Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 11:51, курсовая работа
Мировой товарный рынок существенно влияет на глобализацию. Мировые рыночные отношения стали универсальной формой хозяйственных и экономических взаимоотношений. Мировой рынок способствует ускорению процессов возникновения новых мощных субъектов мировой экономики, полное и рациональное использование ресурсов, расширение масштабов производственных комплексов мирового значения, выходящих за рамки отдельных государств. Актуальность темы состоит в том, что каждая страна вовлечена в мировой товарный рынок. Насколько мощно это происходит в отдельном государстве, настолько сильным является экономическое положение этого государства.
Целью данной работы является рассмотрение сущности и структуры мирового рынка, ценообразование на мировом рынке.  В связи с этим поставлены следующие задачи рассмотреть: мировой рынок товаров и   современное положение России на мировом рынке нефти, газа, металлов, древесины и машин и оборудования.
Введение………………………………..……………………………………………..2
1. Мировой товарный рынок
  1.1. Сущность мирового товарного  рынка  ……………………………………………….4
  1.2. Структура мировых товарных  рынков ……………………………………..………...6
  1.3. Ценообразование на мировом рынке................................................................9
 
2. Россия на  мировых товарных рынках
  2.1. Рынок нефти ………………………………………………………………………..…14
  2.2. Рынок газа ……………………………………………………………………………..18
  2.3. Рынок металлов ………………………………………………………………..……...20
  2.4. Рынок древесины ……………………………………………………………………...23
  2.5. Рынок машин и оборудования  ……………………………………………………….27
Заключение ………………..………………………………………………………………...31
Список используемой литературы ………………………………………………………...33
На третьем месте ОАО «Монди СЛПК». В 2011 г. предприятие заготовило 2,2 млн куб. м древесины и получило 700 000 т целлюлозы.
На четвертом — компания International Paper, специализирующаяся на производстве немелованной бумаги без содержания древесной массы. Компания начала свою деятельность в России с того, что приобрела в 1998 г. целлюлозно-бумажный комбинат в г. Светлогорске. В октябре 2007 г. компании International Paper и «Илим Холдинг» сформировали паритетное совместное предприятие «Группа „Илим“» — крупнейшее партнерство с иностранным участием в российской лесной индустрии.
Пятую строчку занимает Архангельский ЦБК — одно из ведущих европейских лесохимических предприятий. Основной акционер компании — Pulp Mill Holding GmbH (97,42% акций). Завод является крупнейшим в стране производителем тарного картона и одним из лидеров по производству целлюлозы.
По мнению ряда участников рынка, отсутствие частной собственности на лесные угодья — не только фактор, осложняющий работу компаний, но и причина плохого лесовосстановления.
Древесное сырье занимает львиную долю в себестоимости продукции. На ценообразование в отрасли влияют такие факторы, как плохое качество лесных дорог и невысокий уровень лесовосстановления.
Более 70% продукции ЛПК идет на экспорт. Главные покупатели отечественной древесины — страны СНГ, за ними следует Китай, с небольшим отрывом — страны Ближнего Востока и Европы. Некоторые участники рынка полагают, что спрос на российскую продукцию определяет, в частности, ценовой фактор. Именно невысокая цена позволяет российским компаниям составлять конкуренцию финским и шведским предприятиям. Исходя из этого можно предположить, что если российские производители достигнут качества выпускаемой продукции, сопоставимого с европейским, не повышая при этом цены, то Россия останется крупнейшим игроком на мировом рынке в сфере пиломатериалов.
Спрос на российскую древесину в северо-восточной Азии будет увеличиваться на протяжении следующих десяти лет. Это объясняется тем, что, например, к 2025 г. Китай может столкнуться с дефицитом древесины равным 200 000 000 м3 в год. Следовательно, чтобы удовлетворить эти потребности, Китай обратил свое внимание на богатый лесом север России, который в настоящее время является единственным и самым крупным поставщиком круглого леса в Китай. Защитники окружающей среды опасаются, что в планы Китая входит не только импорт больших объемов бревен из России для удовлетворения своих собственных нужд, но и модернизация своей огромной лесоперерабатывающей промышленности на северо-востоке Китая и дальнейший экспорт пиломатериалов, изготовленных из российских бревен в Японию, Тайвань и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Экспорт основных видов лесобумажной продукции в 2011 г. составил 9,967 млрд долл., что на 1,03 млрд долл., или на 11,4%, выше аналогичного показателя 2010 г.
По данным Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, 19% экспорта приходится на необработанные лесоматериалы, 32 — на пиломатериалы, 8 — на ДСП, 3 — на целлюлозу, 17 — на фанеру клееную, 11 — на мебель, 8 — на бумагу и картон, 2% — на прочую продукцию.
