Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:30, курсовая работа
Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет важнейшее значение.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, исследования 
показали, что в последнее время 
в Республике Беларусь осуществлены 
некоторые меры по либерализации 
условий экономической 
Очередное исследование Международной 
финансовой корпорации и Всемирного 
банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса 
– 2010»), построенное по результатам 
анализа деловой среды в 193 странах, 
показало, что Республика Беларусь 
передвинулась в рейтинге еще 
на 24 позиции вверх по сравнению 
с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и 
заняла 58 место. Из стран бывшего 
союза перед Беларусью в 
Наибольший прогресс в 
реформах наблюдался в регистрации 
предприятий. Благодаря принятию декрета 
№ 1 от 16 января 2009 г. «О государственной 
регистрации и ликвидации (прекращении 
деятельности) субъектов хозяйствования» 
Беларусь переместилась в рейтинге 
с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию 
вверх). Благодаря декрету четыре 
процедуры регистрации 
Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С 1 января 2010 г. произошли 
существенные изменения в налоговом 
законодательстве. Среди позитивных 
изменений можно отметить свободу 
выбора предприятия по квартальной 
или месячной уплате налога на прибыль. 
Квартальная уплата позволит немного 
сократить затраты по времени 
администрированию налога и получить 
временную экономию финансовых средств 
предприятия. Отказ от законодательно 
установленного перечня затрат, которые 
учитываются при исчислении налога 
на прибыль, является значительным шагом 
в плане упрощения порядка 
расчетов и уплаты платежей в бюджет. 
Также с 2010 г. при расчете и 
уплате налога на прибыль отменено 
нормирование расходов на оплату труда, 
на рекламные, консалтинговые, маркетинговые 
услуги. Отменены 4 оборотных налога: 
сбор в фонд поддержки производителей 
сельхозпродукции, налог с продаж 
товаров в розничной торговле, 
налог на приобретение автотранспортных 
средств, местные сборы с пользователей 
за парковку автотранспортных средств. 
Среди отрицательных моментов изменения 
налогового законодательства следует 
отметить рост ставки налога на добавленную 
стоимость. Ставка НДС поднялась 
с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь 
часть оборотных средств 
В целях стимулирования экспорта 
белорусских товаров 
Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенный комитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могут столкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другие таможенные правила.
Важной мерой по улучшению 
условий ведения малого бизнеса 
в стране и развития сферы услуг 
стало подписание указа президента 
№ 479 «О переводе жилых помещений 
в нежилые и внесении изменения 
в Указ Президента Республики Беларусь 
от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 
2009 г. Указом предусматривается возможность 
перевода жилых помещений, расположенных 
в одноквартирных (блокированных) жилых 
домах, а так же на первых этажах 
многоквартирных жилых домов, в 
нежилые. Это позволит собственникам 
таких помещений размещать в 
них организации и их подразделения, 
использовать их в предпринимательской 
деятельности. Достоинством указа является 
то, что в нем закреплен 
Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования бизнеса – создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).
Таблица 2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса» «Ведение бизнеса-2010» «Ведение бизнеса-2009» Изменение рейтинга
Общее место 58 82 +24
Регистрация предприятий 7 98 +91
Получение разрешений на строительство 44 62 +18
Наем рабочей силы 32 40 +8
Регистрация собственности 10 13 +3
Кредитование 113 109 −4
Защита инвесторов 109 105 −4
Налогообложение 183 183 0
Международная торговля 129 134 +5
Обеспечение исполнения контрактов 12 14 +2
Ликвидация предприятий 74 74 0
Примечание - Источник: [12]
И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.
Для дальнейшего развития 
малого предпринимательства в 
ü  формирование инфраструктуры 
поддержки и развития малого предпринимательства, 
в том числе содействие организации 
и деятельности центров поддержки 
предпринимательства и 
ü  создание льготных условий 
для доступа субъектов малого 
предпринимательства к 
ü введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
ü лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
ü  поддержка внешнеэкономической 
деятельности субъектов малого предпринимательства, 
включая содействие развитию их производственных, 
торговых, научно-технических и 
ü организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
ü  реализация программ, направленных 
на насыщение рынка экологически 
чистыми и безопасными 
ü организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Таким образом, для развития 
малого предпринимательства, создания 
новых субъектов малого предпринимательства 
необходимо обеспечить имущественную, 
финансовую и информационную поддержку 
со стороны органов 
Заключение
Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1  Малое предпринимательство 
является неотъемлемым 
2 Малые предприятия сегодня 
стали неотъемлемой частью 
Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.
Очевидно, что активная поддержка 
малого бизнеса западными 
3 Малый бизнес Республики 
Беларусь представляет сегодня 
перспективный развивающийся 
Малые предприятия могут 
внести значительный вклад в решение 
проблем экономического роста и 
занятости. В условиях рыночной экономики 
они считаются гибкими и 
4 Для активизации малого 
предпринимательства в 
На сегодня существует 
еще целый ряд возможностей для 
того, чтобы вклад малого и среднего 
бизнеса в ВВП значительно 
увеличился. По-прежнему остро стоят 
вопросы, требующие пристального внимания: 
отмена регулирования цен, совершенствование 
антимонопольного законодательства, сокращение 
числа налогов, уменьшение размеров 
штрафных санкций, упрощение документооборота, 
ускорение приватизации, упрощение 
сертификации товаров и услуг, обеспечение 
доступности кредитных 
И, тем не менее, вектор на 
либерализацию задан, есть надежды, 
что правительство будет 
Список использованных источников
1   Алейников, А.Н. 
Предпринимательская 
2   Аналитические доклады 
«О социально–экономическом 
3 Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
4   БСП продолжает 
диалог. Итоги работы Белорусского 
союза предпринимателей за 3 года, 
подведенные Х съездом БСП 
– «Индивидуальный 
5   Германович, Г.В. Критерии 
малого и среднего бизнеса: 
опыт зарубежных стран и 
6   Горбань, О.П. Роль 
малого бизнеса в рыночной 
экономике, Научно-
7  Государственная программа 
поддержки малого