Экспертные методы социально-экономического прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Метод опросов в форме интервью
Данный метод предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос—ответ», т.е. беседу, в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса. Успех метода в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Недостатком этого метода является, правда, незначительное, но все-таки психологическое давление на эксперта.

Содержание работы

1.Группа методов индивидуальных экспертных оценок…………… 3
2. Группа методов коллективных экспертных оценок……………….8
3. Практическое использование методов экспертных оценок …….16
Использованная литература………………………………… …….20

Файлы: 1 файл

Прогнозирование.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

               Содержание 

    1.Группа методов  индивидуальных экспертных оценок…………… 3

    2. Группа методов коллективных экспертных оценок……………….8

  1. Практическое использование методов экспертных оценок …….16

    Использованная литература………………………………… …….20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Группа методов индивидуальных экспертных оценок

  Метод опросов в форме  интервью

  Данный  метод предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос—ответ», т.е. беседу, в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса. Успех метода в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Недостатком этого метода является, правда, незначительное, но все-таки психологическое давление на эксперта.

  Для примера рассмотрим прогнозирование  развития рынка инвестиционных товаров методом опроса в форме интервью.

  При решении задачи данным методом необходимо выделить три основных вида опроса:

  1. о намерениях фирм — покупателей инвестиционных товаров;
  2. о намерениях этих же фирм в области будущих ассигнований на инвестиционные товары (под ассигнованиями на инвестиционные товары подразумеваются принятые официальными планирующими органами фирмы планы строительства и планы закупки нового оборудования, которые в целом не являются точными и стабильными, так как могут быть изменены или отменены);
  3. о планах будущих инвестиций со стороны производителей (продавцов) инвестиционных товаров.

  В США такие опросы проводятся в  рамках Бюро экономического анализа Министерства торговли, которое ежеквартально опрашивает около 12 тыс. промышленных компаний. Цель — оценить текущие закупки оборудования и инвестиции в строительстве, а также соответствующие планы на будущее (на один, два, три квартала и год вперед). Обследование проводится как в крупных компаниях, так и в основных отраслях промышленности.

  Экстраполяция данных, полученных на основе опросов этих компаний, на всю их генеральную совокупность осуществляется посредством анализа с использованием различных корректировок исходных данных.

     Расчеты, проведенные экономистами США, показывают, что использование планов инвестиций дает лучшие результаты, чем «наивные» прогнозы, основанные на экстраполяции тренда. Поэтому с целью повышения точности прогнозов исследователи привлекают дополнительную информацию о расторгнутых контрактах, невыполненных заказах, неиспользованных финансовых средствах. Разработчики прогнозов сильно ошиблись бы, не принимая их во внимание. Однако даже результаты этих опросов не могут непосредственно использоваться в виде прогнозов. Они сами должны выступать в качестве объекта анализа экспертов-прогнозистов.

  Изучение  инвестиционной активности на основе анкетных обследований получило свое развитие в расширении номенклатуры анализируемых показателей. Наряду с объемами инвестиционных закупок в настоящее время проводятся опросы по следующим направлениям:

  • величине будущих товарных запасов и будущих продаж;
  • динамике цен инвестиционных товаров;
  • показателям внешнеэкономической деятельности фирм, включая ожидаемые иностранные инвестиции и экспорт товаров.

  Группа  аналитических методов

  Аналитический метод, или метод аналитических экспертных оценок, предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта по анализу тенденций, оценки состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения он оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление на эксперта в этом случае минимально.

  Основными принципами методов индивидуальных экспертных оценок является максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления на него.

  Однако  индивидуальные экспертные методы малопригодны для прогнозирования наиболее общих  стратегий развития из-за ограниченности знаний одного эксперта во всех сферах экономики, науки и техники и других смежных областей теории и практики.

  Экспертиза  позволяет обойти трудности долгосрочного  учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой развития объекта, учета взаимосвязей качественных признаков, так и с изменением внешних факторов. Для примера приведем учет влияния развития науки и техники на макроэкономические показатели в целом по стране и по отраслям (здесь требуются экспертные оценки различных экономических ограничений, например инвестиции частного сектора, потребности в продукции и услугах).

     Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

     Метод впервые предложен в 70-е годы советским ученым Г. Я. Бушем. Сущность метода заключается в перенесении признаков случайных объектов, а также элементов генерируемых по этим признакам гирлянд ассоциаций на исследуемый объект, его синонимы (аналоги) и их сочетания с последующим анализом, развитием полученных комбинаций и отбором рациональных вариантов. Метод относится к стратегии ненаправленного свободного поиска новых решений на основе генерируемых ветвящихся потоков новых понятий и признаков, свободных ассоциаций и попыток получать значимые полезные сочетания (комбинации) понятий и признаков.

