Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:27, контрольная работа
Собственность - основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку  всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы  в пределах определенной общественной формы и посредством нее.
Во время перехода к  рыночной экономике в постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось  с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности, включающую в себе систему объективных экономических отношений, связанных с присвоением материальных или нематериальных благ, где структуру отношений собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения.
1.Введение                                                                                            3
 
2.Типы и формы собственности                                             4
 
3.Причины, приведшие к краху экономической системе стран
  социалистического строя                                                                         7                  
 
4. Место отношений собственности в реформировании   экономики   
   постсоциалистических  государств                                                          9
 
5. Заключение............................................................................................   19  
 
6. Список литературы...................................................................................20
Возникла необходимость 
в изменении отношений 
Все это осложнялось разрывом институциональных и технологических связей советской системы централизованного планирования, вызванного сбоями в снабжении производства исходными материалами и в поставках готовой продукции, создавая тем самым предприятиям новые трудности. Сильными ударами, особенно для новых независимых государств СНГ, стали потеря бюджетных трансфертов из центра и прекращение дотационного импорта энергоресурсов. Сочетание дисциплины и стимулирования с протекционизмом и подавлением предпринимательской инициативы выдвигает на первый план два резко контрастирующих друг с другом режима регулирования. В действительности достигнутые той или иной страной результаты охватывают целый спектр промежуточных возможностей в зависимости от того, преследовались ли цели либерализации, введения жестких бюджетных ограничений и создания благоприятной экономической среды, - а также от того, в каком порядке и насколько энергично это делалось.
 
4. Место отношений собственности в реформировании экономики постсоциалистических государств
С 1989 года, после начала распада Советского Союза, во многих странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) происходили беспрецедентные политические, экономические и социальные перемены, и этот период нередко называют переходным.
Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях.
Распад Советского Союза 
и последующий переход к 
Переход к рыночной экономике был связан с колоссальными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в экономике, распад торговых связей, отсутствие рыночных институтов.
В постсоциалистических странах, как и в любой переходной экономике, правовое оформление отношений собственности крайне несовершенно и неустойчиво. Тем более беспомощен и бездеятелен институт исполнения судебных решений, столь необходимый в условиях, когда не сложилась еще традиция соблюдения прав собственности и контрактных обязательств. Такая ситуация неизбежна в этот период уже вследствие того, что экономические отношения первичны относительно правовых. Разрушение прежних экономических отношений означает упразднение старого права, а новое и соответствующие ему институты появляются по мере становления новых экономических отношений. В результате образуется так называемый правовой вакуум, создающий предпосылки для широкого использования насильственных методов изъятия объектов собственности у прежних субъектов, равно как и у конкурентов.
Во всех постсоциалистических 
странах вместе с принятием новых 
конституций были проведены экономические 
реформы, призванные разрушить 
— реформирование отношений собственности;
— разгосударствление (ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества, отказ от прямого управления государства экономикой, создание условий для увеличения численности хозяйствующих субъектов), которое достигалось двумя путями: через самоуправление или приватизацию.
— приватизация (переход в частную собственность значительной части государственной собственности);
— демонополизация (создание и защита конкурентной среды, преодоление государственной и негосударственной монополии);
— либерализация, проявляющаяся в двух формах — внутриэкономической (упразднение государственного кон троля над ценами на преобладающее большинство экономических благ, учреждение свободы торговли юридических и физических лиц и подчинение деятельности товаропроизводителя условиям рынка) и внешнеэкономической (расширение возможностей поступления в страну иностранных инвестиций; разгосударствление внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений на экспорт и импорт; конвертированность национальной валюты и т. п.);
— макроэкономическая стабилизация (минимизация дефицита государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитирования, порождающих инфляцию);
— формирование рыночной инфраструктуры;
— социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.
Этап перехода к рыночной экономике в постсоветских странах характеризовался глубокими качественными изменениями в базовых социально-экономических отношениях.
Главными целями радикальных 
рыночных преобразований провозглашались 
повышение эффективности 
В качестве основных инструментов достижения намеченных целей были избраны разгосударствление и приватизация, передача средств производства в частные руки, так называемого, эффективного хозяина, полная хозяйственная самостоятельность предприятий при отсутствии заметного государственного вмешательства в процессы экономического развития.
Вместе с тем, мировой 
опыт построения социально ориентированной 
рыночной экономики убедительно 
свидетельствует о том, что подобные 
преобразования должны осуществляться 
в неразрывной связи с 
Для достижения поставленных задач страны бывшего социалистического лагеря использовали два диаметрально-противоположных варианта, позволяющих в одинаковой степени решить вышеуказанные проблемы реформирования экономики и перейти к реальным рыночным отношениям, с формированием рыночных форм хозяйствования и устранение деформаций, свойственных административно-командной системе:
1. Институционалъно-кейнсианский вариант эволюционных изменений (градуалистическая политика).
2. Либерально-монетаристский вариант радикальных изменений (политика "шоковой терапии").
Справочно:
Эволюционный переход к рыночной экономике (градуализма):
1. Процесс экономической 
трансформации трактуется как 
постепенное изменение 
2. Реформирование экономики предполагает:
— обеспечение динамического равновесия на потребительском рынке путем легализации и развития частного сектора;
— распространение рыночных механизмов в первую очередь на производство и сбыт потребительских экономических благ, а со временем и на инвестиции;
— либерализация 
цен с сохранением 
— формирование 
двухсекторной модели экономики, где 
превалируют частные структуры 
в потребительских отраслях экономики, 
а государственные и 
— падение производства, 
обусловленное политикой 
— гиперинфляция как следствие либерализации;
— глубокая дифференциация различных слоев населения по уровню доходов.
Концепция политики "шоковой терапии":
1. Процесс экономической 
трансформации предполагает 
2. Реформирование экономики предусматривает:
— проведение на 
протяжении 1—2 лет радикальных 
— моментальную либерализацию цен;
— немедленное устранение государства от вмешательства в экономические процессы;
— ликвидацию преобладающего большинства субсидий;
— учреждение полной финансовой самостоятельности предприятий;
— осуществление в течение 10—15 лет фундаментальных преобразований в экономике.
Приватизация в 
 Альянсы новых собственников 
согласованно лоббировали во 
властных структурах всех 
 Централизации и упорядочению 
процессов приватизации 
 Малая приватизация 
в большинстве стран проходила 
быстро и эффективно, и ее можно 
было считать завершенной уже 
к середине 90-х годов. В процесс 
малой приватизации были 
 При малой приватизации 
обычно учитывались интересы 
населения. Так, при продаже 
предприятия торговли или 
 Большая приватизация 
столкнулась во всех