Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 15:53, курсовая работа
Цель: исследовать роль малого и крупного бизнеса в экономике России и проблемы их взаимоотношений.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
●	Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России;
●	Рассмотреть сущность и значение крупного предпринимательства в экономике РФ;
●	Выявить особенности функционирования малых и крупных предприятий;
●	Проанализировать развитие систем взаимоотношения малого и крупного предпринимательства в России.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России……........................4
1.1	Сущность и роль малого бизнеса в экономике России……………….............4
1.2	Сущность и значение крупного предпринимательства в экономике России..7
Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России………………………………………………………………………………..10
2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков………...10
2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы………………..12
2.3 Формы предпринимательской деятельности как экономические системы....14
Глава 3 Формы и проблемы взаимоотношений малых предприятий с крупным бизнесом……………………………………………………………………………..17
3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе…………………………..…17
3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе………………………………………………………...20
3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………….31
Развитие франчайзинга в России в условиях перехода к рынку объективно может сыграть большую роль - прежде всего, ввиду огромной потребности в развитии сферы услуг, общественного питания и розничной торговли. Проблема, однако, заключается в том, что возможности отечественных крупных предприятий как франчайзеров - обладателей торговых марок или особых методов хозяйствования - пока невелики. Розничная сеть, выполняющая функции фирм-операторов, может развиваться (почти исключительно) на основе взаимодействия МП с иностранными компаниями и их представителями в России («Макдональдс», «Кодак», «Фуджи», «Пицца Хат» и др.).
По-видимому, на данном этапе становления российского рынка такого рода “импорта услуг” неизбежен и объективно необходим, поскольку он служит расширению сферы рыночных отношений, формирует культуру обслуживания и прививает новые, более современные стандарты потребления. Однако федеральные и региональные структуры поддержки малого бизнеса должны прилагать усилия к налаживанию франчайзинга прежде всего на местной базе, учитывая как позитивный, так и негативный опыт пилотного проекта московского правительства «Русское бистро», а также франчайзинговых проектов частного российского бизнеса (например, сеть АЗС, созданная нефтяными компаниями «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС»).
Заключение
Малый бизнес (малое предпринимательство) - деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.
Крупное предприятие - предприятие, производящее значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемое как крупное по объемным показателям: количеству занятых, объему продаж, размеру активов. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.
Сильные стороны крупных производственных предприятий:
- имеют 
различное производственное 
- имеют налаженные связи с другими предприятиями,
- имеют большое значение для государственных структур и для региона,
- имеют 
большой опыт по качеству 
- могут 
производить большие 
- большая 
разновидность выпускаемое 
- имеют исторический бренд (имя),
- присутствуют 
на рынке в течении 
Слабые стороны крупных производственных предприятий:
- устаревшая организационная структура,
- хочет 
выполнять только большие 
- не может 
быстро перестраивать 
- не гибкие т.к сложно перестроить производственные процессы, не могут быстро выполнить потребности клиента,
- большие затраты и поэтому, многие продукты делать невыгодно
Сильные стороны малых производственных предприятий:
- очень мобильное, подвижное, гибкое
- может 
быстро удовлетворить 
- готово 
выполнять любые 
- имеет очень хорошую организационную структуру
- готово 
ориентироваться на 
- имеет 
небольшие расходы при 
- имеет 
узкоспециализированное 
- из-за 
очень небольших объемов 
Слабые стороны малых производственных предприятий:
- трудности с приобретением сырья, оборудования
- рост цен на сырье, материалы
- трудности с арендой и приобретением помещений
- проблемы со сбытом товаров и услуг
- нехватка денежных оборотных средств
- нормативно-правовые и административные барьеры
- большие налоги
- не требуется 
больших финансовых вложений 
при производстве заказов от 
крупных предприятий, что может 
повлечь за собой 
- в силу отсутствия специалистов может отсутствовать система приемки изделий по качеству
Приведенные информационно-аналитические материалы позволяют сделать вывод о том, что между развитием крупного и малого предпринимательства существует более жесткая связь, чем это принято считать. Поскольку крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, то и востребованность малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса не могла быть значительной. Поэтому и явно выраженная стагнация в динамике роста числа малых предприятий, не случайна. По сути, она свидетельствует о «псевдонасыщении» экономики малым предпринимательством, обусловленном недостаточно благоприятным экономическим климатом, который сложился вокруг него и конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.
Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством зависит от целого ряда факторов, включая культурно-исторические традиции, менталитет общества, природно-климатические особенности и др.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса имеет свою специфику, обусловленную ходом развития экономических реформ, которая заключается в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Эта тенденция не преодолена полностью и до сих пор.
Список использованной литературы
7. Романюк, 
В. Перспективы взаимодействия 
8. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под. ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004.
9. Динамика 
развития малого 
10. Взаимодействие 
малого и крупного бизнеса //Информационно- 
аналитический сборник 
11. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева /. – М.: ИНФРА-М, 1996.
12. Лебедева, Л. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ, 2006 г.
13. Балацкий, Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования// Экономист – 2001 – N4.
Приложение
Таблица 1 Сравнительная характеристика недостатков фирмы в крупном и малом бизнесе
| Недостатки крупной фирмы(ограничение эффективности) | Недостатки малой фирмы(ограничение эффективности) | 
| Сравнительная жесткость организационных структур. | Отсутствие развитой производственной и социально-бытовой инфраструктуры. | 
| Недостаточная гибкость производственной программы. | Техническая отсталость (по фондово-руженности и фондонасыщенности малых предприятий по сравнению с промышленностью в целом) | 
| Слабая зависимость от потребителя. | 
Таблица 2 Сравнительная характеристика преимуществ фирм в крупном и малом бизнесе
| Преимущества крупной фирмы | Преимущества малой фирмы | 
| Экономия на масштабе благодаря расширению объемов производства на одних и тех же мощностях. | Способность оперативно реагировать (потребительский и производственный), в котором потребности имеют приоритет над производством. | 
| Экономия на разнообразие в результате широкого ассортимента товаров из одного сырья. | Высока рентабельность в производстве тех товаров, которые не выгодны для крупных предприятий. | 
| Экономия на транзакционных издержках, связанных с передачей товаров и услуг от одной производственной единице другой. | Обогащение ассортимента потребительских товаров и услуг | 
| Реализация стратегий «первопроходца». | Создание благоприятных условий для более рациональной хозяйственной кооперации с крупным бизнесом. | 
| Развитие новых производств с учетом накопленного технологического, производственно-сбытового, управленческого опыта. | Широкое использование всех видом ресурсов (включая вторичные). | 
| Мелкая капиталоемкость, быстрая перестройка производства. Высока восприимчивость к нововведениям, короткие сроки освоения новшеств. | 
Таблица 3 Факторы, влияющие на взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства
Информация о работе Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений