Методологический 
подход к реорганизации деятельности 
предприятия
 
Суть методологического подхода
Заключение
 
Сегодня 
любое предприятие, чтобы успешно 
действовать в условиях рыночной 
экономики, должно оперативно формировать 
рациональные варианты "ответов" 
на все потенциальные изменения, 
ежедневно возникающие в процессе 
своей деловой активности. Процесс 
формирования и применения рациональных 
вариантов "ответов" осуществляется 
в рамках концепции общего управления 
качеством функционирования предприятия. 
В этом случае основной целью управления 
является поддержка качества деятельности 
предприятия на заданном уровне в 
зависимости от изменяющейся внутренней 
ситуации на предприятии и внешнеэкономической 
ситуации. Очевидно, что основополагающим 
этапом создания механизма управления 
качеством функционирования бизнес-системы 
это разработка методологического подхода 
реорганизации ее деятельности. 
Под предприятием понимается 
любая коммерческая или государственная, 
производственная или торгово-сбытовая, 
административная или финансовая структура. 
Чтобы создать механизм управления 
качеством функционирования предприятием, 
необходимо:
  - рассматривать предприятие как сложную бизнес-систему;
- разработать методологический подход реорганизации деятельности бизнес-системы, обеспечивающий:
- проведение анализа и оценки эффективности функционирования бизнес-системы;
- создание плана мероприятий перевода бизнес-системы из текущего состояния в заданное состояние, а также поддержания бизнес-системы в требуемом состоянии;
- реализацию плана мероприятий;
- разработать типовые решения по построению корпоративных информационных систем (КИнС) автоматизированной поддержки функционирования бизнес-систем, обеспечивающие:
- предпроектное обследование и системное моделирование бизнес-системы;
- разработку решений по построению аппаратного, программного, информационного и организационного обеспечения КИнС;
- разработку решений по построению корпоративного информационного пространства бизнес-системы;
- оценку эффективности применения средств автоматизации КИнС;
- разработку проектов (системного, эскизно-технического, рабочего) КИнС;
- адаптировать методологический подход на различные прикладные области: коммерческие, банковские, производственные и государственные структуры с учетом особенностей их функционирования.
Основополагающим этапом 
создания механизма управления качеством 
функционирования бизнес-системы является 
разработка методологического подхода 
реорганизации ее деятельности.
Основные требования, которыми 
авторы руководствовались при разработке 
методологического подхода, являлись 
следующие:
  - теоретическая основа и программная реализация механизма управления, состоящая в применении существующих методов системного, функционально-информационного, стоимостного и имитационного анализа, а также программных средств их поддержки;
- вертикальная общность подхода, обеспечивающая охват всех направлений совершенствования деятельности бизнес-системы, начиная от реорганизации технологии работы бизнес-системы, включая ее оргштатную структуру, и заканчивая автоматизированной поддержкой рациональной технологии работы в виде соответствующей КИнС бизнес-системы;
- горизонтальная общность подхода, обеспечивающая его применение при совершенствовании деятельности бизнес-систем, функционирующих в различных прикладных областях.
Данный методологический 
подход был успешно апробирован 
при выполнении ряда консалтинговых 
проектов реорганизации деятельности 
бизнес - систем.
Суть методологического 
подхода
Несколько определений, которые 
являются аксиоматической основой 
решения задачи реорганизации предприятия.
Определение 1. Бизнес-система представляет 
собой связанное множество бизнес - процессов, 
конечной целью которых является выпуск 
продукции. Под продукцией понимаются 
товары, услуги и документы.
Определение 2. Бизнес-процесс представляет 
собой горизонтальную иерархию внутренних 
и зависимых между собой функциональных 
действий, конечной целью которых является 
выпуск продукции или отдельных ее элементов. 
Как правило, следует различать следующие 
категории бизнес-процессов:
  - процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, в результате реализации которых осуществляется получение определенного дохода в бизнес-системе;
- процессы планирования и управления, обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации процессов выпуска продукции;
- ресурсные процессы, обеспечивающие доставку ресурсов в точку непосредственного выполнения действия;
- процессы преобразования, являющиеся вспомогательными и выполняющиеся в тех ситуациях, когда необходимо достичь целевых действий путем изменения существующих технологий.
Процессы преобразования, 
ресурсные процессы и процессы планирования 
и управления являются обеспечивающими 
процессами по отношению к основным 
бизнес-процессам, осуществляющим непосредственно 
выпуск продукции. В зависимости 
от предметной области меняется необходимость 
применения, а также вес, сложность 
и значимость обеспечивающих процессов 
по отношению к основным бизнес-процессам.
Определение 3. Бизнес-процесс характеризуется:
  - существующей ("как есть") технологией реализации бизнес-процесса;
- существующей оргштатной структурой бизнес-системы, участвующей в реализации бизнес-процесса;
- средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и пр., обеспечивающими реализацию бизнес-процесса.
Определение 4. Основными показателями оценки 
эффективности бизнес-процессов являются:
  - количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;
- количество потребителей продукции;
- количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
- стоимость издержек производства продукции;
- длительность выполнения типовых операций;
- капиталовложения в производство продукции.
