Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа
Также немалую роль играет активная работа коммерческих банков в области кредитования, которая является непременным условием успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении новых способов снижения кредитных рисков.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ
 
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
1.1 Определение малого и среднего бизнеса
1.2 Кредитование как экономическая категория
1.3 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Украине
1.4 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
 
2.1 Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Государственная политика в области малого предпринимательства
2.3 Сравнительный анализ программ кредитования малого и среднего бизнеса
 ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1. Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Государственная поддержка малого предпринимательства в Украине осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, на основе осуществления соответствующих мероприятий.
На государственном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры:
1. Учет специфики и 
потребностей малых 
2. Разработка и принятие 
законодательных актов по 
3. Создание экономических 
условий для формирования и 
развития организационно-
4. Оказание малым предприятиям 
прямой организационно-
На региональном уровне законодательные 
и исполнительные органы власти имеют 
большие возможности для 
Очень важно для эффективного 
развития малых предприятий участие 
местных органов власти. На этом 
уровне решаются многие актуальные вопросы 
регулирования земельных, арендных 
и других отношений, организация 
всех видов контроля, обеспечение 
функционирования городского (местного) 
транспорта. Они оказывают 
Организационные формы (меры) 
государственной поддержки 
Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на муниципальном, региональном уровнях.
Во-вторых, вовлечение в малое 
предпринимательство 
В-третьих, внесение в установленном 
порядке предложений о 
В-четвертых, передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных программ.
В-пятых, передача малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий.
В-шестых, обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости с учетом ими вложенных в них материальных и финансовых средств.
Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п.
Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путем выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.
Экономические методы подразделяются 
на финансово-кредитные и 
Институционные методы государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства.
Содержание и объемы государственной поддержки малого предпринимательства, его формы и методы зависят от экономического состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и национальной культуры. Так, для Украины, с ее территориальными масштабами, суверенитетами регионов, а также неуважением законов и традиционным «авось» неприемлемы методы, используемые в Германии (с ее дисциплиной, точностью и пунктуальностью).
Анализ международного опыта 
показывает, что есть определенный 
перечень общепринятых форм и методов 
государственной поддержки 
Таблица 2.1 Результаты деятельности МСП на международном уровне
| Параметры сравнения | Украина | Германия | Франция | Италия | Велико-британия | Польша | Нидер- ланды | Эстония | 
| Кол-во малых и средних предприятий, млн | 3,2 | 1,9 | 2,6 | 3,8 | 1,7 | 1,6 | 0,6 | 0,05 | 
| Занятость на МСП, млн. человек | 19 | 13,6 | 8,8 | 12,3 | 9,8 | 5,9 | 3,6 | 0,3 | 
| Выручка МСП, трлн.евро | 0,8 | 2,2 | 1,9 | 1,9 | 2,2 | 0,5 | 0,8 | 0,02 | 
| Эффективность деятельности предприятий | 0,25 | 1,16 | 0,73 | 0,5 | 1,29 | 0,31 | 1,33 | 0,4 | 
| Производитель-ность труда | 42 | 161 | 216 | 154 | 224 | 85 | 222 | 67 | 
Расчет эффективности деятельности малых и средних предприятий:
Украина: Выручка / кол-во предприятий = 0,8 / 3,2 = 0,25
Германия: Выручка / кол-во предприятий = 2,2 / 1,9 = 1,16
Франция: Выручка / кол-во предприятий = 1,9 / 2,6 = 0,73
Италия: Выручка / кол-во предприятий = 1,9 / 3,8 = 0,5
Великобритания: Выручка / кол-во предприятий = 2,2 / 1,7 = 1,29
Польша: Выручка / кол-во предприятий = 0,5 / 1,6 = 0,31
Нидерланды: Выручка / кол-во предприятий = 0,8 / 0,6 = 1,33
Эстония: Выручка / кол-во предприятий = 0,02 / 0,05 = 0,4
Проведем расчет производительности 
труда на предприятиях малого и среднего 
бизнеса в международном 
Украина: Выручка/занятость=0,8 млрд /19 млн * 1 млн. = 42 тыс.евро
Германия: Выручка/занятость = 2,2трлн/13,6млн*1млн. = 161 тыс.евро
Франция: Выручка/занятость = 1,9трлн/8,8млн*1млн = 216 тыс.евро
Италия: Выручка/занятость = 1,9трлн/12,3млн*1млн = 154 тыс.евро
Великобритания: Выручка/
Польша: Выручка/занятость = 0,5трлн/5,9млн. *1млн = 85 тыс.евро
Нидерланды: Выручка/занятость = 0,8трлн/3,6млн. *1млн = 222 тыс.евро
Эстония: Выручка / занятость = 0,02трлн/0,3млн. *1млн = 67 тыс.евро
Анализ эффективности деятельности малых и средних предприятий производительности труда на них обнаружил самые низкие показатели в Украине. Это говорит о необходимости финансирования и государственной помощи.
Как показывает опыт развития 
малого предпринимательства в Украине, 
структура его субъектов 
В случае необходимости под его залог могут выделяться кредиты коммерческих и государственных банков. Кроме того, такие предприятия не лишены определенного опыта применения различных процедур поиска финансовых средств. Они знакомы с технологиями минимизации затрат на привлечение заемных средств и не заинтересованы в их получении на предлагаемых банками условиях. Их не устраивают процентные ставки и краткосрочные кредитования. Предприятия первой группы используют кредит для реализации высокоэффективных не длительных по срокам осуществления проектов и только в случае отсутствия альтернативных возможностей. Количественно эта группа немногочисленна.
Вторая группа малых предприятий — это основная масса субъектов малого предпринимательства, прошедших стадию становления и функционирующих. Но им для дальнейшей успешной работы и особенно развития требуются финансовые средства. Однако их возможности ограничены недостатком имеющихся залогов и гарантий.
Третья группа малых предприятий включает:
1) малорентабельные и 
убыточные предприятия с 
2) недавно созданные, только 
начинающие функционировать 
Эти субъекты малого предпринимательства не имеют свободных финансовых ресурсов и не обладают реальными залоговыми возможностями. Для них нет системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности. Имеющиеся производственные активы малоликвидны, так как их помещения и оборудование, как правило, морально устарели, физически изношены и требуют значительных инвестиций для эффективного функционирования.
2.2. Государственная политика 
в области малого 
Наличие и значимость такого 
потенциально мощного и динамичного 
социально-экономического феномена, как 
малое и среднее 
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.