Этапы разработки политики управления оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

Оборотные активы – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.

Содержание работы

1. Этапы разработки политики управления оборотными активами. Производственно-операционный цикл………………………………………..3
2. Управление материально-производственными запасами…………………6
3. Управление дебиторской задолженностью…………………………………8
4. Организация расчетов и их влияние на дебиторскую задолженность…..12
5. Управление денежными активами и их эквивалентами……………….....13

Файлы: 1 файл

Реф.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

В процессе выбора должны учитываться следующие факторы: сложившаяся практика, состояние экономики, конъюнктура рынка, спрос на продукцию, потенциал производства, правовые условия, финансовые возможности, отношение собственников и менеджеров организации к отвлечению денежных средств.

Существует 3 модели управления дебиторской задолженностью:

Консервативная, умеренная, агрессивная. Их характеристика представлена в таблице 1

Подход

Реализация на практике

Соотношение доходности и риска

Консервативный

Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами

Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики

Умеренный

Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты

Средняя доходность. Средний риск.

Агрессивный

Большая отсрочка, гибкая политика кредитования

Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности

Таблица 1. Характеристика моделей управления дебиторской задолженностью.

 

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.

При расчете этой суммы необходимо учитывать:

 планируемые объемы реализации продукции в кредит;

 средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;

 средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики;

 соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие элементы:

 срок предоставления кредита (кредитный период);

 размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

 стоимость предоставления кредита (сумма скидок по реализуемой продукции);

 система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Данная оценка производится на основе информационно-сравнительной базы путем использования различных методик оценки с дальнейшей группировкой покупателей по категориям. На основе этих категорий дифференцируются кредитные условия.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

В практике финансового менеджмента используется новая форма управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,

где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

 

4. Организация расчетов и их влияние на дебиторскую задолженность

Наиболее распространены следующие формы расчетов:

1). Платежи наличными – это оплата товара немедленно после передачи их продавцом покупателю или немедленная оплата товаров против предоставления продавцом в банк документов, подтверждающих факт поставки товаров в соответствии с условиями контрактов.

Расчет наличными осуществляется следующими способами:

 чеками;

 банковскими переводами;

 аккредитивами;

 инкассо.

Расчеты банковскими переводами от момента поставки товара продавцом до получения им денег включает следующие операции:

1. Продавец выписывает счет и в комплекте с др. документами, оговоренными условиями контрактов, отправляет его покупателю.

2. Покупатель, получив комплект платежных документов (КПД) проверяет их соответствие условиям контракта.

3. Банк покупателя извещает банк продавца о переводе ему денег.

4. Банк продавец извещает своего клиента о зачислении сумм на его счет.

Расчеты банковскими переводами не дают продавцам гарантии в том, что покупатели и заказчики вообще оплатят поставленный товар. По этому в условиях контрактов обычно включается обязательства покупателей предоставлять продавцам финансовые гарантии платежей. Покупатели платят банкам стоимость гарантии, которые являются оценкой риска не выполнения платежных обязательств.

Аккредитивная форма расчета, предусматривает обязательства покупателя открыть к установленному в контракте сроку, в определенном банке – эмитенте аккредитив (расчетный счет) в пользу продавца на оговоренную сумму.

Аккредитив – это обязательство банка перевести на счет продавца деньги против предоставления им согласованного с покупателем комплекта документов, подтверждающих поставку товара в соответствии с условиями контракта. Такой аккредитив называется документарным. Этот вид аккредитива не дает гарантии продавцу, что покупатель не отзовет аккредитив и товар будет оплачен.

Более надежным для продавца является безотзывный аккредитив. Когда банк эмитент дает гарантию, что аккредитив не будет отозван.

Инкассо - также основано на работе двух банков корреспондентов.

Недостатком инкассовой формы расчета являются разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа.

2) Продажа в кредит.

Наиболее простой формой товарного кредита является беспроцентная рассрочка платежей - это промежуточная форма расчетов между немедленным платежом наличными и продажей товаров в кредит.

На крупные партии товара могут предоставляться долгосрочные кредиты на основе вексельной формы платежей. Порядок расчета при этом: продавец осуществляет поставку товаров, затем передает покупателю документы на товар, против акцепта им (письменно подтвержденного) переводного векселя (тратты), выписанного продавцом на сумму долга.

Влияние на ДЗ. Все, что продается за наличный расчет ведет к сокращению уровня ДЗ, либо он остается неизменным. Продажа в кредит ведет к увеличению ДЗ на сумму сделки, чем дольше срок кредита, тем для предприятия в целом хуже, особенно если это беспроцентный кредит.

 

5. Управление денежными средствами и их эквивалентами

Анализ и управление денежными средствами предполагает расчёт времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств и т. д.

Информационным обеспечением анализа выступает бухгалтерская отчётность.

Понятие финансового и операционного цикла были рассмотрены ранее. Оговорим лишь тот факт, что сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Сокращение операционного цикла может быть сделано за счёт ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности. Финансовый цикл может быть сокращён за счёт этих факторов и за счёт замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

В таблице 2 представлена сравнительная характеристика агрессивной, консервативной и умеренной политики управления денежными средствами.

Тип политики

Реализация на практике

Соотношение доходности и риска

Консервативный

Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах

Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению

Умеренный

Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надежные ценные бумаги

Средняя доходность. Средний риск.

Агрессивный

Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги

Предприятие рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования

Таблица 2. Подходы к управлению денежными средствами.

Анализ денежного потока обычно проводится по следующим направлениям: текущая, инвестиционная и финансовая деятельность.

Логика анализа очевидна – необходимо выделить все операции, затрагивающие движение денежных средств. В мировой учётной практике применяют один из двух методов (прямой или косвенный). Разница между ними состоит в различной последовательности определения величины потока денежных средств:

– прямой метод – исходным элементом является выручка, т. е. анализ проводится сверху вниз;

– косвенный метод – исходным элементом является финансовый результат, поэтому анализ идёт снизу вверх.

Прогнозирование денежного потока сводится к исчислению возможных источников поступлений и оттоков денежных средств. Нередко прогнозирование денежного потока сводится к построению бюджетов денежных средств на интересующий период.

В любом случае процедуры прогнозирования выполняются в следующей последовательности.

Прогнозирование денежных поступлений по периодам. Смысл этого этапа состоит в том, чтобы определить объём возможных денежных поступлений. Основным источником поступления является реализация, которая подразделяется на продажу товаров за наличный расчёт и в кредит.

Прогнозирование денежного оттока по периодам. Основным её элементом является погашение кредиторской задолженности. Растягивая процесс оплаты, можно получить дополнительный источник краткосрочного финансирования.

Расчёт сальдо денежного потока по периодам. Третий этап является логическим продолжением предыдущих, т. е. путём сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат рассчитывается сальдо денежного потока.

Определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании по периодам (излишек / недостаток). На этом этапе определяется совокупная потребность в краткосрочном финансировании.

Определение оптимального (целевого) остатка денежных средств представляет собой одну из основных задач финансового управления при реализации краткосрочной финансовой политики.

К денежным средствам могут быть применимы модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств.

Модель Баумоля (1952 г.). Предполагается, что фирма начинает работать, имея максимальный и целесообразный для неё уровень денежных средств, который постоянно расходуется в течение некоторого периода времени.

Все поступающие средства от реализации товаров и услуг фирма вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т. е. становится равным нулю или достигает некоторого уровня безопасности, то в этом случае финансисты продают часть ценных бумаг, пополняя тем самым запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчётном счёте представляет собой «пилообразный» график, изображенный на рисунке 2.

Информация о работе Этапы разработки политики управления оборотными активами