Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:57, курсовая работа
Мучные кондитерские изделия являются традиционным для российского рынка продуктом и занимают первое место по продажам среди всех видов кондитерских изделий. К ним относятся, в первую очередь, печенье и вафли, а также кексы, рулеты, пряники, торты и пирожные, восточные мучные сладости.
Российский рынок мучных кондитерских изделий имеет ряд особенностей.
Во-первых, для него характерно наличие очень большого числа производителей.
Во-вторых, в каждом из сегментов мучных кондитерских изделий лидируют различные производители, причем ведущие позиции в категориях развесной и упакованной продукции также принадлежат разным игрокам.
1 Маркетинговое обоснование объемов продаж и цены затяжного печенья
Мучные кондитерские изделия являются традиционным для российского рынка продуктом и занимают первое место по продажам среди всех видов кондитерских изделий. К ним относятся, в первую очередь, печенье и вафли, а также кексы, рулеты, пряники, торты и пирожные, восточные мучные сладости.
Российский рынок мучных кондитерских изделий имеет ряд особенностей.
Во-первых, для него характерно наличие очень большого числа производителей.
Во-вторых, в каждом из 
сегментов мучных кондитерских изделий 
лидируют различные производители, 
причем ведущие позиции в категориях 
развесной и упакованной 
В-третьих, значительная часть продукции производится не специализированными кондитерскими предприятиями, а хлебозаводами и небольшими пекарнями.
Для этого рынка также 
характерно существенно более равномерное 
по сравнению с другими 
Отмечается также тенденция к усложнению продукции: в сегменте печенья - в сторону роста сложных видов печенья, в категории вафельных изделий - в сторону увеличения выпуска вафельных тортов и упакованных вафель, в секторе кексов и рулетов - в сторону динамичного наращивания производства упакованных рулетов, мини-рулетов и мини-кексов.
Крупнейшими сегментами рынка мучных кондитерских изделий являются сегменты печенья и вафельной продукции.
Цены на печенье в московских магазинах варьируются в пределах от 40 до 180 руб. за килограмм. Тапкой большой разброс обусловлен наличием большого количества различных разновидностей печенья. По технологии изготовления различают три основных типа печенья – сладкое, сдобное и затяжное. Эти типы очень сильно различаются по вкусовым, а также другим качественным характеристикам (пористость, хрупкость, содержание сахара и жиров). Каждый из этих типов печенья в свою очередь разделяются на несколько подвидов. Помимо этого есть еще сегмент сложного печенья – с начинкой, с шоколадом, с различными добавками. Это самое дорогое печенье, однако, на его долю приходятся наибольшие объемы продаж. Такой же популярностью пользуются и крекеры, которое занимают второе место по объемам продаж. В результате ассортиментный ряд, представленный в магазинах очень широк.
Разброс цен на упакованную продукцию еще более широк. Так, цена на продукцию фабрики «большевик» варьируется от 40 до 180 руб. за килограмм в зависимости от вида. Продукцию под торговой маркой «Choco-Pie» является самой дорогой в этом сегменте рынка, цена на нее составляет 160-170 руб. закилограмм.
Следует также отметить, что спрос на печенье, как и на все мучные кондитерские изделия, характеризуется значительными сезонными колебаниями. В более холодное время года прослеживается заметное увеличение объемов продаж.
По оценке экспертов, в среднем производство печенья в России растет на 1 - 1,5 % в год. В 2008 году в РФ было произведено более 590 тыс. тонн печенья, что на 1, 38% больше в сравнении с 2007 годом. Затяжного печенья в 2008 было выпущено 7,52% от общего объема печенья, галет и крекеров – 16,25%, в 2007 г. – 7% и 16,14% соответственно. Всего в первом полугодии 2010 года было произведено чуть менее 400 тыс. тонн.
В последнее время стремительно набирают популярность изделия в шоколадной глазури – зефир, печенье, пастила – общий прирост рынка за год – более 40%.
Основным экспортером является Москва. В 2009 – I квартале 2010 гг. продажи московских компаний за рубежом составили более 7 тыс. тонн печенья.
Регионы экспортеры печенья в 2009 – I квартале 2010 гг. Производителями печенья, предназначенного для экспорта, являются ООО "Чипита Санкт-Петербург", ЗАО "Русский бисквит".
В 2001 году в Санкт-Петербурге в Красном Селе году было открыто единственное представительство греческой компании «Чипита» в России. Продукция компании «Чипита» представлена международным брендом 7Days.
Компания «Русский бисквит» была основана в 1997 году. В настоящее время – это один из крупнейших производителей бисквитных изделий в России. Ассортимент компании составляют более 100 видов кондитерский изделий. Доля компании «Русский бисквит» в 2009 году составила в натуральном выражении 13,5% на рынке кондитерских изделий.
Рисунок 1 - Производство печенья и пряников имбирных и аналогичных изделий; печенья сладкого в РФ в I полугодии 2010 года
По данным ID-Marketing в 2009 году было экспортировано из России более 32 тыс. тонн печенья. При этом в I квартале 2010 года экспорт печенья сократился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
По оценке ID-Marketing, импорт печенья в Россию превосходит его экспорт в 1,5 раза. В 2009 году его объем составил более 47 тыс. тонн. В I квартале 2010 года экспорт печенья вырос на 7,7% по сравнению с I кварталом 2009 года.
Рисунок 2 - Страны покупатели российского печенья в 2009 – I квартале 2010 гг.
Основной поставщик печенья в Россию – Украина. В 2009 году импорт из этой страны составил более 12 тыс. тонн.
В 2010 году стоимость продукции стала увеличиваться более высокими темпами. Данная тенденция продолжилась и в начале 2011 года. Это было вызвано засухой 2010 года, следствием которой стали сокращение предложения, нехватка ресурсов и существенное удорожание сырьевых продуктов (муки и масла). В июне 2011 года средние цены производителей на сладкое и сухое печенье установились на уровне 55,4тыс.руб. за тонну. Этот показатель на 20,5% выше, чем за аналогичный месяц предыдущего года. Средняя стоимость 1 тонны за 1 полугодие 2011 года составила 54,4 тыс.руб.
Рисунок 3 - Страны – поставщики печенья в Россию в 2009 – I квартале 2010 гг.
В рознице в 2010 году стоимость 1 кг печенья для российских потребителей возросла на 6% и составила в среднем 81,3 руб. В июне 2011 года средняя розничная цена на печенье установились на уровне 89,3 руб./кг. Средний ежемесячный темп роста за прошедшие месяцы 2011 года был на уровне 1,7 %, в то время как в 2010 году – 0,4%.
На российском рынке печенья в 2011 г. продолжается рост цен. По данным нового исследования «Российский рынок печенья. Текущая ситуация и прогноз», проведенного компанией Intesco Research Group, оживившийся спрос на печенье стимулировал новый рост цен. В течение 2008-2010 гг. наблюдался неуклонный рост отпускных цен производителей на эту продукцию. В 2010 году рост цен производителей на печенье, галеты и крекеры в среднем превысил 10%. Средняя стоимость 1 тонны этих мучных кондитерских изделий составила 47,2 тыс.рублей.
Опросы показывают, что около 12,7% потребителей при покупке ориентируются на цену продукта.
Что касается республики Бурятия, наибольшее предпочтение население республики относят к печенью сахарному, далее затяжное и иные. Проведя опрос в своей 2118 группе, пришла к выводу, что из 100 % студентов 11% не покупают и не едят печенье, тем временем как 89 % студентов свое предпочтение отдают к сахарному печенью, таким как «Юбилейное», «Яшкино», «Молочное», обусловлено это, во-первых, невысокой доступной ценой, во-вторых, высоким вкусовыми и эстетическими качествами, и в-третьих, более долгим сроком хранения, по сравнению с остальными.
1.2. Описание продукта предприятия
Предприятие ОАО Бурятская кондитерская компания «Вкуснов» производит затяжное печенье для местного рынка и соседних регионов.
Итак, в  производстве 
мучных кондитерских изделий печенье 
занимает наибольший удельный вес и 
характеризуется высокой 
Печенье — мучные кондитерские изделия различной формы изготовленные из муки, сахара, жира, яичных и молочных продуктов, ароматизирующих веществ и химических разрыхлителей. Печенье в зависимости от рецептуры и способа приготовления подразделяют на сахарное, затяжное, сдобное.
Оценку качества печенья производят по органолептическим и физико-химическим показателям.
Таблица 1 - Пищевая и энергетическая ценность некоторых видов мучных кондитерских изделий
| Изделия | Массовая доля, % | Энергетич. ценность, ккал/100 г. | ||||||
| Вода | Белки | Жиры | Углеводы | зола | ||||
| Сахар | Крахмал | Клетчатка | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 
| Печенье сахарное из муки 1 сорта | 5,5 | 7,4 | 10 | 25,6 | 50,6 | 0,1 | 0,4 | 406 | 
| Печенье затяжное из муки 1 сорта | 6,5 | 7,8 | 8,1 | 19,8 | 56,8 | 0,1 | 0,4 | 393 | 
| Галеты из муки 1 сорта | 12 | 10,6 | 1,3 | 3,6 | 702 | 0,2 | 0,6 | 336 | 
| Крекер из муки высшего сорта | 8,5 | 9,2 | 14,1 | 2,8 | 63,3 | 0,1 | 0,4 | 417 | 
| Пряники заварные | 14,5 | 4,8 | 2,8 | 43 | 34,7 | Сл. | 0,2 | 336 | 
| Пряники сырцовые | 14,5 | 6,2 | 2 | 34,9 | 42,2 | Сл. | 0,2 | 332 | 
| Вафли с жиросодержащей начинкой | 1 | 3,4 | 30,2 | 44,5 | 20,2 | Сл. | 0,2 | 530 | 
| Вафли с фруктовой начинкой | 12 | 3,2 | 4,8 | 63,8 | 16,3 | 0,8 | 0,2 | 342 | 
| Пирожное бисквитное | 21 | 4,7 | 9,3 | 55,6 | 8,6 | 0,4 | 0,4 | 344 | 
| Пирожное миндальное | 8 | 8,5 | 16,2 | 56,3 | 9,2 | 0,7 | 1,1 | 425 | 
Таблица 2 – Органолептические показатели печенья
| Показатель Характеристика и норма для печенья | |||
| Затяжного и сахарного | Сдобного | ||
| Форма | Правильная, соответствующая данному наименованию без вмятин, края печенья должны быть ровными или фигурными. Допускаются изделия с односторонним надрывом не более 2 шт. в упаковочной единице и не более 3 % массы в весовом печенье | Соответствующая данному наименованию печенья, без вмятин, края печенья должны быть ровными или фигурными, без повреждений. Допускается печенье надломанное не более3 % массы нетто на предприятиях и не более4 % - в торговой сети | |
| Поверхность | Гладкая, с четким рисунком на лицевой стороне, не подгорелая, без вкраплений крошек. Допускаются изделия с небольшими вздутиями, нечетким рисунком и слегка шероховатой поверхностью не более 1 шт. в фасованном печенье и не более 3 % массы в весовом. | Неподгорелая, без вздутий, лопнувших пузырей и вкраплений крошек. Отделка верхней поверхности должна соответствовать рецептуре. | |
| Цвет | Свойственный данному  | Допускается более темная окраска 
  выступающих частей рельефного рисунка 
  и краев печенья, а также нижней 
  стороны печенья и темно- 
 | |
| Вкус и запах | Свойственные данному  | Свойственные данному  | |
| Вид в изломе | Пропеченное печенье с равномерной пористостью, без пустот и следов непромеса. Начинка в слоеном печенье не должна выступать за края | Для песочно-выемного печенья равномерно 
  пористый, без пустот, для остальных 
  групп допускается  | |
Печенье, содержащее более 5 % надломленного, относят к лому.
Толщина печенья влияет на его качество: более тонкое обладает лучшей хрупкостью и приятное на вкус, поэтому данный показатель ограничен нормативно-технической документацией.
Важнейшими физико-химическими показателями качества печенья являются: влажность, намокаемость, щелочность, массовая доля общего сахара, сернистой кислоты, зольность.
Информация о работе Маркетинговое обоснование объемов продаж и цены затяжного печенья