  Этапы и процедуры метода следующие:

  1. определение синонимов объекта;
  2. выбор случайных объектов;
  3. составление комбинаций из элементов гирлянд синонимов объекта и случайных объектов;
  4. составление перечня или таблицы признаков случайных объектов;
  5. генерирование идей путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков случайных объектов;
  6. генерирование гирлянд ассоциаций (поочередно из каждого признака случайных объектов генерируется гирлянда «вторичных» понятий и признаков);
  7. генерирование новых идей путем попыток комбинирования элементов гирлянд ассоциаций по признакам с элементами гирлянды синонимов объекта;
  8. выбор альтернативы, т.е. анализ полученного множества идей и принятие решения о прекращении генерирования гирлянд ассоциаций и комбинирования понятий;
  9. оценка и выбор рациональных вариантов идей;

  10) выбор предпочтительного (оптимального) варианта. 
Изучается метод индивидуально, а применяется коллективно. Он позволяет получить практически неограниченное число идей, полезен для развития памяти, воображения, сообразительности и гибкого мышления. Метод прост и доступен, но применим для сравнительно узкого круга несложных поисковых задач. Областью применения метода являются задачи прогнозирования совершенствования известных систем и процессов.

  К достоинствам метода ассоциаций можно  отнести то, что они снимают инерцию воображения и могут использоваться в качестве вспомогательных на этапе генерирования идей в процессе проведения других методов (например, при принятии решения с помощью «мозгового штурма»).

  Существенный  недостаток ассоциативных методов — ограничение области применения. Свободные ассоциации дают неограниченное число новых гипотез. С одной стороны, это — положительный момент, а с другой — нет никаких гарантий и критериев принятия лучшего решения, так как мы не в состоянии рассмотреть все возможные варианты.

  Метод морфологического анализа ориентирован на объект прогнозирования, его целью является поиск решений на базе полученного множества вариантов решений с учетом его морфологии.

  Суть  метода в следующем. Проблема, которая  требует решения, изучается с возможно более общей точки зрения для выявления всех возможных решений. Путем перебора всех возможностей в пределах полученной абстрактной структуры выявляется область всех возможных решений. В ходе исследования среди всех обнаруженных решений могут оказаться такие, которые представляют особый интерес. Существуют различные способы определения оптимального решения из множества полученных. Разработано несколько разновидностей метода морфологического анализа: метод десятичных матриц поиска; «организующих понятий»; морфологического классифицирования. Метод морфологического анализа и его разновидности основаны на использовании стратегии направленного систематического поиска множества потенциально возможных решений задачи в пределах морфологического множества, соответствующего структуре и особенностям задачи. Метод обеспечивает получение большого числа возможных решений по любой изучаемой проблеме при сравнительной легкости процедуры поиска.

  Метод морфологического анализа применяется для решения прогностических задач в различных сферах социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом. Результаты применения метода позволяют говорить о его эффективности и перспективности. В нем достигнуто разумное сочетание творческих и механистических процедур при его использовании. Практика применения метода показывает, что с его помощью можно получать множество нестандартных решений. Наиболее широко он используется для синтеза объекта прогнозирования. Только в рамках морфологического метода возникает задача содержательной интерпретации соответствующих формальных прогнозов.

  Рассмотрим  алгоритм реализации метода морфологического анализа:

  1. Четкая формулировка проблемы, по которой необходимо принять решение.
  2. Определение перечня всех основных морфологических признаков объекта, т.е. его значимых характеристик или свойств.
  3. Составление морфологической матрицы, в которой наряду с признаками указываются всевозможные альтернативные значения каждого из них (для нас — это частичные решения).
  4. Анализ полученных данных, их оценка и выбор приемлемого решения.
 

  2. Группа методов коллективных экспертных оценок

  Существует  большое число модификаций методов  коллективных экспертных оценок. Основной принцип этих методов — выявление коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования.

  Коллективные  экспертные оценки являются современными научными методами и могут быть широко использованы в прогнозировании. Естественной областью их применения является прогноз научно-технического прогресса, определение его основных направлений и темпов. Они могут быть также широко использованы для определения возможных изменений в параметрах экономико-математических моделей развития социально-экономической системы под влиянием НТП и мероприятий организационного и финансового характера. В условиях неопределенности и нестабильности развития социально-экономической системы России методы экспертных оценок приобретают большое значение.

  В настоящее время наиболее популярны  методы:

  • «круглого стола», или комиссий;
  • коллективной генерации идей, или «мозгового штурма»;
  • «Дельфи».

  Метод «круглого стола»

  В соответствии с этим методом специальная  комиссия, входящая в состав «круглого стола», обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Для повышения качества прогнозируемых результатов в состав группы включаются эксперты не только данной, но и смежных областей знаний. При этом не рекомендуется включать в группу лиц, имеющих подчиненность в служебных вопросах, и лиц, имеющих непререкаемый авторитет. Обсуждение должно протекать в режиме свободной дискуссии. Рекомендуется предварительно обучить группу методам коллективной работы. Кроме того, необходимо обратить внимание на психологическую совместимость участников коллектива.

  Метод «круглого стола» имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Кроме того, на суждения некоторых экспертов может повлиять и авторитет отдельных участников «круглого стола». Метод «мозгового штурма»

  Этот  метод возник в 50-е годы XX в. и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в бывшем СССР. Автором метода, разработавшим его основы в 1957 г., является американец А. Осборн. Метод «мозгового штурма» отличается лавинообразностью выдвижения новых идей.

Информация о работе Экспертные методы социально-экономического прогнозирования