- Формирование политики противодействия 
    теневой экономике
 
Противодействие теневой экономике 
- система мер предупреждения  теневой 
экономики, раскрытия, учета и подавления 
преступлений в сфере теневой экономики, 
реализации ответственности за эти преступления, 
осуществления прогноза и контролирования 
за реализацией указанных мер. Создание 
политики противодействия теневой экономике
Формирование политики противодействия 
теневой экономике представляет собой 
преимущественно управленческий процесс, 
включающий в себя определение:
  - ценностей, целей, проблем и 
  управленческих задач, решение которых 
  необходимо для достижения целей;
- концептов (идей) решения поставленных 
  задач;
- решений в виде управленческих 
  актов (проектов документов) государственного 
  управления (нормативных правовых, правовых, 
  организационно-распорядительных и иных);
- процедур принятия и реализации 
  управленческих актов;
- ответственных исполнителей 
  и системы исполнителей;
- сроков и порядка исполнения 
  решений;
- конкретных ресурсных источников, 
  необходимых для исполнения решений;
- прогноза последствий принимаемых 
  решений;
- механизма мониторинга получаемых 
  в результате реализации решений результатов;
- механизма корректировки решений;
- системы персональной ответственности 
  и санкций за нереализацию целей;
- программы государственно-управленческих 
  работ по достижению поставленных целей.
Создание политики противодействия 
теневой экономике включает общественное 
взаимодействие главных целей и средств 
их заслуги в системе политических и государственных 
институтов, обществе, объяснение их содержания 
и соотношения интересам главных субъектов 
деятельности (личность, общество, правительство).
При формировании политики 
противодействия теневой экономике употребляются 
ценностно направленный, нормативно-правовой, 
системно- административный и проектный 
подходы [12 c.456].
В неотъемлемом распорядке 
производится мониторинг более важных 
взаимоувязанных результатов реализации 
решений политики противодействия теневой 
экономике для Российской Федерации в 
целом, субъектов Российской Федерации, 
городских образований, граждан.
Формирование политики противодействия 
теневой экономике проводится в четыре 
этапа.
1. На первом этапе выбираются 
ценности и цели политики противодействия 
коррупции и теневой экономике.
2. На втором этапе выявляются 
проблемы, препятствующие достижению 
поставленных целей. Составляется 
Проблемная матрица следующего 
вида (Таблица 3).
Таблица 3
Проблемная матрица
| № | Цель | Проблема (задача) | Причина (фактор) | Идея, концепт решения | 
| 1 |  |  |  |  | 
| 2 |  |  |  |  | 
| 3 |  |  |  |  | 
 
 3. На третьем этапе 
на основе идей и концептов 
вырабатываются управленческие 
решения, нормативные правовые акты 
и иные распорядительные  документы, 
производится их программное 
взаимоувязанное оформление в долгосрочной, 
среднесрочной и краткосрочной перспективе. 
Составляется Управленческая матрица 
следующего вида (Таблица 4).
Таблица 4
Управленческая матрица
| № | Идея, концепт решения проблемы (задачи) | Управленческое решение, мера, действие | Вид и название нормативного правового документа (закон, 
  указ, постановление, распоряжение правительства, другой подзаконный акт, иное) | 
| 1 |  |  |  | 
| 2 |  |  |  | 
| 3 |  |  |  | 
 
 
4. На четвертом этапе 
управленческие решения реализуются 
в виде нормативных правовых 
актов и организационно-управленческих 
актов и упорядочиваются в 
виде календарной программы действий 
(Таблица 5).
Таблица 5
Календарная программа действий
| № | Управленческое решение | Срок принятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Срок мониторинга результативности | Срок корректировки | 
| 1 |  |  |  |  |  |  | 
| 2 |  |  |  |  |  |  | 
| 3 |  |  |  |  |  |  | 
 
 
В случае множественности и 
противоречивости общественно признаваемых 
и нравственных интересов различных участников 
общественных отношений, затрагиваемых 
формируемыми управленческими решениями:
  - выявляются все участники конфликта 
  интересов;
- изыскивается баланс конфликтующих 
  интересов, без подавления какого-либо 
  из них;
- формируется соответствующее 
  усложненное синтетическое решение.
 
