Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 02:10, реферат

Описание работы

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:
ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;
благоприятный международный экономический климат 60-х первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;
сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические пре образования в пользу экономического развития; относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (23% против 6070% северокорейских затрат);

Файлы: 1 файл

Южно.docx

— 21.86 Кб (Скачать файл)

Южно-корейская  модель динамичной рыночной экономики

На стремительный рост экономики  Южной Кореи оказывали и оказывают  влияние самые различные факторы  объективные и субъективные, экономические  и политические, внутренние и внешние, такие как:

ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия  развития;

благоприятный международный экономический  климат 60-х первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним  источникам ресурсов;

сильное и эффективное руководство  в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические пре образования в пользу экономического развития; относительно малые затраты  на содержание военно-промышленного  комплекса (23% против 6070% северокорейских  затрат);

привлечение иностранных капиталовложений как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how";

этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности  своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы  развития экономики Республики Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в настоящее  время недостаточно широко освещены в России.

Одним из факторов, объясняющих стремительный  рост экономики Южной Кореи, явилось  сильное и эффективное руководство  в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития. Правительство принимало  новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось  множество мер политического  характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так  и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало  максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству  часто обращались с просьбами  взять на себя риск, связанный с  инвестиционной деятельностью частных  предпринимателей, пре доставляя  гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных  условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит де нежное обращение. В  Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не вы ходили из под контроля государства. Центральную роль в  этом играла государственная монополия  в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает  в валютной сфере. В разных вариантах  принуждения к тому, чтобы держать  иностранную валюту на специальных  счетах в ЦБ, действует в Корее  с 1949 года. Концентрация финансовых и  валютных ресурсов в руках государства  воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым  пре доставлялись банковские льготы.

В сущности экономика Южной Кореи  представляет наиболее гармоничное  сочетание планового и рыночного  способов ведения хозяйств. Если очень  коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма  и позволило Южной Корее в  относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой  цивилизации.

