Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:16, статья
В XXI веке развитие глобальной экономики приняло вид постиндустриальной экономики,основанной на широком внедрении науки,информатики и инноваций во все системы производственных процессов: технологию производства, техническую вооруженность,организацию труда, управление, подготовку кадров, маркетинг.
В XXI веке развитие 
Внедрение достижений фундаментальной и прикладной науки, и инноваций стало основой стратегического развития. Зарубежный опыт показывает, что производство наукоемкой продукции основано на внедрении 55 макротехнологий, 46 из которых использует семерка наиболее развитых стран, благодаря чему им принадлежит 80% рынка наукоемкой продукции. Доля США в этом рынке составляет 39%, Японии – 30%, а России – всего 0,3%. В развитых странах с целью внедрение ключевых наукоемких макротехнологий государство оказывает производителям поддержку в различных формах. В Канаде государство финансирует НИОКР или предоставляет гарантию для получения кредита, в Японии – выделяет субсидии и льготные кредиты научно-исследовательским организациям, осуществляющим НИОКР, в Германии – финансирует долгосрочные научные исследования и компенсирует риски при внедрении их в ключевых отраслях экономики.
Государственная политика в этих странах стимулирует внедрение наукоемких инноваций и создает с этой целью благоприятные экономические условия, используя такие инструменты, как льготное налогообложение, протекционизм, льготное кредитование, финансовую поддержку, оптимизацию законодательства.
Потенциал России позволяет стать лидером во внедрении 17 базовых макротехнологий в сферах авиации, освоения космоса, инновационных материалов, нефтепереработки, добычи газа, атомной энергетики, информационных, мембранных, ионных и биотехнологий и др. в настоящий период и 20-25 макротехнологий в ближайшем будущем. Но реализация потенциальных возможностей России сковывается высоким уровнем коррупции во всех эшелонах власти, недостаточным стимулированием инноваций, несбалансированностью интересов бизнеса с национальными интересами, бедственным финансовым состоянием науки, массовой утечкой ученых и высококвалифицированных специалистов за рубеж.
Разработанная Правительством стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. предусматривает инновационное развитие экономики и ее социальную направленность. Прогнозируемый результат внедрения новой стратегии выражается в выходе России в число стран-лидеров мировой экономики, повышении производительности труда в 4 раза, превращении в средний класс 70% населения.
Стратегия перехода России 
к рыночной экономике строилась на основе либерализации экономики 
и саморегулирования рынка. Нынешняя стратегия 
строится с учетом реалий глобальной постиндустриальной 
экономики, ее приоритеты: 
- переход России от энергосырьевого к 
инновационному пути развития; 
- инвестиции в человеческий капитал; 
- модернизация экономики с использованием 
высоких технологий, достижений фундаментальной 
и прикладной науки;
- преобразование социальной сферы, обеспечивающая выведение на уровень мировых стандартов здравоохранения, науки, образования, культуры, социальной инфраструктуры.
Социальная направленность стратегии развития предусматривает увеличение доли финансирования образования до 7% от ВВП, здравоохранения – до 6%, науки – до 3%.
Аналитические расчеты показывают, что к 2020 г. по отношению к 2007 г. превышение прироста основных показателей при инновационном и энергосырьевом пути развития будет составлять: по ВВП 21%, по реальным доходам населения 33%по сокращению энергоемкости 7%, по производительности труда 19%, по инвестициям 59%.
Из сравнения видно, что инновационный путь развития 
более перспективен, но он требует больше 
инвестиций. Однако экономисты считает, 
что методология этого сравнения и концепции 
стратегии имеет существенные ошибки: 
- не учтены возможности базовых макротехнологий; 
- в концепцию заложен опережающий рост 
импорта по сравнению с экспортом на 40%; 
- не учтено повышение конкурентоспособности 
российских предприятий при инновационном 
пути развития; 
- вызывает сомнение достоверность методологии 
расчета сравнительных показателей путей 
развития; 
- концепция правительства содержит четкие 
задачи инновационного развития, но в 
ней отсутствуют четкие пути решения этих 
задач.
Правительство России пришло к пониманию того, что нужно делать для дальнейшего развития страны. Задача экономистов – разработать реальные пути осуществления стратегии Правительства.