Экономическое содержание рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рентабельность предприятий и пути ее повышения.
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
определить содержание и значение рентабельности;
рассмотреть систему показателей рентабельности;
провести анализ рентабельности предприятия

Файлы: 1 файл

моя кур по рен.docx

— 81.19 Кб (Скачать файл)

- совершенствование системы управления  производством в условиях рыночной  экономики на основе преодоления  кризиса в финансово-кредитной  и денежной системах;

- повышение эффективности использования  ресурсов предприятиями на основе  стабилизации взаимных расчетов  и системы расчетно-платежных  отношений;

- индексация оборотных средств  и четкое определение источников  их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе  намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста  прибыльности и рентабельности производства. На предприятии планируется снизить  себестоимости за счет покупки готовых  печатных плат. Ранее они изготавливались  на предприятии.

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому  прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем  прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской  деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов. Рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовой доход  предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную  путем вычета из общей суммы выручки  от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного  предприятия.

В состав валового дохода входит также  прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных  операций.

В связи с тем, что подавляющую  часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия  получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено  главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие  от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и  реализации продукции. Чем больше объем  реализации в конечном счете, тем  больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли  этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. В  дипломном проекте будет использоваться этот фактор для повышения рентабельности. Планируется увеличит объем выпуска  одного из изделий.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод  о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Не менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости  продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо  пропорционально, то связь между  величиной прибыли и уровнем  себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и  наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения  уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения  с тем, чтобы разработать мероприятия  по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение  прибыли к полной себестоимости  этой продукции), тем больше прибыли  получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько  процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как  положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных  сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей  продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

Отдельной составной частью валового дохода выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков  в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

Последним элементом валовой продукции  являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно  не связаны с производством и  реализацией продукции. В составе  этих внереализационных результатов  учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи  имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических  санкций (штрафы, пени, неустойки и  др.).

Таким образом, в составе валового дохода предприятия ведущее значение имеет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую  роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся  в условиях развития предпринимательства  значение внереализационных доходов  и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ рентабельности

2.1 Анализ рентабельности предприятия

Показатели рентабельности и эффективности использования  имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат.

Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа  позволят принять решения о вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке. Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.

Рентабельность собственного капитала – самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следовательно, для повышения  эффективности вложении можно действовать  в двух основных направлениях:

• Увеличение чистой прибыли – увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.

• Уменьшение собственного капитала – эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании. В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Финансовый рычаг – соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага – ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот. Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

Теперь для получения  окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.

 

(Операционный доход/ Собственный капитал)

R с.к.=(((ОД-I)*(I-Т))/ОД) , (17)

 

где, R с.к – рентабельность собственного капитала;

ОД – операционный доход;

I – сумма процентов по кредитам;

Т – ставка налога на прибыль

 

Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь  не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

 

Схема формирования показателей рентабельности собственного капитала

 

Основными факторами, формирующими частные показатели и через них  влияющими на рентабельность собственного капитала являются:

 

Факторы операционной деятельности:

• рентабельность продаж;

• оборачиваемость чистых активов.

Факторы финансовой деятельности:

• финансовой рычаг;

• проценты и налоги.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине активов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).

Коэффициент реинвестирования прибыли – характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предприятия.

Иногда, для сравнения  реинвестированной прибыли с  собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:

 

Кг = Rп/ СК н.п., (18)

Rп - реинвестированная прибыль,

СК н.п. - собственный капитал на начало периода

 

Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес  следующие показатели рентабельности предприятия:

Доходность акционерного капитала – объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

Чистая прибыль на акцию – величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

Дивиденд на акцию – прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия  взаимосвязаны и улучшение одних  из них может вызвать ухудшение  других, например:

  • привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:
  • повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;
  • привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования – ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

 

В целом, как правило, более  высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень  риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).

 

 

 

 

Информация о работе Экономическое содержание рентабельности предприятия