Экономическое сотрудничество России с Китаем в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Расцвет советско-китайских отношений приходится на 1949-1956 годы. Именно в этот период подписывается советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». Китаю оказывается помощь в строительстве государства, армии, обучении специалистов. После прихода к власти Хрущёва и XX съезда отношения между двумя странами ухудшаются. Мао Цзэдун обвиняет советское правительство в ревизионизме и уступкам Западу. После этого следуют различного рода конфликты между СССР и Китаем. Нормализованы отношения между странами были лишь в 1989 году.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
1.Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………4
1.1 Особенности экономических отношений между РФ и КНР на современном этапе...4
1.2 Проблемы российско-китайских взаимоотношений…………………………………….5
1.3 Перспективы российско-китайского экономического сотрудничества……………....7
2. Анализ двусторонних российско-китайских экономических отношений……………...8
2.1 Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем..8
2.2 Инвестиционное сотрудничество России и Китая………………………………………10
2.3 Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества………………………11
2.4 НП «Российско-Китайский деловой совет» (РКДС)…………………………………….11
2.5 Российско-китайское сотрудничество в научно-технической и инновационной сфере……………………………………………………………………………………………….12
3.Взаимоотношения России и Китая в рамках международного сотрудничества…...…13
3.1 Россия и Китай в ШОС……………………………………………………………………..13
3.2 Россия и Китай в BRICS……………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

На решение задачи диверсификации структуры российского экспорта направлена деятельность Российско-Китайской  Палаты по содействию торговле машинно-технической  и инновационной продукцией. Для  содействия увеличению закупок машин  и оборудования в России китайской  стороной создан Фонд поддержки импорта  российской машинно-технической продукции  в размере 100 млн. юаней.

 

 

2.4 НП «Российско-Китайский деловой совет» (РКДС).

 

Китайская часть совета сформирована на базе Китайского комитета содействия развитию международной торговли –  партнерской организации ТПП  России. Российская часть РКДС объединяет в своих рядах свыше 50 компаний, кредитно-финансовых и иных организаций, в числе которых можно было бы назвать: АФК “Система”, Управляющая компания “Базовый элемент”, ОСАО “Ингосстрах”, Группа компаний “Ренова”, ОАО “Северсталь” и др.

При поддержке Делового совета реализуются 27 крупных проектов на общую сумму более 8,7 млрд. долл. США. Среди них можно выделить:

  • Строительство горно-обогатительного комбината в Бурятии;
  • Строительство комплекса по производству строительных материалов в Челябинской области;
  • Создание совместного предприятия по производству радиоэлектроники и средств связи;
  • Создание горно-металлургического кластера в Еврейской автономной области.
  • Совместная разработка и производство нефтепогружного оборудования.

ТПП России всесторонне развивает  связи с китайскими деловыми кругами, структурами, объединяющими предпринимателей, заинтересованными в расширении сотрудничества с российскими партнерами - Российско-Китайским деловым советом (РКДС), Российско-Китайским Центром  торгово-экономического сотрудничества, Российско-Китайским комитетом дружбы, мира и развития, Китайским Комитетом  содействия развитию международной  торговли (ККСРМТ) и его территориальными подразделениями.

В части приграничного  сотрудничества развивается перспективная  форма сотрудничества в трехстороннем  формате - форумы ТПП России, Китая  и Монголии, а также России, Китая  и Индии.

Важный аспект наращивания  сотрудничества с китайскими партнерами заключается в содействии устранению диспропорций, сложившихся в российско-китайской  торговле и увеличении доли машин  и оборудования в российском экспорте в Китай. В ноябре 2010 г. в ходе визита в КНР заместителя Генерального директора ГК “Ростехнологии” Н.А.Волобуева и его встречи с Президентом Китайской палаты по экспорту и импорту машинно-технической продукции и электроники Чжан Юйцзином был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Союзом машиностроителей России и Федерацией машиностроения Китая и несколько контрактов.

 

2.5 Российско-китайское сотрудничество в научно-технической и инновационной сфере.

Общую координацию научно-технических  связей на межгосударственном уровне в рамках МПК осуществляет Российско-Китайская  подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству. Первостепенное внимание уделяется проведению приоритетных для обеих стран исследований и прикладных разработок, имеющих  большой потенциал совместной коммерциализации высоких технологий и передовых  разработок, перспективным формам и  направлениям взаимовыгодного сотрудничества.

По линии Минобрнауки России по приоритетным научно-техническим направлениям в рамках федеральных целевых программ оказана поддержка 9 совместным проектам на общую сумму 86,3 млн. руб. по таким направлениям, как живые системы, индустрия наносистем и материалов, энергетика и энергосбережение, а также опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, проводимым совместно с китайскими партнерами.

На базе Московского энергетического  института (ТУ) действует Российско-Китайский  технопарк "Дружба". С китайской  стороны партнером является Харбинский политехнический университет.

Научно-техническая кооперация между Россией и Китаем развивается  в последние годы по нарастающей, носит многоплановый характер. Сегодня реализуются проекты в сфере фундаментальных и прикладных исследований в таких приоритетных для обеих стран областях, как новые наносистемы и материалы, экологически чистые и энергосберегающие технологии, биотехнология, физика высоких энергий, химия и нефтехимия, машиностроение, приборостроение и автоматика, телекоммуникации, электроника и информатика, сейсмология и во многих других сферах. Участвуют академические организации, университеты, научно-производственные объединения, отраслевые институты, государственные компании и акционерные общества более 40 городов различных регионов и провинций России и Китая.