Государственное регулирование  рыночной экономики в корейской  модели экономики

После войны между Южной  и Северной частями  Кореи в начале 1950-х  гг установилось перемирие, и именно с этого  периода начинается формирование фактически двух разных по идеологии  и хозяйственным  укладом государств – Южной Корее (Республика Корея) и Северной Корее (Корейская  Народно -Демократическая  Республика). Первые годы реформирования их экономик обнаружили различные подходы  правительств относительно подъема экономики, а следовательно  и модели дальнейшего  социально-экономического развития. Именно с  этого периода  началась поляризация  хозяйств двух Корей, при этом в основу первого из них  было положено государственное регулирование рыночной экономики не только основных макропропорций, а также выпуска и реализации продукции, в основу второго – командно-административную систему, главной задачей которой была построение социализма, с доминирующей идеологией Чучхе (социализм с национальной спецификой корейского народа). Дальнейшее развитие КНДР был во многом тождественным в соседний Китай, с той разницей, что период системных реформ и «политики открытых дверей» в этой стране еще не наступил. Зато экономическая модель Южной Кореи представляет собой хотя и подобен Японии феномен «послевоенного экономического чуда», однако имеет немало отличительных особенностей. 
В середине 1950-х гг Южная Корея была одной из беднейших азиатских стран, а упоминавшийся выше военный конфликт нанес большой ущерб ее хозяйству. Достаточно сказать, что тогдашний ВВП РК составил менее 100 дол. на душу населения по валютному курсу. Кризисное состояние экономики был во многом обусловлен также высоким приростом населения, низкой квалификацией рабочей силы, высоким уровнем безработицы, преобладанием в структуре экономики экстенсивного аграрного сектора, значительным дефицитом торгового баланса. Попытки различных правительств повлиять на экономическую ситуацию в стране в течение 1955-1961 гг  оказались напрасными, а неурожай 1962 г. и вызванный им экономический упадок и инфляция выступили катализаторами действий правительства по осуществлению системных реформ в хозяйстве этой страны. В известной мере пригодились также советы американских экспертов и та финансовая помощь, которая поступала из США. 
Государственное регулирование рыночной экономики в этот период было очевидным, что привело к установлению планового механизма управления хозяйством. В том же 1962 г. в Корее был принят первый пятилетний план и тогда же появилось Управление экономического планирования, которое в 1963 г. возглавил заместитель премьер-министра. Этот орган регулирования был признан главным в проведении южно-корейской реформы и именно на его диверсифицированный институциональный аппарат был положен несвойственные для рыночной системы функции контроля движения товаров и капитала внутри страны, поступление инвестиций, иностранной помощи и тому подобное. Тогда же были определены три приоритетные области, которым государство предоставляло всестороннюю поддержку и помощь: цементная, нефтеперерабатывающая промышленность, производство минеральных удобрений. В середине 1960-х гг страна определила для себя два основных направления развития хозяйства – стратегию импортозамещения и экспортной ориентации внутреннего производства. В 1965 г. правительство Кореи в 2,5 раза девальвировал свою национальную денежную единицу – вон, что максимально облегчило экспорт страны, способствовало привлечению значительных инвестиций в экономику, в том числе в свободных экономических зонах, которые начали создаваться в 1966 г. С конца 1960 -х гг активно идет процесс развития обрабатывающих отраслей, а в начале 1970-х государство объявляет о трех новых отраслевые приоритеты развития национальной экономики, ими стали: машиностроение, химическая промышленность и инфраструктура. Дефицит квалифицированных кадров в 1970-80-е гг впоследствии обусловило еще один приоритет – образование. Многочисленные гуманитарные программы, которые реализовывались в стране в этот период, имели целью не только доведение уровня квалификации корейских рабочих и служащих к американскому или японскому уровня, но и создание предпосылок для технологического прорыва на мировом рынке инноваций, максимальное стимулирование научно-прикладного вектора развития национальной экономики. 
Весьма специфической в стране была система организации бизнеса, и ее характерной формой стали чеболи, которые возникли в конце 1950-х гг и были организованы по типу японских дзайбацу (вспомните, почему в Японии они были распущены?). Отличительными особенностями нового образования стали: высокая отраслевая диверсификация, семейственность в управлении, ограничение рыночного механизма регулирования (государство всесторонне занималась деятельностью чеболь, создавая для них льготный налоговый режим и лоббируя их интересы на внутренних и внешних рынках). Дальнейшая концентрация и централизация капитала, создание в составе чеболь мощных банковских систем, усилило позиции последних, которые в 1970-80-е гг уже представляли собой мощный конгломерат производителей, торговых фирм и банков семейного типа (семейные кланы и сейчас владеют почти 60% акций чеболь) с четкими структурными связями и высокой поддержкой правительства (экспортные квоты, субсидии, централизованное планирование производства и т.п.). До крупнейших чеболь в стране относят «Лакки-Голдстар» (более известная под новой маркой «LG»), Хьонде »,« Самсун »,« Дэу »и др.. В 1983 г. 50 ведущих чеболь (чиптан – второе название этих объединений) производили около 25%, а 100 – 47% ВВП страны (В. Ломакин, 1999 г.). На них приходилось около 75% банковских кредитов, а первые международные займы (кредиты), которые сделали чеболи в 1960-70-е гг гарантировало государство, нередко платя за них тогда, когда сам заемщик не смог вовремя вернуть деньги. 
Вместе с тем, важным фактором стремительного обогащения чеболь можно считать государственное регулирование рыночной экономики и жесткую эксплуатацию трудящихся этой страны, имевшей выражение в низкой заработной плате рабочих и служащих, большой различия в уровнях доходов населения (коэффициент Джини в 1976 г. составлял 39,0, а в 1993 – м уменьшился до 31,6), значительной продолжительности рабочего времени (до середины 1980-х гг она составляла 60 ч, однако в корпорации «Дэу» продолжительность рабочего дня составляла 12 часов на шестидневную неделю. Сейчас государство регламентировало рабочее время в неделю 44 – ма часами). Низкие затраты на производство и политика жесткой авторитарной модернизации позволяли поддерживать низкие мировые цены на корейские товары на региональных, а впоследствии и глобальных рынках и сохранить закрытая от мировых товарных потоков внутренний рынок страны. Это привело к уменьшению льготных кредитов из-за океана, а в 1970-90-е гг к существенному сокращению их общего объема, в том числе в связи с отказом Южной Кореи полностью открыть свой рынок для американских товаров. 
Значительные изменения претерпело сельское хозяйство страны, которое в начале 1970-х гг развивалось преимущественно в рамках традиционной для Кореи аграрной модели. Системных реформ этот сектор претерпел лишь на протяжении 1970-х гг в рамках «Движения за новую деревню» (1971 г.). 
С этой целью развернулось строительство дорог, электрификация сел, вводилось централизованное водоснабжение и создавалось много других элементов инфраструктуры. Помощь должна выборочный характер и прежде направлялась в те провинции, где крестьяне могли более рационально распорядиться финансовыми ресурсами. Вследствие этого сократился разрыв между городом и деревней, выросла стоимость земли, повысилась товарность производства и тому подобное. 
Проведенные экономические реформы вывели Южную Корею в начале 1990-х гг в число промышленных лидеров планеты. В первую очередь это касалось высоких темпов экономического роста (на протяжении 1980-х гг ежегодный рост ВВП составлял 10,4%, в 1990-е – 7,6%), сокращение уровней инфляции (с 20% в 1980-е до 5 – 6% в 1990-е гг), стремительного наращивания экспорта подобное. 
Большое значение для модернизации модели экономического развития имело так называемое «двойное экономический рост» 1970-80-х гг, при котором экспортная ориентация в трудоемкости отрасли готовила базу для капиталоемкой промышленности, в том числе для наукоемких производств. В середине 1980-х гг Южная Корея осуществила ряд либеральных реформ, целью которых было существенное повышение заработной платы, ослабление контроля за импортом, уменьшение ценового регулирования. Государство оставило за собой макроэкономическое регулирование, поддержку инноваций и проведения антимонопольной политики. 
Таким образом, факторами экономического роста Южной Кореи в 1961-1991 гг были: 
поддержка макроэкономической стабильности через консервативную (в ряде случаев авторитарную) денежно-кредитную и финансовую политику; 
максимальное стимулирование развития крупнейших ТНК (чеболь); 
создание экспортно-ориентированной и импортозамещающим модели экономического развития и сохранения на первых порах закрытости внутреннего рынка; 
специфическая таможенно-тарифная политика, которая была ориентирована на абсолютизированный защиту отечественного товаропроизводителя; 
четкое позиционирование отраслевых приоритетов в соответствующие периоды реформирования экономики страны; 
высокий уровень эксплуатации рабочей силы, нетипичный для большинства постиндустриальных государств; 
сочетание западной системы организации с традиционными верованиями и предпочтениями корейского народа.