Экспорт круглого леса в 2011 г. практически не изменился по сравнению с 2010 г. Несколько сократился экспорт ДСП — на 6,5%. Возрос экспорт бумаги и картона — на 5,1%, целлюлозы — на 12,7, фанеры — на 0,3%.
Практически по всем основным видам экспортируемой лесобумажной продукции, кроме пиломатериалов и целлюлозы, отмечается рост цен: по ДВП — на 8,4%, ДСП — на 13,4, фанеру клееную — на 10,5, бумагу и картон — на 16,2%.
Импорт основных видов лесобумажной продукции в 2011 г. составил 8,4 млрд долл., что выше уровня 2010 г. на 4,1 млрд долл. Это, по словам А. Фролова, свидетельствует о более высоких темпах роста импорта относительно экспорта.
Значительно увеличилась в структуре импорта доля картона и бумаги — на 20%.
По сравнению с 2010 г. в 2011 г. доля импорта во внутреннем потреблении выросла на 17,1%.
Вообще же, потенциал деревообрабатывающей промышленности в РФ огромен, поскольку страна по-прежнему обладает крупнейшими в мире лесными богатствами. Почти 25% лесов планеты произрастают на территории России, занимая 70% ее площади. При этом, производство изделий из дерева у нас составляет не более 2,3%, а доля конструктивной древесины и того скромнее. Для сравнения, Германия, которая почти в 50 раз меньше по площади, производит в 10 раз больше клееного бруса.
Именно природные богатства являются основным фактором, который приведет Россию в число лучших среди производителей клееного бруса. Однако для этого потребуются немалые инвестиции – утверждают эксперты.
2.5 Рынок машин и оборудования
На сегодня Россия является одним из ведущих мировых экспортеров топлива, черных и цветных металлов, ряда сырьевых товаров. Особенно велика ее доля в мировом экспорте природного газа, алюминия, никеля, меди, цинка. Но при этом удельный вес машин и оборудования в российском экспорте, в среднем составляет 5% (для сравнения: доля машинотехнической продукции в экспорте Японии в середине 90-х годов составляла 96%, Швейцарии - 93%, Тайваня - 93%, Южной Кореи - 92%). И, к сожалению, это свидетельствует не столько емкости внутреннего рынка, способного поглощать подавляющую часть отечественной машинотехнической продукции, сколько слабой ее конкурентоспособности на мировом рынке (исключение - производство вооружения и некоторых других высокотехнологических производств). Неудивительно, что в структуре российского импорта, напротив, преобладает продукция машиностроения (в основном легковые автомобили, бытовая техника, различные виды машин и оборудование для хозяйственных отраслей
Объемы экспорта машин и оборудования несомненно связаны с производством этой группы товаров в стране. Россия утратила статус одного из самых крупных в мире производителей машинно-технических изделий, которым она обладала в составе СССР. В СССР на Россию приходилось не менее 60% продукции этой отрасли. При этом львиная доля машиностроительной продукции в СССР была связана с гонкой вооружений, 80% активной военной промышленности СССР находилось в России. По оценке американских исследователей, в разгар гонки вооружений на военную технику приходилось 50% промышленной продукции России. В 20 областях России оборонные предприятия давали 60% продукции народного хозяйства, а в двух - до 80%. Вследствие перепроизводства военной техники в СССР выпуск машиностроительной продукции начал сокращаться после 1975г. К 1990г. выпуск снизился примерно на 1/5 по сравнению с 1975 г. Это было связано не только с сокращением государственного заказа на отечественную технику, особенно военную, но и с низкой конкурентоспособностью изделий гражданского назначения.
Сокращение производства оружия в России было беспрецедентным по своим масштабам. Самый низкий показатель был отмечен в 1997 г., когда выпуск данной продукции составил 9% уровня 1991 г. К 1999 г. этот показатель повысился до 14%. В целом после 1998 г. наблюдался систематический рост продукции машиностроения.
К началу XXI века конкурентоспособность России в области машин и оборудования, пользующейся наибольшим спросом на мировом рынке, снизилась. Уменьшение доли машин и оборудования в российском экспорте было связано также с увеличением доли энергоносителей в значительной мере благодаря повышению цен на нефть.
Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран.
Большая группа промышленно развитых стран Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Швеция, Швейцария, Чехия, Испания, Польша и др.), новых индустриальных стран (особенно Республика Корея, Сингапур, Бразилия, Мексика) и некоторые страны Азии со сформировавшейся структурой хозяйства (например, Индия, Турция) специализируются на выпуске отдельных видов машиностроительной продукции, с которыми они выходят на мировой рынок.
В течение 2006 года из-за сильной конкуренции на внешнем рынке несколько ослабли позиции российского сельскохозяйственного машиностроения. По данным «Союзагромаша», в 2006 г. Россия экспортировала сельхозтехники, оборудования для АПК и запасных частей на $223,4 млн, в то время как в 2005 г. объем экспорта продукции сельхозмашиностроения составил почти $277 млн. Основными покупателями российских сельхозмашин являются Казахстан, Украина и Узбекистан. В структуре экспорта на эти страны приходится 44,4%, 20,8% и 12,3% соответственно.
В 2008 - 2009 гг. мировой рынок машин и оборудования развивался в условиях общего спада в мировой экономике и обвала инвестиционной активности в промышленно развитых и, в меньшей степени, развивающихся странах, обусловленного глобальным финансовым кризисом.
Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд.долл.и по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 398,2 млрд.долл.(рост на 33,1%), в страны СНГ - 69,9 млрд.долл.(рост на 32,7%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья - на 43,5%, в страны СНГ - на 34,7%), нефтепродукты (соответственно на 45,2% и 57,1%) и природный газ (соответственно на 52,7% и 28,6%). Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд. долл. в январе до 47,0 млрд. долл. в июле. Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд. долл.в августе до 28,2 млрд. долл.в декабре.
 Основу российского 
экспорта в 2008 году в страны 
дальнего зарубежья по-
В 2009 по данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России году составил 469,0 млрд. долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%.
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.
Доля экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 5,9% (в 2008 году - 4,9%). Произошло это в основном за счет резкого сокращения объёмов экспорта в целом. Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования - на 7,9%, механического оборудования - на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.
Доля экспорта машин и оборудования в январе-августе 2010 года составила 3,7% (в январе-августе 2009 года - 4,1%). По сравнению с январем-августом 2009 года стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 28,1%, в том числе: механического оборудования - на 11,5%, электрооборудования - на 17,1%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 30,1%, грузовых - возросли на 9,9%.
Доля экспорта машин и оборудования в страны дальнего зарубежья в январе-сентябре 2012 года составила 3,4% (в январе-сентябре 2011 года – 3,3%). По сравнению с январем-сентябрем 2011 года стоимостной объем поставок машин и оборудования увеличился на 7,7%, в том числе: механического оборудования – на 11,7%, электрического оборудования – на 24,5%, железнодорожного оборудования – на 19,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 11,9%. Стоимостные объемы поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) снизились на 5,7%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля экспорта машин и оборудования в январе-сентябре 2012 года составила 12,5% (в январе-сентябре 2011 года – 12,6%). Стоимостной объем железнодорожного оборудования возрос на 4,8%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 31,1%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 55,1%.
Россия: динамика основных показателей экспорта машин и оборудования в 2008-2012 годах
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
| Январь-июль | |||||
| Всего (коды ТН ВЭД 84 90; млн. $ в текущих ценах) | 22763,3 | 17946,3 | 21436,3 | 23229,8 | 14046,7 | 
| Прирост (% к соответствующему периоду предыдущего года) | 15,7 | -21,2 | 19,9 | 8,4 | 0,4 | 
| Доля в общем объеме экспорта (%) | 4,9 | 5,9 | 5,5 | 4,6 | 4,6 | 
| В страны дальнего зарубежья (млн. $ в текущих ценах) | 11312,8 | 11835,1 | 14336,4 | 15913,1 | 8624,6 | 
| Прирост (% к соответствующему периоду предыдущего года) | 11,8 | 4,6 | 21,7 | 11 | -0,3 | 
| Доля машин и оборудования в общем экспорте РФ в страны дальнего зарубежья (%) | 2,8 | 4,6 | 4,2 | 3,6 | 3,3 | 
|  Доля стран дальнего  | 49,7 | 65,9 | 66,9 | 68,5 | 61,4 | 
| В страны СНГ (млн. $ в текущих ценах) | 11450,5 | 6111,2 | 7099,9 | 7316,7 | 5422,1 | 
| Прирост (% к соответствующему периоду предыдущего года) | 19,9 | -46,6 | 16,4 | 3,1 | 1,7 | 
| Доля машин и оборудования в общем экспорте РФ в страны СНГ (%) | 16,4 | 13,1 | 13,1 | 11,2 | 12,4 | 
| Доля стран СНГ в экспорте машин и оборудования из РФ (%) | 50,3 | 34,1 | 33,1 | 31,5 | 38,6 |