Экономическое содержания процессов приватизации, национализации и разгосударствления. Преобразование отношении собственности в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:15, реферат

Описание работы

Разгосударствление — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.
Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация необходима для:

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 21.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Реферат

 

На  тему: Экономическое  содержания процессов  приватизации, национализации и разгосударствления. Преобразование  отношении  собственности  в РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Алматы-2013

 

 

Экономическое содержания процессов приватизации, национализации и разгосударствления. Преобразование  отношении собственности  в РК.

 

Разгосударствление  — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Приватизация   - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация  необходима для: 

1) Увеличение предприятии  в стране, для обеспечение работой  население, при этом формируется  слой частных собственников. 

2) Создание конкурентной среды, которая за собой влечет повышение эффективности всех экономически крепких предприятии.    
 3)Сокращение правительственных расходов, так как каждое предприятие стремиться получить максимальную выгоду.  
 4)Содействие демонополизации экономики.  
 5)Привлечение иностранных инвесторов с новыми идеями и методами экономики развитых стран. 

Существуют следующие  способы приватизации:  
1. Купля-продажа по конкурсу на аукционе (продажа объектов государственной собственности при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий)  
2. Продажа долей (акции) в капитале предприятия (критериями победы являются объем и сроки инвестиций в объект приватизации)  
3. Выкуп имущества предприятия, сданного в аренду (аукцион-продажа предприятий на открытых торгах, когда от покупателя ничего не требуется, кроме предложения максимальной цены).

Приватизация имеет положительные  и отрицательные черты: 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1) приватизация способствует  росту прибыльности производства  за счет снижения его затрат.

2) Увеличение бюджета  страны создает  возможности  быстрого развития страны.

3) Демонополизация, развитее  мощной конкуренции которое способствует  внедрению инновации.

1)Возникновение теневого  капитала

2)Усиление социальных  противоречий в обществе

3)Нехватка ресурсов в  стране для предприятии

4)Увеличение ущерба окружающей  среде

5)Увеличение роста цен  на товары и услуги


 

Приватизация в РК состояла из трех основных  видов:  
1. Малая приватизация - с численностью работающих до 200 человек.  
2. Массовая приватизация - рассчитана на средние и крупные предприятия (более 200 чел.), основывается на распределении приватизационных купонов среди населения.  
3. Приватизация по индивидуальным проектам (более 5000чел.) – крупные, стратегические отрасли промышленности. 

 Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться полным или частичным выкупом. Следует отличать Национализация как общую меру государства по проведению социально-экономических преобразований от реквизиции (экспроприации) как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и конфискации как меры индивидуального (уголовного или административного) наказания.

 С 1991 г. Конституцией  Республики Казахстан впервые  определено право частной собственности,  тогда были предприняты первые  меры по приватизации и разгосударствлению, целью которых было преобразование  государственной собственности  в другие формы, создание условий  для перехода к рыночной экономике. Такие решительные реформы в области экономики странны протекали в нескольких этапах, на каждый из которых были составлены программы, приняты законы.

Принятый 22 июля 1991 г. закон "О разгосударствлении и приватизации" включал в себя следующие экономические формы государственной собственности: 

1) Сдачу их имущества в аренду, его выкуп;

2) Выкуп имущества госпредприятия членами трудового коллектива, продажа имущества юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, а гражданам - по конкурсу или на аукционе;

3) Преобразование государственных предприятий в акционерное общество;

4) Передача объектов государственной собственности в концессию;

Что привело к первому  этапу приватизации в периоде 1991-1992 годов. Это начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия.  
Намечалось приватизировать около 50% мелких и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий, большинство мелких магазинов, ряд организаций материально-технического снабжения и сферы услуг. На этот период приватизация осуществлялось посредством аукционов и конкурсов. Решение принимали только после подачи коллективом предприятия соответствующей заявки.

Учитывая темпы инфляции и отсутствие у населения средств  для приватизации, в Казахстане на первом этапе ввели специальные  платежные средства для участия  населения в приватизации – приватизационные купоны. Которые выдавались по рабочему стажу. У кого его не было, то есть дети, инвалиды им выдавали 2000 купонов на каждого. Один купон эквивалентен 1 рублю того времени. Что привело к бурной приватизации жилья и объектов сельского хозяйства. 
 По итогам первого этапа был преобразован 4771 объект государственного имущества, в числе которых 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. В дальнейшем приватизация государственных сельхозпредприятий регулировалась специальным законодательством.

Второй  этап (1993-1995 годы) – это уже так называемая «массовая приватизация», а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. На втором этапе разгосударствления и приватизации была начата приватизация по индивидуальным проектам крупных объектов и предприятий особой экономической и социальной значимости. Реализация индивидуальных проектов велась через продажу на оговоренных условиях определенному инвестору, реализацию на аукционах и конкурсах, через заключение контракта на управление и посредством открытой продажи акций. Именно с 1994 г. применяется практика передачи государственных пакетов акций крупных предприятий в доверительное управление.

Третий  этап (1996-1998 годы) – стал переходом к программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. 
 Четвертый этап (1999-2005 годы) – в первую очередь характеризуется разделением государственной собственности на республиканскую и коммунальную выразившееся в предоставлении акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности. Так, в 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.

И наконец, в 2000 году была одобрена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации», на основе которой были приняты и  реализованы две программы повышения  эффективности управления государственным  имуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы, по завершению которых  в принципе, и были подведены все  основные итоги.

В рассматриваемый период активизировалась работа правительства  по увеличению поступлений в бюджет средств от использования государственной собственности. До 2002 г. средства, полученные от приватизации государственной собственности, поступали в доход государственного бюджета, а с 2002 г. - на финансирование дефицита бюджета. Начиная с 2003 г. они направляются в Национальный фонд. Более чем десятилетний период реализации политики разгосударствления и приватизации в стране позволяет отметить следующие основные моменты. Главное - сформирован и функционирует частный сектор экономики, который создает 75% ВВП страны. Образован новый социальный слой частных собственников. Развивается малое и среднее предпринимательство. Достигнуто оздоровление финансового состояния предприятий. Снята напряженность бюджета за счет ликвидации расходов на содержание убыточных предприятий, жилого фонда. Поступившие от приватизации средства позволили направить значительные средства на решение самых неотложных задач в переходный для экономики страны период. В экономике в целом создана конкурентная среда за счет создания и функционирования различных рыночно-ориентированных хозяйственных структур.

 

                                              Заключение:

Рассмотрев данную тему можно  сказать что, национализация и приватизация на прямую взаимосвязаны друг с другом . И у каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые влияют на государства очень широкомасштабно. И также наш Казахстан в 20 веке подвергся приватизаций и национализаций , которая проходила в четырех  этапов, которое повлияло на дальнейшее развитие в экономике Казахстана.


Информация о работе Экономическое содержания процессов приватизации, национализации и разгосударствления. Преобразование отношении собственности в РК