По линии Российской академии наук развивается взаимовыгодное сотрудничество в рамках прямых межинститутских  договоров в области микроэлектроники, энергетики, новые материалов и наноструктуры, органической и неорганической химии, лазерной техники, физики плазмы, экологии, космических наук и др.

Активно развивается сотрудничество региональных отделений РАН с  научно-техническими организациями  Китая, подписан ряд соглашений с  Китайской академией наук и ее филиалами, правительствами нескольких провинций и городов Китая. Направления  кооперации: геология и геофизика, биология, ядерная физика, новые материалы, экология, химия различных направлений  и другие. Формы реализации сотрудничества: совместные семинары, конференции и  выставки, совместные центры и лаборатории, подготовка научных кадров.

 

3.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

 

 

3.1 Россия и Китай в ШОС

 

Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

ШОС не является военным  блоком, как НАТО или открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ  АСЕАН, а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Несмотря на внешний монолитный вид, эксперты отмечают ряд вопросов, по которым наблюдаются противоречия в политике членов ШОС, самое серьёзное  из которых касается расхождения  политических и экономических интересов РФ и КНР. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Впрочем, КНР может быть не заинтересована в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему уйгурского терроризма. Кроме того Китай во внешней политике на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, — объединение с Тайванем, для чего ему необходимо достичь соглашения о невмешательстве со стороны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

Москва рассматривает  экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время  речь может идти только об отдельных  субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин  же настаивает на создании единого  интеграционного пространства в  рамках ШОС уже в ближайшее время. Снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией не радужную перспективу стать придатком китайской экономики.

По мнению российского  исследователя А. Ю. Баранова, «американские  эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в  первую очередь стремится разыграть  в своих целях „российскую  карту“, но не заинтересован в расширении российского политического влияния  в АТР. Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны  к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами».

 

 

3.2 Россия и  Китай в BRICS

 

БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa).

Члены БРИКC характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

 

    Бразилия —  богата сельскохозяйственной продукцией;

    Россия — крупнейший  в мире экспортёр минеральных  ресурсов;

    Индия — дешёвые  интеллектуальные ресурсы;

    Китай — обладатель  дешёвых трудовых ресурсов;

    Южно-Африканская  республика — природные ресурсы.

 

Это главные ресурсы, на которые  опираются экономики этих стран. Высокая численность населения  стран обусловливает дешевизну  труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический  рост в политическое влияние, что  приведёт к формированию новой экономической  элиты и снизит влияние «золотого  миллиарда».

Лидеры стран БРИКС  договорились отказаться от евро и  доллара. Как сообщает Би-би-си, они намерены давать друг другу займы в национальной валюте. Соответствующее соглашение было подписано на саммите в Нью-Дели. Лидеры пяти быстрорастущих экономик мира предлагают также создать совместный банк развития, который мог бы конкурировать со Всемирным банком.

«Goldman Sachs» утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом О’Нейлом, глобальным экономистом в Goldman Sachs. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.

Однако «Goldman Sachs» не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение США в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

Проект создания «банка БРИКС», который предназначен для финансирования экономик стран-участниц, тем не менее, выглядит не столь многообещающим. Разумеется, он мог бы стать мощным средством, если бы Всемирный банк, главный мировой кредитор, игнорировал их, отдавая предпочтение самым бедным странам, но это далеко не так: Индия, например, получила от банка различные займы на общую сумму в 42 миллиарда долларов.

Как бы то ни было, предприятие  БРИКС выглядит довольно рискованным, так как у будущего банка, вероятно, будут деньги, но не опыт, который  позволяет Всемирному банку предоставлять  консалтинговые услуги, а также средства для развития сельскохозяйственного  сектора или, например, борьбы с неграмотностью среди женщин.

Реализация проекта потребует  огромных усилий, о чем свидетельствует  прецедент «Банка юга», который латиноамериканцы никак не могут реализовать еще  с 2007 года. К тому же, в достатке средства есть лишь у Китая (3,2 триллиона долларов в резерве), в результате чего тот, разумеется, потребует для себя руководящий  пост в новой организации, который  ни Россия, ни Индия не намерены ему  уступать.

 

 

 

 

 

Заключение.

Российско-китайские отношения  не всегда развивались благополучно. В советское время неожиданное  усиление сотрудничества между СССР и Китаем после Второй Мировой  Войны быстро сменилось открытым противостоянием двух великих держав.

В наше время российско-китайские  отношения находятся на новом  витке развития. Россия ведет активную торговую политику с Китаем. По итогам 2011 года товарооборот между Россией и Китаем превысил 83 млрд долларов, и это рекордная для этого показателя цифра. Товарооборот с КНР составляет около 10% от объема внешней торговли России. По итогам 2011 г. Россия занимает 10-ое место среди внешнеторговых партнеров Китая.

Главные статьи российского  экспорта в Китай: лес и лесоматериалы, хлорид калия, сырая нефть, руды, сырье  и полуфабрикаты для металлургии.

Главные статьи  импорта  из Китая в Россию: одежда и обувь, машины и оборудование, изделия из кожи, фрукты.

Информация о работе Экономическое сотрудничество России с Китаем в XXI веке