Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа
Целью является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи: Определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития; Проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса; Разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ………………………………………….…..5
1.1 Понятие малого и  среднего предприятия………………………………………5
1.2 Современные концепции  организации малого и среднего  бизнеса в развитых странах………………………………………………………………………………..7
1.3 Организационно-правовые  нормы малых и средних предприятий  России...10
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА……………………………………………………………………...……13
2.1 Проблемы становления  малого бизнеса в России……………………………13
2.2 Основные направления  государственной поддержки развития  малого бизнеса в Российской  Федерации…………………………………………………16
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА……………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений.
Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малых предприятий 
еще и в том, что ведя ожесточенную 
конкурентную борьбу за выживание, они 
вынуждены постоянно 
Мелкие и средние предприятия 
в свою очередь являются опорой для 
крупных компаний, так как массовый 
выпуск промышленных изделий длительного 
потребления (автомобилей, холодильников, 
телевизоров и т. п.) вызывает потребность 
в соответствующих промышленных 
услугах по ремонту и обслуживанию. 
Ведь из-за своей громоздкости крупные 
монополисты вынуждены 
Малые фирмы с меньшими 
затратами удовлетворяют 
Развитие малого предпринимательства 
способствует постепенному созданию широкого 
слоя мелких собственников, так называемого 
среднего класса, самостоятельно обеспечивающих 
собственное благосостояние и достойный 
уровень жизни, являющихся основой 
социально-экономических 
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как 
и у государства до сих пор 
остаются открытыми большое количество 
проблем, и до сих пор сохраняется 
довольно сложное экономическое 
положение, все же продолжается реформирование 
экономики, что способствует освоению 
новой модели общественно-экономического 
развития, имеющей рыночную ориентацию. 
В современной политике государства 
все более акцентируется 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,2006г.
2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2009г.
3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2010г.
4. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес.2004г.
5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2011г.
6. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2012г.
7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2007г.
8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2011г.
9. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru
10. Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.
11. Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.
12. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru
13. Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 2003г.
14. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2010г.
15. Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru
16. Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru
17.     Интернет-ресурс 
«Малый и средний бизнес: зарубежный опыт 
развития» http://www.moluch.ru/archive/
Приложение 1
Оборот средних организаций по субъектам РФ за 2012 год1.
| Субъект | Оборот (млрд. руб.) | 
| Центральный федеральный округ | 1025,4 | 
| Белгородская область | 29,2 | 
| Брянская область | 11,1 | 
| Владимирская область | 28,8 | 
| Воронежская область | 37,9 | 
| Ивановская область | 15,1 | 
| Калужская область | 24,4 | 
| Костромская область | 9,2 | 
| Курская область | 33,2 | 
| Липецкая область | 19,5 | 
| Московская область | 190,6 | 
| Орловская область | 12,0 | 
| Рязанская область | 26,6 | 
| Смоленская область | 22,9 | 
| Тамбовская область | 13,6 | 
| Тверская область | 26,4 | 
| Тульская область | 31,4 | 
| Ярославская область | 25,1 | 
| г. Москва | 468,3 | 
| Северо-Западный федеральный округ | 457,3 | 
| Республика Карелия | 7,7 | 
| Республика Коми | 20,7 | 
| Архангельская область | 25,9 | 
| Ненецкий авт. округ | 0,9 | 
| Вологодская область | 30,7 | 
| Калининградская область | 11,5 | 
| Ленинградская область | 47,2 | 
| Мурманская область | 15,8 | 
| Новгородская область | 11,1 | 
| Псковская область | 18,3 | 
| г. Санкт-Петербург | 268,5 | 
| Южный федеральный округ | 326,2 | 
| Республика Адыгея | 4,7 | 
| Республика Дагестан | 8,6 | 
| Республика Ингушетия | 0,4 | 
| Кабардино-Балкарская республика | 3,4 | 
| Республика Калмыкия | 1,3 | 
| Карачаево-Черкесская Республика | 1,9 | 
| Республика Северная Осетия | 1,9 | 
| Краснодарский край | 118,4 | 
