Эластичность спроса: понятие, виды, значение, применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:48, реферат

Описание работы

Эластичность спроса и предложения – одна из самых важных категорий экономической теории. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Содержание работы

Введение 3
I. Эластичность спроса
1.1. Эластичность спроса по цене 5
1.2. Эластичность спроса по доходу 7
1.3. Перекрестная эластичность 8
1.4. Эластичность предложения 8
II. Применение теории эластичности
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности 12
2.2. Эффект дохода и эффект замещения 13
2.3. Кривые безразличия 15
2.4. Равновесие потребителя. Бюджетные линии 17
2.5 Кривые Энгеля 18
Заключение 26
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 165.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Применение теории эластичности

      Применение теории эластичности имеет большое практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключение абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опят руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

      Эластичность спроса является  важным фактором, влияющим на  политику фирмы.

      Другим примером практического  использования теории эластичности  является государственная налоговая  политика. При введении косвенных  налогов государство преследует  цель увеличить объем налоговых  поступлений в бюджет для перераспределения  ресурсов в экономике, перераспределения  доходов населения и поддержки  малоимущих, развития социальной  сферы, инфраструктуры и обороны.  Однако в зависимости от эластичности  спроса и предложения на отдельные  виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться между  производителями и потребителями  по-разному.

      При эластичном предложении налоговое  бремя ляжет в основном на  потребителя, рост цены и сокращение  объема производства будут значительными,  сумма налога будет относительно  меньше, чем при неэластичном  предложении, потери общества  – ваше. При неэластичном предложении  наблюдается обратная картина.

    

 

                           II. Потребительское поведение

2.1. Закон убывающей предельной  полезности

      Предельной полезностью называют  дополнительную полезность, полученную  от потребления каждой последующей  единицы продукции.

Экономисты задавались вопросом: Как  измерить полезность блага? В результате появилось две теории:

1. количественная теория полезности  – упорядочивает уровни полезности  и количественно оценивает различия  в этих уровнях

2. порядковая теория полезности  – только упорядочивает (сравнивает) уровни полезности.

Основные положения количественной теории полезности:

- потребитель оценивает полезность  потребляемых исходя из количества  каждого из них. 

Функция полезности отражает зависимость уровня полезности (благосостояния) от количества потребляемого блага (соотношение между количеством потребляемого блага и достигаемым при этом уровнем полезности). Единицей измерения полезности служит ютиль.

- каждый вид благ имеет для  потребителя общую и предельную  полезность.

Общая полезность – удовлетворение, получаемое от потребления данного  количества данного блага

Предельная полезность – приращение общей полезности при потреблении  дополнительной единицы данного  блага. Отражает степень настоятельности  потребности (переход от удовлетворения более насущных потребностей к менее  насущным). Цена блага определяется его предельной полезностью для потребителя.

Функция полезности – убывание предельной полезности блага с увеличением  его количества в одном непрерывном  акте потребления.

Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): с увеличением количества блага общая полезность растет, но все в меньшей степени,  а предельная полезность каждой дополнительной единицы данного блага снижается, то есть чем интенсивнее потребление блага, тем меньше прирост общей полезности от потребления каждой дополнительной единицы данного блага.

Если, увеличивая количество одного блага  и соответственно уменьшая другое, совокупная (не предельная) полезность возрастает, то полезность еще не максимальна. И запросы необходимо изменить соответствующим  образом для ее максимизации.

Разграничение общей и предельной полезности позволяет решить «парадокс  воды и алмаза»: почему практически  бесполезный алмаз дороже одного из самых полезных благ – воды?

Величина запасов воды и алмазов различна: вода имеется  в изобилии, алмазы встречаются крайне редко. Это означает, что общая  полезность воды большая, а предельная – низкая; а у алмаза – наоборот. Так как цена определяется предельной полезностью блага, то «парадокс  воды и алмаза» подтверждает кардиналистскую функцию полезности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Эффект дохода и эффект  замещения

      Закон спроса можно объяснить  эффектом дохода и эффектом  замещения. Эффект дохода указывает  на то, что при более низкой  цене, человек может позволить  себе купить больше данного  продукта, не отказывая себе в  приобретении каких-либо альтернативных  товаров. То есть, снижение цены  продукта увеличивает покупательную  способность денежного дохода  потребителя, а поэтому он в  состоянии купить большее количество  данного продукта, чем прежде. Более  высока цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются. Поэтому реальная направленность изменений потребления будет выступать равнодействующей эффектов дохода и замещения. Относительно нормальных товаров оба эффекты действуют в одном направлении. В этом случае прогнозировать изменения потребления в зависимости от изменений цены на товар несколько    проще. Иная картина складывается при анализе влияния изменения цены на потребление некачественных товаров: направленность влияния эффектов дохода и замещения противоположная.  В зависимости от того, какой эффект срабатывает сильнее, динамика цены и динамика потребления будут иметь одинаковую или противоположную направленность.

