
| µ | 4,2082283 | ||||||||||||
| Ts | НЕТ ТЕНДЕНЦИИ | 1,4417 | |||||||||||
| σ2 | 2,0308159 | ||||||||||||
| Td | 1,9697 | ||||||||||||
ВЫВОД: Так как значения ts и td меньше табличного, то гипотеза об отсутствии соответствующего тренда принимается т.е тенденции нет.
МЕТОД ПРОВЕРКИ РАЗНОСТИ СРЕДНИХ УРОВНЕЙ
| У1 | 33,27 | 
| У2 | 30,39 | 
| Дисперсия ơ1 | 3,12 | 
| Дисперсия ơ2 | 1,27 | 
| F-критерий | 2,47 | 
В качестве чаще всего берут значения 0,1 (10%-ная ошибка), 0,05 (5%-ная ошибка), 0,01 (1%-ная ошибка). Величина называется доверительной вероятностью.
Если расчетное значение меньше табличного , то гипотеза о равенстве дисперсий принимается, и переходят к следующему этапу. Если больше , то гипотеза о равенстве дисперсий отклоняется и делается вывод, что данный метод для определения наличия тренда ответа не дает. Число степеней свободы числителя и знаменателя и . (Для числа степеней свободы числителя и знаменателя, равного пяти Fα =5,05)
ВЫВОД: Так как F = 2,47 меньше табличного , то гипотеза о равенстве дисперсий принимается.
| среднеквадратическое отклонение | 1,48 | 
| t | 4,166 | 
Если расчетное значение t меньше табличного значения статистики Стьюдента с заданным уровнем значимости гипотеза об отсутствии тренда принимается, т.е. тренда нет, в противном случае тренд есть. Число степеней свободы берется следующим: .
ВЫВОД: Так как расчетное значение t = 4,166 больше табличного значения статистики Стьюдента с заданным уровнем значимости гипотеза об отсутствии тренда принимается, т.е тренда есть.
Распределение Стьюдента (t-распределение)
| V | Вероятность | ||
| 0,1 | 0,05 | 0,01 | |
| 5 | 2,015 | 2,571 | 4,043 | 
| 6 | 1,943 | 2,447 | 3,707 | 
| 7 | 1,895 | 2,365 | 3,499 | 
| 8 | 1,860 | 2,306 | 3,355 | 
| 9 | 1,833 | 2,262 | 3,250 | 
| 10 | 1,812 | 2,228 | 3,169 | 
| 11 | 1,796 | 2,201 | 3,106 | 
| 12 | 1,782 | 2,179 | 3,055 | 
| 13 | 1,771 | 2,160 | 3,012 | 
| 14 | 1,761 | 2,145 | 2,977 | 
| 15 | 1,753 | 2,131 | 2,947 | 
| 16 | 1,746 | 2,120 | 2,921 | 
| 17 | 1,740 | 2,110 | 2,898 | 
| 18 | 1,734 | 2,101 | 2,878 | 
| 19 | 1,729 | 2,093 | 2,861 | 
| 20 | 1,725 | 2,066 | 2,845 | 
Информация о работе Методы выявления тенденции в динамических рядах