    - Способы решения проблемы теневой 
    экономики
 
Решение проблемы теневой экономики 
требует комплексного, институционального 
подхода. Решая эту делему, нужно в первую 
очередь обратиться к строительству или 
возобновлению институтов, которые инициируют 
предпринимательство, оберегают права 
собственников бизнеса и улучшают демократическое 
управление. Итоги будут получены, если 
избранный подход закладывает основу 
рыночной экономики на трех уровнях:
  - создает стимулы для интеграции 
  бизнеса в легальную экономку,
- улучшает общий деловой климат,
- улучшает демократическое управление.
Упрощенные подходы к решению 
подобных сложных проблем не работают. 
Силовые и принудительные меры без параллельных 
реформ лишь заставят бизнес глубже уйти 
в нелегальный сектор. Поддержка «теневиков» 
без создания условий для их легализации 
никак не отражается на производительности, 
росте и власти закона. Власть закона и 
законодательство, несомненно, важны, 
но они должны отражать местные реалии, 
потому что будут лучше восприняты, если 
учитывают местные традиции и обычаи. 
Новым правилам и реформам должен предшествовать 
анализ их возможных результатов и их 
стоимость с точки зрения предпринимателей 
и общества.
В зависимости от местных нужд, 
приоритетными можно назвать перечисленные 
ниже меры. 
Упростить регистрационные 
процедуры. Упростить процедуры получения 
лицензий и разрешений; сделать их стоимость 
доступной всем предпринимателям.
Вовлекать предпринимателей 
в законотворческий процесс. Установить 
прозрачную процедуру принятия решений, 
которая учитывает рекомендации и мнение 
предпринимателей, и открывает возможности 
для комментариев со стороны широкой публики 
относительно действующих законов и законопроектов.
Упростить законодательство. 
Упростить и устранить противоречия в 
законодательстве, ликвидировать дублирующие 
друг друга и слишком общие законы.
Усовершенствовать систему 
прав собственности. Открыть реальный 
доступ к правам собственности всем гражданам, 
сделав права собственности понятными 
и обеспечив их выполнение.
Реформировать налогообложение. 
Упростить налоговую систему, сократить 
излишне высокие налоговые ставки, сократить 
и упростить правила бухгалтерского учета 
и отчетности.
Реформировать трудовое законодательство. 
Провести необходимые изменения в соответствующих 
государственных органах, укрепить их 
способность обрабатывать налоговую информацию 
эффективно и экономично.
Обеспечить доступ к информации. 
Обеспечить всех граждан информацией 
о том, как организовать собственное предприятие, 
как зарегистрироваться в качестве юридического 
лица, какие права и обязанности имеет 
предприниматель. 
Организации частного сектора 
играют ключевую роль в реформах, направленных 
на легализацию теневого бизнеса и обеспечение 
доступа на рынок. Предпринимательские 
организации легального и нелегального 
бизнеса, экономические аналитические 
центры и СМИ - каждый из них этих видов 
организаций играет в реформах свою, особую 
роль. Однако методика легализации, включает 
общие для всех этих организаций элементы 
- это активное участие в реформах. Опыт 
показывает, что перечисленные ниже шаги, 
включенные в программу реформ, помогают 
сократить себестоимость бизнеса и создать 
одинаковые для всех участников рынка 
условия [14 c.345].
1. Определить препятствия 
для легализации и причины 
высоких издержек экономической 
деятельности. В связи с тем, что 
нелегальная экономическая деятельность 
не охвачена статистикой, потребуются 
особые мероприятия по сбору необходимой 
информации среди предпринимателей теневого 
сектора. Рассчитать, как законы и нормативы 
отразятся на себестоимости бизнеса и 
объеме теневого сектора.
2. Привлечь внимание частного 
сектора, общественности и законодателей 
к проблемам, связанным с выходом 
на рынок и неоправданно высокой 
себестоимостью экономической деятельности.
3. Привлечь предпринимателей 
и широкую общественность к 
поддержке правовой и регуляторной 
реформы, которая бы снизила барьеры 
к выходу на рынок и себестоимость 
бизнеса. Выяснить, какие приоритетные 
проблемы стоят перед местными 
предпринимателями, и какие решения они 
могли бы предложить. 
4. Предложить конкретные 
изменения в законодательстве 
и режиме регулирования. Предложенные 
изменения должны включать в 
себя как положительные, так и 
отрицательные стимулы: положительные 
для участия в легальной экономике 
и отрицательные для теневой. 
Провести анализ соотношения 
затрат и выгод предложенных 
реформ.
5. Организовать кампанию 
в поддержку реформ. Начать диалог 
между законодателями и частным 
сектором, привлечь внимание СМИ, 
разъяснить приоритеты частного 
сектора.
6. Поддержать проведение 
реформ, оказывая по мере необходимости, 
конкретное содействие законодателям; 
следить за тем, как реформы 
на практике влияют на себестоимость 
бизнеса и другие стимулы к 
легализации.
Все это принуждает определить вопрос 
о надобности наиболее эффективной государственной 
политики в отношении теневой экономики. 
Касаясь финансовой роли страны нередко 
рассказывается о муниципальном вмешательстве, 
регулировании, управлении и т.п. Наверное 
в полной мере касается и отношения страны 
к теневой экономике. В силу неоднородности 
теневой экономики не со всеми ее секторами 
разрешено бороться, не всегда действенными 
станут и способы прямого вмешательства. 
Потому мы рекомендуем остановиться на 
термине «государственное воздействие» 
на теневую экономику как более емком.
Острота задачи, связанная с гипертрофированными 
масштабами теневой экономики, а также 
тот прецедент, будто она имеет возможность 
решаться лишь в узкой взаимосвязи с ансамблем 
остальных задач, подводят нас к выводу 
о том, будто программа муниципального 
воздействия на теневую экономику должна 
найти отображение в единой стратегии 
общественно-финансового становления 
России.
Ориентировочным параметром 
может быть удельный авторитет теневой 
экономики, не превышающий 10% ВВП. Данный 
ориентир имеет возможность существовать 
подкреплен несколькими доводами. Во-первых, 
практика действенного функционирования 
рыночной экономики доказывает допустимость 
такого значения теневой активности (перед 
нами пример государств с развитой рыночной 
экономикой). Во-вторых, наша российская 
финансовая история говорит, что гипертрофированные 
масштабы теневой экономики - особенность 
развития именно в 90-е годы.
Нужно придерживаться дифференцированного 
подхода к теневой экономике. Ее субъекты 
представляют различные общественные 
категории, преследующие неодинаковые 
интересы. При этом сознательно принципиальной 
задачей считается определение взвешенного 
пропорции между финансовыми и административными 
способами муниципального действия.
 
Заключение
 
Административные и экономические 
барьеры, препятствующие выходу на рынок, 
не дают предпринимателям теневого сектора 
влиться в официальную экономику и подрывают 
власть закона. Устранение подобных препятствий 
позволяет нелегальному бизнесу выйти 
в легальный сектор и раскрывает новые 
возможности для беднейших слоев населения. 
Проблему теневого сектора 
экономики необходимо решать через институциональную 
реформу, в центре которой стоят поддержка 
предпринимательства, обеспечение прав 
владельцев бизнеса и совершенствование 
демократического управления.