| Ставропольский край | 38,4 | 
| Астраханская область | 7,8 | 
| Волгоградская область | 41,4 | 
| Ростовская область | 98,1 | 
| Приволжский федеральный округ | 578,5 | 
| Республика Башкортостан | 62,6 | 
| Республика Марий Эл | 17,5 | 
| Республика Мордовия | 13,4 | 
| Республика Татарстан | 70,2 | 
| Удмуртская Республика | 49,1 | 
| Чувашская Республика | 24,8 | 
| Пермский край | 51,0 | 
| Кировская область | 20,2 | 
| Нижегородская область | 81,6 | 
| Оренбургская область | 40,6 | 
| Пензенская область | 18,6 | 
| Самарская область | 73,1 | 
| Саратовская область | 38,2 | 
| Ульяновская область | 17,4 | 
| Уральский федеральный округ | 244,8 | 
| Курганская область | 9,6 | 
| Свердловская область | 76,5 | 
| Тюменская область | 102,6 | 
| Ханты-Мансийский авт. округ | 44,1 | 
| Ямало-Ненецкий авт. округ | 11,9 | 
| Челябинская область | 56,1 | 
| Сибирский федеральный округ | 341,3 | 
| Республика Алтай | 1,1 | 
| Республика Бурятия | 5,5 | 
| Республика Тыва | 0,8 | 
| Республика Хакасия | 7,2 | 
| Алтайский край | 34,4 | 
| Красноярский край | 48,8 | 
| Иркутская область | 55,5 | 
| Кемеровская область | 47,0 | 
| Новосибирская область | 70,3 | 
| Омская область | 36,1 | 
| Томская область | 23,1 | 
| Забайкальский край | 11,5 | 
| Дальневосточный федеральный округ | 126,2 | 
| Республика Саха (Якутия) | 13,0 | 
| Камчатский край | 7,6 | 
| Приморский край | 27,2 | 
| Хабаровский край | 48,3 | 
| Амурская область | 13,3 | 
| Магаданская область | 5,4 | 
| Сахалинская область | 9,3 | 
| Еврейская авт. область | 2,1 | 
Приложение 2
Оборот малых организаций по субъектам РФ за 2012 год1
| Субъект | Оборот (млрд. руб.) | 
| Центральный федеральный округ | 3073,1 | 
| Белгородская область | 99,4 | 
| Брянская область | 43,1 | 
| Владимирская область | 67,9 | 
| Воронежская область | 89,5 | 
| Ивановская область | 50,1 | 
| Калужская область | 84,9 | 
| Костромская область | 27,9 | 
| Курская область | 57,7 | 
| Липецкая область | 40,7 | 
| Московская область | 930,4 | 
| Орловская область | 35,2 | 
| Рязанская область | 82,6 | 
| Смоленская область | 36,6 | 
| Тамбовская область | 38,5 | 
| Тверская область | 62,0 | 
| Тульская область | 73,3 | 
| Ярославская область | 173,7 | 
| г. Москва | 1079,6 | 
| Северо-Западный федеральный округ | 1585,6 | 
| Республика Карелия | 29,2 | 
| Республика Коми | 57,1 | 
| Архангельская область | 57,6 | 
| Ненецкий авт. округ | 16,9 | 
| Вологодская область | 65,7 | 
| Калининградская область | 75,8 | 
| Ленинградская область | 137,5 | 
| Мурманская область | 59,5 | 
| Новгородская область | 46,0 | 
| Псковская область | 26,0 | 
| г. Санкт-Петербург | 1031,1 | 
| Южный федеральный округ | 1181,9 | 
| Республика Адыгея | 11,4 | 
| Республика Дагестан | 24,9 | 
| Республика Ингушетия | 0,7 | 
| Кабардино-Балкарская республика | 8,4 | 
| Республика Калмыкия | 2,7 | 
| Карачаево-Черкесская Республика | 5,9 | 
| Республика Северная Осетия | 11,9 | 
| Чеченская Республика | 4,4 | 
| Краснодарский край | 350,6 | 
| Ставропольский край | 117,9 | 
| Астраханская область | 34,2 | 
| Волгоградская область | 200,1 | 
| Ростовская область | 408,6 | 
| Приволжский федеральный округ | 1898,1 | 
| Республика Башкортостан | 352,5 | 
| Республика Марий Эл | 25,5 | 
| Республика Мордовия | 31,9 | 
| Республика Татарстан | 230,6 | 
| Удмуртская Республика | 78,3 | 
| Чувашская Республика | 53,5 | 
| Пермский край | 217,4 | 
| Кировская область | 85,8 | 
| Нижегородская область | 194,3 | 
| Оренбургская область | 76,0 | 
| Пензенская область | 31,4 | 
| Самарская область | 359,4 | 
| Саратовская область | 106,9 | 
| Ульяновская область | 54,4 | 
| Уральский федеральный округ | 836,8 | 
| Курганская область | 29,8 | 
| Свердловская область | 383,6 | 
| Тюменская область | 224,0 | 
| Ханты-Мансийский авт. округ | 96,7 | 
| Ямало-Ненецкий авт. округ | 18,9 | 
| Челябинская область | 199,3 | 
| Сибирский федеральный округ | 1184,9 | 
| Республика Алтай | 3,0 | 
| Республика Бурятия | 31,7 | 
| Республика Тыва | 2,5 | 
| Республика Хакасия | 11,1 | 
| Алтайский край | 210,9 | 
| Красноярский край | 23,8 | 
| Иркутская область | 188,2 | 
| Кемеровская область | 135,4 | 
| Новосибирская область | 163,9 | 
| Омская область | 241,4 | 
| Томская область | 104,7 | 
| Дальневосточный федеральный округ | 333,0 | 
| Республика Саха (Якутия) | 32,9 | 
| Камчатский край | 24,8 | 
| Приморский край | 117,5 | 
| Хабаровский край | 62,6 | 
| Амурская область | 32,7 | 
| Магаданская область | 14,1 | 
| Сахалинская область | 40,6 | 
| Еврейская авт. область | 4,9 | 
| Чукотский авт. округ | 2,9 | 
1 Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru
Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах.Опыт использования в России