Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:24, реферат
Либерализация тарифной защиты в международной торговле вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты меры защиты внутреннего рынка. В рамках ВТО страна-член не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин).
В отношении советских и 
В отношении тогда еще СССР единственное компенсационное расследование, проводившееся в США (сер. 1980-х гг.), завершилось безрезультатно и с определением, что в отношении стран с нерыночной экономикой невозможно провести компенсационное расследовании в силу указанных причин. Однако сейчас, после признания рыночного статуса, такие страны как США, ЕС и пр. имеют юридическую возможность и экономические механизмы для их проведения. Но на сегодняшний день такие расследования в отношении российской продукции не проводятся.
Ограничение российского экспорта 
в других странах негативно влияет 
на конкурентоспособность 
В России вопросы применения защитных 
мер регулируются Федеральным законом 
от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных 
защитных, антидемпинговых и 
Дополнительным подзаконным 
Федеральный закон определяет условия применения мер защиты внутреннего рынка и достаточно подробно регламентирует процедуру их введения и пересмотра.
В соответствии с Федеральным законом меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результате расследования, в ходе которого орган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для применения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (в Минэкономразвития России – Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности).
Федеральный закон определяет следующие основные условия применения мер защиты внутреннего рынка:
В соответствии с Федеральным законом расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, может быть начато по заявлению российских производителей, производящих не менее 50% от объема производства данного товара в России. Антидемпинговое или компенсационное расследование может быть начато и по заявлению российских производителей, производящих менее 50% от объемов производства товара в России. Однако в таком случае их доля в объеме производства должна быть не менее 25%, и на долю производителей, поддерживающих начало расследование должно приходиться не менее 50% от объемов производства производителей, которые высказали свое отношение к началу расследования. Федеральный закон предусматривает возможность органу расследования начать расследование по собственной инициативе, если в его распоряжении есть все необходимые для этого доказательства. Однако таких случаев в российской практике пока не было, в том числе, в связи с тем, что органу расследования самостоятельно практически невозможно получить все данные, необходимые для начала расследования.
Заявление производителей должно содержать доказательства наличия условий для начала расследования. Эти условия, как и другие требования к началу заявления, достаточно подробно изложены в статьях 25 и 26 Федерального закона.
Федеральный закон предусматривает 
возможность введения в качестве 
специальных защитных мер специальных 
пошлин или квот на импорт товаров. 
По итогам антидемпинговых и 
В Федеральном законе установлены сроки проведения расследований – специальное защитное расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев, а антидемпинговое и компенсационное – в течение 12 месяцев с возможным продлением на 6 месяцев. Однако возможно введение предварительных мер в тех случаях, когда промедление с введением меры может привести к крайне негативным последствиям для российских предприятий. Предварительная специальная пошлина может быть введена сразу после начала расследования, а антидемпинговая или компенсационная предварительная пошлина – через два месяца после начала расследования.
Специальные защитные меры могут предоставить защиту российским производителям в течение 4 лет с возможностью последующего их продления (максимально до 8 лет, в реальности 3+3 из-за необходимости предоставления компенсаций Европейскому союзу по двустороннему соглашению). Под их действие подпадает импорт товара из всех стран, за исключением развивающихся и наименее развитых (при соблюдении определенных условий).
Срок действия антидемпинговых и компенсационных мер равен 5 годам и может быть продлен на последующий 5-летный период. Их действие распространяется в отношении импорта только из тех стран, из которых он осуществлялся либо по демпинговым ценам, либо с использованием субсидирования со стороны государства.
Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рынка, взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее ставки.
Решение о введении мер защиты внутреннего 
рынка принимается 
Практика. Меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России.
Существует ряд причин, обуславливающих 
«выгодность» мер защиты внутреннего 
рынка для российских производителей 
по сравнению с другими 
Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются российскими производителями для защиты от импорта (см. приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям). С момента принятия в России законодательства о мерах защиты внутреннего рынка в 1998 году принято уже 15 мер защиты внутреннего рынка (9 – специальных защитных, 4 – антидемпинговых и 2 компенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года введены 7 мер, т.е. практически половина от общего количества введенных мер. Кроме этого в ходе расследований было применено 7 предварительных мер, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей.
Большинство из введенных в России мер защиты внутреннего рынка – это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных) действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.
Однако применение антидемпинговых и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер (а) их срок ограничен, (б) доказательства ущерба – серьезнее, (в) антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, (г) в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем уровень вводимых антидемпинговых пошлин составляет 15-20%, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50%. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже чем, чем для целей специальных защитных мер. Для целей специальных защитных мер ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба2.
Товарный охват применяемых в России мер достаточно широк – меры защиты внутреннего рынка применялись в таких секторах как машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность, черная металлургия. При этом мерами защиты внутреннего рынка пользуются как и гиганты российской промышленности – металлурги, так и сравнительно небольшие с точки зрения объемов продаж производители – к примеру производители дрожжей пекарных. С учетом этого вполне очевиден вывод, что, несмотря на то, что участие в процедурах введения мер защиты внутреннего рынка требует от российских производителей определенных усилий, такое участие посильно и для небольших компаний.
Актуальность использования 
Справится с иностранной конкуренцией, которая зачастую носит несправедливый характер, российским производителям помогают меры защиты внутреннего рынка, которые являются крайне эффективным инструментом и находят все большее применение в России.
 
мер защиты внутреннего рынка
в мировой практике (по статистике ВТО)
Антидемпинговые меры. (по состоянию на 1 января 2006 года)
В течение 2005 года в мире было начато 191 антидемпинговое расследование. Максимальное количество расследований было начато Индией (25), странами-членами ЕС (24), Китаем (24) и ЮАР (23).
Таблица 1. Инициирование антидемпинговых расследований
| Год | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 
| Ад . расследования | 76 | 64 | 183 | 189 | 153 | 195 | 160 | 125 | 132 | 101 | 152 | 222 | 300 | 
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
| Ад . расследования | 242 | 215 | 157 | 225 | 243 | 256 | 354 | 292 | 364 | 312 | 232 | 213 | 191 | 
| Ад. меры | н.д. | н.д. | 119 | 92 | 125 | 170 | 184 | 232 | 166 | 216 | 221 | 151 | 131 | 
| % ад.мер к ад раслю | - | - | 76 | 41 | 51 | 66 | 52 | 79 | 46 | 69 | 95 | 71 | 68 |