Эссе по статье Майкла Спенса «Сигналы на рынке труда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, творческая работа

Описание работы

Статья Майкла Спенса «Сигналы на рынке труда» заинтересовала меня по той причине, что моя магистерская работа посвящена исследованию проблемы несбалансированности спроса и предложения на региональных рынках труда в Российской Федерации. Поэтому мне интересны любые детали о взаимодействии работников и работодателей, которые помогли бы мне выяснить, что вызывает дисбаланс на РРТ и что с эти можно сделать

Файлы: 1 файл

Спенс.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

     Эссе  по статье Майкла Спенса «Сигналы на рынке  труда»

     Статья Майкла Спенса «Сигналы на рынке труда» заинтересовала меня по той причине, что моя магистерская работа посвящена исследованию проблемы несбалансированности спроса и предложения на региональных рынках труда в Российской Федерации. Поэтому мне интересны любые детали о взаимодействии работников и работодателей, которые помогли бы мне выяснить, что вызывает дисбаланс на РРТ и что с эти можно сделать.

     Работа  Спенса посвящена тому, как работодатели и ищущие работу люди на рынке труда, или вообще на любом рынке все представители предложения с одной стороны, и спроса - с другой стороны, выбирают друг друга, при условии, что их качества имеют значение, но информация об этих качествах скрыта. То есть существует, так называемая, асимметрия информации.

     Например, поскольку найм и увольнение обходятся дорого, работодателям хотелось бы знать наперед, насколько хорошо будут работать те люди, которых они собираются нанять. Информация, которой они могут воспользоваться, чтобы составить представление о претендентах, двух типов: неизменяемая информация о поле, возрасте и расовой принадлежности, и изменяемые характеристики, которые претенденты могут улучшить, затратив на это время или деньги. Информацию второго типа Спенс и назвал «рыночными сигналами». Поскольку затраты на приобретение этих сигналов, в такой, допустим, форме, как уровень образования, ниже для более способных людей, чем для менее способных, то работодатели могут надежно использовать документы об образовании для отбора более производительных работников. Причем под уровнем образование необходимо рассмотреть всё: само образование, престиж учебных заведений, которые заканчивали работники, средний бал, учёную степень – только детальный анализ всех характеристик даст работодателю один полноценный сигнал. Безусловно, такой сигнал не может являться гарантией того, что сотрудник будет усерден, трудолюбив и полезен, но он дает объективные основания так думать. 

     Далее Спенс показывает, что при этом образование само по себе может быть непроизводительным, но несмотря на это, индивидуумам может быть необходим более высокий уровень образования для подачи сигнала работодателю. И при этом, понимая, что более высокое образование имеет большую ценность, чем менее высокое, потребность в получении более высокого образования возрастает, а общественная отдача от инвестиций в образование падает. Эта и есть главная идея его работы «Сигналы на рынке труда». То есть образование может быть значимым сигналом, позволяющим фирмам ранжировать работников по их производительности. Высокопроизводительные работники захотят получить более высокое образование, даже если это не повысит их эффективность, для того, чтобы иметь возможность подать сигнал об этом. Но нужно же иметь представление о том, до какого уровня высокопроизводительные работники должны повышать свое образование, чтобы подать сигнал. Ведь вряд ли для получения более высокой зарплаты, чем у низкопроизводительных работников, им придется иметь диплом докторов науки.

     Чтобы разрешить этот вопрос, Спенс высчитывает так называемое «сигнальное равновесие». И говорит о том, что когда работодатель задает некий уровень образования, говоря, что все, кто будет иметь такой уровень и больше, тот будет получать больше, чем те, кто будет иметь образование ниже заданного уровня. В таком случае, высокопроизводительные работники предпочтут получить уровень образования равный заданному и не больше, а  менее производительные предпочтут не получать образование вовсе. И это абсолютно логично: ведь расходы на получение более высоко образования, чем заданный уровень, в случае высокопроизводительных рабочих, и, чем уровень образования=0, в случае низкопроизводительных работников, выше, а доходы остаются прежними. Вот и получается, что выгоднее минимизировать расходы на образование, раз уж они все равно не влияют на производительность, а лишь выступают как сигнал работодателю. То есть минимума из заданного интервала возможного образования в каждой категории зарплаты будет достаточно, чтобы этот сигнал передать.

     На  мой взгляд, теория Спенса является довольно абстрактной и слабоприменимой  на современном российском рынке  труда. В первую очередь это связано  с тем, что прогрессивные работодатели давно уже научились справляться с такой бедой как асимметрия информации довольно простым способом: испытательный срок. Вот что дает работодателю возможность узнать, на что способен претендент. Да, принимая работника на стажировку или испытательный срок, работодатель все равно потерпит некоторые убытки, если у сотрудника окажется низкая производительность, но при этом риск больших потерь сводится на нет. Разные компании ставят различные условия и длительность испытательного срока. В любой профессии необходимо время, чтобы оценить работу сотрудника, кому-то - большое, кому-то – меньше. Таким образом, испытательный срок стал отличным решением проблемы асимметрии информации.

     Другое  дело, что теория Спенса по-прежнему имеет место быть, в связи с выстроенными в нашей стране стереотипами. Не имеешь высшего образования – приличную работу не найдешь. Именно так привыкли думать в современном обществе. Безусловно, высшее образование дает работодателю некоторые гарантии усидчивости, целеустремленности, стрессоустойчивости и прочих качеств нового работника, но все эти гарантии весьма условны, так как обучение даже в самом лучшем университете страны всегда будет сильно отличаться от любой работы. Сейчас скорее сигнал о высшем образовании лишь скорее устроит бывшего студента на работу, но никак не гарантирует более высокую оплату труда. Здесь же необходимо отметить, что сейчас работодатели вынуждены обращать внимание больше не на то, какую научную степень получил их потенциальный сотрудник, а на то – какой ВУЗ он окончил. Это связано с тем, что высших учебных заведений сейчас в крупных городах России приближается к двум тысячам, при том, что качественное образование из них способны давать не более сотни. В наши дни высшее образование – такой же бизнес, как многие другие, а значит и ректоров таких ВУЗов скорее волнует возможная прибыль, чем то, какое образование получат выпускники. В стране довольно много небольших городов, в которых на любом вещевом рынке работаю одни менеджеры и экономисты. Даже диплом могут показать. Здесь, обращаясь к модели Спенса, вполне уже можно говорить, что сигналом о том, что работник имеет высокую работоспособность, будет название ВУЗа, который он закончил, но и в этом случае, максимум, на что он может рассчитывать – это получение рабочего места, а совсем не более высокая заработная плата.

     Кроме того, когда у работника стоит  выбор между двумя кандидатами, он вполне может дать им тестовое задание, которое покажет эффективность  работы каждого из них. Ну а если необходимо понять, кто из сотрудников  имеет более высокую производительность, всегда можно провести аттестацию или обратиться в соответствующую консалтинговую компанию, которая по итогам своей работы сможет предоставить работодателю подробную характеристику всех сотрудников, согласно которой и можно ранжировать уровень заработной платы.

     Высшее  образование с появлением сотен  различных ВУЗов в известной  степени успело дискредитировать себя в глазах общественности, именно поэтому, относиться к нему как к определенному сигналу о работоспособности сотрудников работодатель будет вряд ли. В особенности это касается молодых работодателей, которые сами не понаслышке знакомы с различными учебными заведениями.

     Таким образом, должна заметить, что идея Спенса очень интересна и полезна, но не на современных региональных рынках труда Российской Федерации. Поэтому, к сожалению, в своем дальнейшем исследовании дисбаланса спроса и предложения на РРТ я ее использовать не смогу, и хоть немного с помощью нее приблизится к решению проблемы несбалансированности у меня не получится.


Информация о работе Эссе по статье Майкла Спенса «Сигналы на рынке труда»