Определение 5. В процессе жизнедеятельности 
бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов 
осуществляется достижение определенной 
совокупности целей. В общем случае совокупность 
целей имеет иерархический вид (дерево 
целей) и каждая цель имеет свой вес. Достижение 
целей осуществляется путем выполнения 
соответствующего множества бизнес-процессов.
Определение 6. Реорганизация бизнес-системы 
есть подход перепроектирования бизнес-процессов 
в структурном виде, обеспечивающим увеличение 
количества производимой и количество 
потребителей продукции, а также уменьшение 
стоимости издержек производства при 
заданном количестве операций, их длительности 
выполнения и капиталовложениях в производство.
Реорганизация деятельности 
бизнес-системы осуществляется в два основных 
этапа. На первом этапе:
  - осуществляется фиксация - моментальный "снимок" текущего состояния бизнес-системы;
- определяется целевое состояние бизнес-системы;
- разрабатывается план мероприятий перехода бизнес-системы из текущего состояния в целевое.
Данный этап аналитических 
работ целесообразно выполнить 
силами консалтинговой фирмы.
Получение "снимка" текущего 
состояния предприятия производится 
путем создания интегрированной 
функционально-информационно-стоимостной 
модели, включающей:
  - комплекс функционально-информационных моделей существующих технологий реализации бизнес-процессов;
- комплекс функционально-стоимостных моделей существующих технологий реализации бизнес-процессов;
- комплекс имитационных моделей существующих технологий реализации бизнес-процессов.
Инструментальной средой 
поддержки создания моделей являются 
программные пакеты функционально-информационного 
моделирования и анализа Design/IDEF, 
функционально-стоимостного моделирования 
и анализа EasyABC Plus и функционально-имитационного 
моделирования ServiceModel.
На основе применения комплексов 
функционально-информационно-стоимостных 
моделей производится:
  - анализ технологий реализации бизнес-процессов по показателям эффективности;
- анализ и оценка информационных потоков и документооборота;
- анализ деятельности структурных подразделений бизнес-системы;
- формирование информации, которая необходима для понимания происходящих в структурных подразделениях бизнес-системы процессов и для принятия обоснованных решений по их улучшению;
- определение стоимости издержек производства продукции;
- определение точного значения себестоимости производства и сбыта продукции;
- определение эффективности применения средств автоматизации в структурных подразделениях бизнес-системы;
- выделение функций, которые обеспечивают достижение стратегических целей реализации бизнес-процессов и являются наиболее прибыльными;
- обнаружение дорогостоящих функций (затратных центров) технологий реализации бизнес-процессов, которые не оправдывают затрачиваемых на них средств;
- разработка ранжированных перечней (по значениям показателей) технологических участков реализации бизнес-процессов;
- разработка ранжированного перечня технологических участков, изменение которых обеспечит улучшение значений показателей реализации бизнес-процессов.
Следует отметить, что описание 
технологий применения функционально-информационно-стоимостных 
моделей требует отдельного рассмотрения, 
в котором можно было бы обсудить 
такие вопросы, как экспорт функций 
IDEF-моделей в EasyABC Plus и ServiceModel, выявление 
ресурсов и стоимостных объектов, формирование 
иерархий ресурсов и стоимостных объектов, 
алгоритмы поиска затратных центров, наполнение 
модели информацией о стоимости, проведение 
расчетов по модели, формирование внутренних 
и итоговых отчетов о распределении затрат.
Результатом обобщения проведенного 
анализа существующих технологий реализации 
бизнес-процессов по функционально-информационно-стоимостным 
моделям являются предложения по совершенствованию 
деятельности бизнес-системы. Предложения 
по совершенствованию деятельности бизнес-системы, 
как правило, включают:
  - изменение существующих технологий реализации бизнес-процессов до уровня рациональных ("как должно быть") технологий;
- изменение системы планирования, управления и контроля деятельности бизнес-системы;
- производство новых перспективных продуктов;
- расширение рынка сбыта продукции и т.д.
Интеграция сформированных 
предложений по совершенствованию 
деятельности бизнес-системы со взвешенным 
деревом целей и требований, сформулированных 
руководством, позволяет разработать 
целевую программу развития бизнес-системы. 
Целевое состояние бизнес-системы характеризуется 
соответствующими комплексами функционально-информационных, 
функционально-стоимостных и функционально-имитационных 
моделей. Наличие комплексов функционально-информационно-стоимостных 
моделей текущего и целевого состояний 
бизнес-системы, а также целевой программы 
развития бизнес-системы позволяет создать 
план мероприятий по переходу бизнес-системы 
из текущего состояния в целевое.
Как правило, планирование деятельности 
бизнес-системы предусматривает:
  - стратегическое целевое планирование ;
- оперативное планирование;
- текущее планирование отдельных операций.
Следовательно, планирование 
деятельности бизнес-системы заключается 
в детальной и всесторонней разработке 
всех вопросов по стратегии и тактике 
ее развития в целях достижения высокой 
организованности, согласованности и 
материальной обеспеченности мероприятий, 
проводимых структурными подразделениями 
по решению поставленных задач. Кроме 
того, на первом этапе создается постоянно 
работающая группа аналитиков бизнес-системы, 
которая осуществляет свою деятельность 
в соответствии с разработанным специальным 
программно-методическим комплексом (моделями, 
предложениями, планами) и программными 
средствами Design/IDEF, EasyABC Plus, ServiceModel.