Если  эффект замещения имеет большее  влияние, то с возрастанием цены потребление  товара Х уменьшается, а при ее снижении - увеличивается. Однако может  складываться ситуация, когда преобладает  эффект дохода. Тогда при возрастании  цены возрастает и потребление, а  уменьшение цены вызывает такие же за направленностью изменения потребления.

Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения, получил название Гиффенового товара, а возрастание потребления этого товара с повышением цены на него - парадокса Гиффена.

Товар Гиффена должен синхронно отвечать таким требованиям:

-    быть некачественным в представлении  потребителя;

  • занимать значительной частью в его затратах.

Парадокс  Гиффена, на первый взгляд, кажется исключением из закона спроса. Но при более детальном исследовании, как мы выяснили, именно взаимодействие эффектов замещения и дохода есть виною такое развитие событий.

Существует  еще несколько примеров мнимых исключений из закона спроса, когда с повышением цен наблюдается увеличение закупок  того или иного товара. Так, некоторые  потребители могут отождествлять  возрастания цен с повышением качества продукции и реагировать  увеличением его закупок. В условиях нестабильности экономической ситуации возрастания цен может восприниматься и как предвестник инфляционного  прыжка. Поэтому для получения  выигрыша потребители будут стараться  приобрести больше продукта по сегодняшним  ценам, пока они еще не так возросли. Однако все эти действия потребителя  можно легко объяснить, исходя с  теории поведения потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Кривые безразличия

      Кривая безразличия – это кривая, построенная в координатах количество  товара X – количество товара Y, точки которой отражают сочетание товаров (благ), выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

      Допустим, потребитель сталкивается только с двумя товарами (благами), X и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ может быть представлена в виде точки на графике (рис.1), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага X, а по оси ординат - количество единиц блага Y.

                 


                                  Y

                                   y                     A

                                                          

                                   O                 x         X

                                     Рис.3 Пространства благ

      Основные свойства кривых безразличия:

   1. Кривые безразличия имеют отрицательный  наклон. Это свойство объясняется  необходимостью сохранить общий  уровень полезности набора при  уменьшении потребления благ А, что приводит к компенсации этого уменьшения за счет увеличения потребления благ В.

                       


                                  Y          II          I


                                                       


                                               III         IV           


                                   O                             X


                   Рис.4 Кривые безразличия имеют отрицательный наклон

 

   2. Две  кривые безразличия не могу  пересекаться. Так как один набор благ не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.

                                  


                                  Y   С     В        


                                          А             

                                                                  

                                   O                             X


                         Рис.5 Кривые безразличия не могут пересекаться

 

   3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ. Таким образом получается (карта безразличия), которая дает наиболее полную информацию о системе предпочтений потребителя.

                                Y  


                                                  


                                                       

                                                                  

                                   O                                      X


                                           Рис. 6 Карта безразличия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Равновесие потребителя. Бюджетные  линии

      В случае потребления лишь двух благ бюджет потребителя представляется равенством:

                                              M=PaQa+PbQb     ,                             (6)

отсюда следует  другое уравнение:

                                    Qa=M/Pa – (Pb/Pa)Qb                                  (7)

      Это уравнение называют уравнением бюджетной линии, все точки которой представляют доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Из выражения (7) получается, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон; угол ее наклона определяется соотношением цен, а отдаленность от начала координат - величиной бюджета. Если при фиксированном бюджете и неизменной цене блага А цена блага В снижается, то наклон бюджетной линии уменьшается. Если при фиксированных ценах благ увеличивается бюджет потребителя, то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе.


 

 

 

 

 

 

 

             Рис. 7Бюджетные линии                                       Рис.8 Равновесие потребителя                                           

 

      Для определения ассортимента покупок, обеспечивающего потребителю максимальную удовлетворенность при заданных ценах и бюджете, достаточно на его карте безразличия провести бюджетную линию (Рис.8).

      Используя  карту безразличия и бюджетную  линию, можно проследить за  реакцией находящегося в равновесии  потребителя на изменения его  бюджета и цен благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Кривые Энгеля

      Эрнст Энгель (1821-1896 гг.) - английский экономист, который занимался изучением того, как в Х1Х ст. характер потребления товаров и услуг изменялся в зависимости от дохода семьи. Кривая  Энгеля показывает соотношение между доходом и объемом потребления определенного товара при неизменности других факторов, которые влияют на спрос.

 

                            I


 

 

 

 

 

 

                                                                                      Qx                                  

Информация о работе Эластичность спроса: понятие, виды, значение, применение