Азиатский кризис 1997-1998 гг рельефно высветила многочисленные недостатки корейской  модели экономического развития, которая  еще недавно считалась  образцовой на континенте. Основными из них, по мнению правительства  и международных  экспертов, были: 
попечения государством чеболь, что привело к высокому уровню коррупции среди государственных чиновников, от которых зависело предоставление тех или иных льгот. Недовольными оставались мелкие и средние фирмы, которые считали несправедливым для себя стимулирование со стороны правительства корейских ТНК и отсутствие подобного интереса к малому и среднему бизнесу; 
гипертрофированное соотношение долгов по акциям, интенсивные ссуды за рубежом и отсутствие финансового опыта управления долгами; 
провал ряда инвестиционных проектов со стороны ведущих корейских фирм прежде всего через технологическое отставание и конкуренции; 
высокий уровень государственного регулирования, который в условиях глобализации мирового хозяйства выступает стримулювальним фактором дальнейшего развития страны.

В литературе приводятся многочисленные ссылки на преимущества конфуцианства  в хозяйственной  деятельности стран  АТР исходя из того, что именно оно  дает возможность  максимальной свободы  деятельности. Не думаю, что это действительно  так, ведь в основе «корейского чуда»  нередко лежали авторитарные методы руководства, а эволюция системы  хозяйствования от нищеты (в  начале 1950-х гг) к  процветанию (середина 1990-х) происходила за тех  религиозных приоритетов, которые не менялись веками.


Информация о работе Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики