Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
В условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность. Добиться такого состояния дел предпринимателям позволяет регулярно получаемая их предприятиями и фирмами прибыль. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Пусть на рынке однородной продукции, суммарный спрос на которую составляет Q (p) = a - bp, действует 2 независимых конкурента. Зафиксируем цену p2 второй фирмы. Если первая фирма установит такую же цену p1 = p2, рынок разделится пополам: q1 = q2 = Q (p1) / 2 = (a - b*p1) / 2.
Пусть спрос q2 на продукцию второй (более дорогой) фирмы линейно убывает с падением цены p1 первой (более дешевой) и становится нулевым в точке p1 = p*, в которой суммарный спрос Q(p1) вдвое больше, чем при цене p2. Найдем критическую цену p*: = a - b * p* = 2 (a - b * p2),
p* = 2 p2 - a / b, (4)
Такое условие более адекватно, чем захват первой фирмой рынка при фиксированном количественном и даже процентном (тем более, практически нулевом) сокращении цены, поскольку на некоторые товары спрос очень сильно изменяется при незначительном изменении цены, а на другие - остается почти прежним даже при существенных колебаниях цен.
С учетом равновесия Нэша первым результатом модификации модели Бертрана становится то, что вместо разрушительной ценовой войны мы получаем равновесие, в котором каждая из фирм получает прибыль.
Второй особенностью будет 
то, что в этом равновесии цены, объемы 
производства и прибыли фирм, изначально 
одинаковых, будут различны. Дело в 
том, что первая позиционирует себя 
как дешевая фирма и 
Суммарная прибыль в ситуации картеля при классических предпосылках будет максимальна. Действительно, одновременное изменение цен фирм как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сократит их прибыли, а одностороннее изменение приведет к полному захвату рынка более дешевой фирмой, что выгодно для нее, но обнулит прибыль конкурента и уменьшит суммарную прибыль.
В нашей ситуации, когда 
остаются покупатели, по каким-либо причинам 
покупающие продукцию в более 
дорогой фирме, можно получить суммарную 
прибыль, больше картельной с помощью 
ценовой дискриминации: покупатели, 
ориентированные на минимум цены, 
покупают у более дешевого производителя, 
а часть из обеспеченных (кому все 
равно или почти все равно) 
заплатит больше. При этом для более 
дорогой фирмы есть огромные стимулы 
снизить цену и увеличить свою 
долю на рынке. Однако в случаях, если 
соглашения между фирмами достаточно 
жесткие (или, например, в случае, когда 
существуют 2 торговых точки, принадлежащих 
одному производителю), суммарная прибыль 
(которая затем может 
Численный пример данных ситуаций приведен в Приложении А. Одним из способов регулирования процесса максимизации прибыли монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист, показано на рис. 4. Здесь D и MR ? кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm ? установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена (англ, price ceiling ? потолок цены).
Рисунок 4 -- Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист
Эффективная кривая предельной выручки также будет состоять из двух сегментов: горизонтального сегмента РmA и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно:
MR(Q) = P(Q) + Q(dP/dQ).
Пока Q < Q' и действует предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q) = Рm.
При Q > Q' дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Рm, и, следовательно, dP/dQ < 0. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmA, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса.
Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q' MR < OR', а при малом сокращении MR = OРm.
Рассмотрим влияние 
Рисунок 5 -- Влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста
Чтобы побудить монополиста увеличить объем производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне P2 может побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был бы в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене P2 кривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC = AR = Р. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены P3 = minSATC, при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок.
1.3 Характеристика видов прибыли и методы их формирования
В зависимости от объективных 
условий общественного 
Различают следующие виды прибыли: балансовую; общую прибыль; чистую; экономическую; бухгалтерскую; нормальную и чистую (рисунок 1 Приложения Б).
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности.
Во-первых, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции -- основная часть валовой прибыли.
Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.
В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т. е. результаты внереализационных операций.
Бухгалтерская прибыль - разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими издержками).
Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки и внешние, и внутренние, включая в исследование и нормальную прибыль на капитал в размере процента, являющегося количественным выражением чистой производительности капитала.
Балансовая прибыль - прибыль 
по балансу, включает прибыль от реализации 
продукции и внереализационную, 
которая образуется от разницы штрафов 
взысканных и уплаченных, дивидендов 
на приобретенные акции и 
Общая прибыль равна разнице между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и затратами (издержками) на их производство и реализацию.
Чистая прибыль определяется после уплаты из общей прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия, из нее образуются различные фонды (потребления, социального и производственного развития, страховые фонды). В акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью из чистой прибыли выплачиваются дивиденды на купленные акции и вложенные паи:
Пб(в) = Поб(оп) + Пвр
Пвр =+ (-)Ш + (-)Рс+Дд+Ап+Лс-У
Поб(оп) = В-Сс- Рвп
Пч = Пб(в) - Фр - Н
где: Пб(в) - балансовая (валовая) прибыль, р.; Поб(оп) - прибыль общая (операционная), р.; Пвр - прибыль внереализационная, р.; Ш - штрафы уплаченные и неуплаченные, р.; Рс - расходы (доходы) на страхование, р.; Ап - арендная плата, р.; Дд - доход по ценным бумагам и др.финансовым вложениям, р.; Лс - ликвидационная стоимость оборудования, р.; У - убытки от предпринимательской деятельности, р.; В - выручка от реализации продукции, р.; Сс - себестоимость реализованных товаров и услуг, р.; Рвп - расходы внепроизводственные, связанные с реализацией продукции, р.; Фр - финансовые расходы (расходы на выплату процентов, уплаченная арендная плата, различные убытки); Н - уплачиваемые субъектом налоги, р.
Из балансовой (валовой) прибыли 
исключаются доходы от сдачи в 
аренду и других видов использования 
имущества, а также прибыль от 
посреднических операций и сделок, 
расчет налога по которым осуществляется 
в ином порядке. В процессе дальнейшего 
распределения часть валовой 
прибыли отчисляется в 
Уплатив в бюджет соответствующий 
налог с прибыли (за исключением 
налоговых льгот), организация получает 
в свое распоряжение оставшуюся так 
называемую чистую прибыль. Эта прибыль 
используется ею самостоятельно и направляется 
на дальнейшее развитие предпринимательской 
деятельности Рыночные условия хозяйствования 
определяют приоритетные направления 
использования собственной 
В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, -- потерей доходов. Поэтому при использовании чистой прибыли организация вправе создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд.
Размер этого резерва 
должен составлять не менее 15% уставного 
капитала. Ежегодно резервный фонд 
пополняется за счет отчислений, составляющих 
практически не менее 5% прибыли, остающейся 
в распоряжении организации. Кроме 
покрытия возможных убытков от деловых 
рисков финансовый резерв может быть 
использован на дополнительные затраты 
по расширению производства и социальному 
развитию, на разработку и внедрение 
новой техники и технологии, прирост 
собственных оборотных средств 
и восполнение их недостатка, на 
другие затраты, обусловленные социально-
Размер прибыли может быть рассчитан через (рисунок 2 Приложения Б):
1. Абсолютную величину прибыли;
2. Абсолютную величину прибыли в сопоставлении с годовым оборотом фирмы;
3. Абсолютную величину прибыли в сопоставлении с капиталом фирмы.
Относительным показателем прибыльности (эффективности фирмы является норма прибыли (Нпр) или рентабельность (таблица1 и таблица 2 Приложения Б).
Рентабельность предприятия может измеряться по фондам и по текущим затратам. Рентабельность по фондам это отношение Пб(в) к сумме основных производственных фондов (основного капитала и оборотного капитала. Рентабельность предприятия по текущим затратам есть отношения балансовой прибыли к полной себестоимости реализованной продукции.
Уровень рентабельности позволяет судить о целесообразности производства продукции, выполнение работ, услуг, об использовании инвестиций, возможностях их окупаемости.
В зависимости от управленческих задач, решаемых фирмой и внешними ее контрагентами, в системе показателей финансовых результатов может быть выделены следующие подсистемы (рисунок 2 Приложения Б).
1. Подсистема, включающая 
совокупность показателей 
2. Подсистема показателей, 
отражающая процесс 
3. Подсистема показателей, 
отражающая процесс