Экономическое партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Россия — основной партнёр Белоруссии в экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.
Социальная и экономическая стабильность обеспечивалась доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по внутренним российским ценам. В то же время белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.97 Кб (Скачать файл)

Экономическое партнёрство


 

Россия — основной партнёр Белоруссии в экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.

Социальная и экономическая  стабильность обеспечивалась доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по внутренним российским ценам. В то же время белорусская  экономика в основном сохранила  хозяйственные связи с российскими  предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в  частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2006 году на Россию пришлось $6,85 млрд из $19,74 млрд белорусского экспорта.

До конца 2006 года Белоруссия имела возможность закупать нефть  в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты  по мировым ценам, что позволяло  не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, но и получать значительные доходы. Расходы на газоснабжение частично компенсируются за счёт реэкспорта российского  газа. В этой ситуации Белоруссия не пострадала, а выиграла от роста  мировых цен на энергоносители.

Практически вся белорусская  энергетика, а также химия и  производство удобрений зависят  от российского газа, получаемого  Белоруссией по сниженным ценам. Разница между закупочными ценами и отпускными ценами для промышленных потребителей идёт в госбюджет, позволяя осуществлять различные государственные  социальные программы

 

Военное партнёрство[править | править исходный текст]


В Белоруссии размещены два военных  объекта российских ВС:

  • РЛС «Волга» (Барановичи,  52°51′27″ с. ш. 26°28′55″ в. д. (G) (O)) — входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Поставлена на боевое дежурство 1 октября 2003 года. Станция дециметрового диапазона позволяет отслеживать пуски МБР на северо-западном ракетоопасном направлении. Согласно соглашениям, подписанным 6 января 1995 года, всё недвижимое имущество и занимаемый «Волгой» и её инфраструктурой земельный участок переданы российской стороне в пользование на 25 лет (до 2020 года).
  • 43-й узел связи ВМФ (Вилейка,  54°27′50″ с. ш. 26°46′40″ в. д. (G) (O)) — обеспечивает связь на сверхдлинных частотах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов.

Хронология[править | править исходный текст]


1991—1996[править | править исходный текст]

Началом международных отношений  между Россией и Белоруссией  как независимыми государствами  можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле.

Белорусско-российская интеграция во многом [источник не указан 1665 днейвыгодна и России, и Белоруссии. Многовековое соседство братских славянских народов с едиными историческими корнями способствовало развитию и взаимопроникновению их национальной экономики, культуры. Около 10 % населения Белоруссии — русские или дети от смешанных браков. Разрыв хозяйственных связей очень болезненно сказался на благосостоянии народа — особенно в Белоруссии, практически не имеющей собственных энергоносителей и завязанной на внутрисоюзный рынок.

Геополитическое и военно-стратегическое значение Белоруссии как партнёра для  России обусловлено её удобным географическим положением между Россией и Западной Европой. Союз с Белоруссией позволяет  России экономить значительные средства, необходимые для создания системы  военно-стратегического сдерживания  на западной границе России, поскольку  белорусские объекты ПВО обеспечивают безопасность всего воздушного пространства Белоруссии и европейской России — особенно в ситуации, когда аналогичные объекты в Латвии и на Украине были либо уничтожены, либо закрыты для российских военных. Россия, в свою очередь, представляет собой гигантский рынок сбыта для продукции белорусской промышленности и сельского хозяйства и является поставщиком необходимых стране энергоресурсов.

Потенциальный союз двух восточнославянских государств отнюдь не всегда расценивается  как благоприятное геополитическое  изменение и ближайшими европейскими соседями, и странами Запада в более  широком смысле — членами Евросоюза, НАТО, США. В целом для западноевропейских политиков характерно мнение о нежелательности усиления интеграционного процесса вокруг России.

Внутри Белоруссии объединению  с Россией в единое государство  противостоят разнородные оппозиционные  группы, опасающиеся обрусения белорусской  нации и превращения Белоруссии из независимого государства в российскую провинцию. Большинство таких оппозиционных  групп не скрывают факты финансирования их со стороны различных западноевропейских организаций.

С другой стороны, белорусское  политическое руководство использует идею объединения двух государств как  своего рода политический инструмент в отношениях как с самой Россией, так и с Западом.

Александр Лукашенко начал активно разыгрывать эту тему ещё во время своих первых президентских выборов в июле 1994 года. Став главой государства, он использовал её для политического и экономического торга с Москвой.

6 января 1995 было подписано соглашение о Таможенном союзе, 21 февраля 1995 — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.

2 апреля 1996 Президент России Борис Ельцин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписали договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В тот момент это было выгодно и Ельцину, которого через два месяца ожидали президентские выборы, и Лукашенко, который надеялся возглавить союзное государство.

1997—1999[править | править исходный текст]

Вскоре выяснилось, однако, что каждая из сторон хотела бы получить собственную выгоду от объединения. При подготовке проектов союзного договора Москва настаивала на ускорении приватизации белорусских предприятий и демократизации политической жизни в республике. Минск, в свою очередь, требовал наделения  высших законодательных и исполнительных органов нового союзного объединения  правом выносить решения, которые были бы обязательны к исполнению в обоих государствах.

Борис Ельцин, не располагавший  полной поддержкой Государственной Думы, отказался подписать белорусский вариант союзного договора. Документ, который был подписан 2 апреля 1997 года, — новый договор о преобразовании Сообщества в Союз — не содержал конкретных обязательств. Это дало возможность Александру Лукашенко обвинить российское руководство в том, что оно не готово к объединению.

Отношения между Москвой и Минском ухудшились. Летом 1997 года разразился политический скандал, начавшийся с задержания в Белоруссии российских журналистов по обвинению в незаконном пересечении белорусско-литовской границы. Для того, чтобы добиться их освобождения, Россия прибегла к политическому и экономическому давлению. После этого разговоры об объединении затихли надолго. В России стало своеобразной традицией поручать решение вопросов объединения России и Белоруссии руководителям, которые по своей или чужой воле уходили от активной политической жизни.

25 декабря 1998 были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (предполагающая введение единой валюты), договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Перед самым уходом Ельцина со своего поста, 8 декабря 1999 года, Договор о создании Союзного государства был наконец подписан. Стороны обязались активизировать подготовку единого Конституционного акта и вынести его на всенародное обсуждение. Договор вступил в силу 26 января 2000. В январе 2000 госсекретарём Союза был избран Павел Бородин.

2000—2005[править | править исходный текст]

Владимир  Путин возлагает венок к монументу Победы вМинске

Смена высшего политического  руководства в России привела  к очередному сдерживанию процесса интеграции.Владимир Путин долго присматривался к своему партнёру, пока в 2002 году президент Белоруссии не представил новую инициативу, согласно которой союзным государством президенты могут руководить по очереди. Путин сначала отверг эту идею напрочь (заявив, что возврата к СССР не будет), а в августе 2002 предложил свой собственный план действий — в мае 2003 года провести референдум по союзной конституции, а через полгода, одновременно с российскими парламентскими выборами, провести выборы союзного парламента и президента.

Путин предложил при формировании руководящих органов союзного государства  учитывать экономический вес  и численность населения участников. Александру Лукашенко фактически предлагался вариант вхождения Белоруссии в состав России, а ему самому — должность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Белорусском федеральном округе. В ответ на это Лукашенко обвинил Путина в попытках превратить Белоруссию в «90-й субъект Федерации» (а точнее — в 6-7 новых субъектов федерации (по количеству областей), которые потеряли бы единство): «Даже Ленин и Сталин не додумались до того, чтобы раздробить Белоруссию и включить в состав СССР».

Периодический обмен язвительными замечаниями между двумя руководителями продолжался длительное время. При  этом реальные интеграционные процессы постоянно откладывались. Так в  октябре 2003 Александр Лукашенко  заявил, что введение единой валюты не имеет смысла. Это означало отмену перехода на единую для России и  Белоруссии валюту — российский рубль, намечавшегося на 1 января 2005.

Не решается и вопрос о  создании совместного газотранспортного  консорциума. Экспортный российский газ  проходит через территорию Белоруссии по двум транспортным системам -газопроводу Ямал-Европа, который полностью принадлежит «Газпрому» и проложен на земле, взятой им в долгосрочную аренду, и газотранспортной системе «Белтрансгаз». «Газпром» уже не первый год ведёт переговоры с Белоруссией о приобретении 50 % акций этой системы, но переговоры пока ничего не дают. Россия время от времени использует «Газпром» — для давления на Белоруссию. Ещё в апреле 2002 года «Газпром» договорился о поставках газа в Белоруссию по $29 за 1 тыс.  м³ в обмен на создание к июню 2003 года совместного предприятия на базе «Белтрансгаза». СП так и не создали, поскольку стороны не сошлись в цене («Газпром» оценил компанию в $600 млн, а Минск — в $5 млрд). Тогда «Газпром» объявил о повышении цены в 2004 году до $50. В ходе переговоров Россия трижды приостанавливала поставки газа, после чего Александр Лукашенко обвинил Россию в шантаже, пригрозил выйти из всех договоров с ней и потребовал от своего правительства подписать договор «на условиях Путина». Белоруссия не особенно пострадала от отключения, поскольку она просто забирала на свои внутренние нужды газ, направлявшийся в Калининградскую область, Литву и Польшу.

Александр Лукашенко, со своей  стороны, время от времени делал  заявления о готовности отвернуться  от России и начать сотрудничество с Западом. Однако западные политики чем дальше, тем всё менее расположены идти на какое-либо сотрудничество с ним, особенно после того, как 17 октября 2004 был проведён всенародный референдум, по результатам которого из Конституции страны было изъято положение об ограничении президентства двумя сроками. Это позволило Александру Лукашенко вновь выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2006 года.

После того, как Белоруссия оказалась в международной изоляции, Александр Лукашенко активизировал  меры по укреплению сотрудничества с  Россией. Этому способствовала и  череда «цветных революций» на постсоветской  территории, и объединение против «недемократической» Белоруссии руководителей  бывших советских республик — Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана — в рамках ГУАМ, произошедшее в 2005.

В октябре 2004 Россия осудила введение американских экономических санкций против Белоруссии, заявив следующее: «Мы не поддерживаем применения инструмента санкций в принципе. Санкции должны применяться адресно и не затрагивать интересы населения» (МИД РФ Сергей Лавров).

В марте 2005 «Газпром» вновь  заявил о повышении тарифов, но по указанию Владимира Путина их сохранили  неизменными и на 2006 год, в то время  как для всех остальных покупателей  российского газа цены были подняты.

В октябре 2005 председатель Госдумы Борис Грызлов объявил о том, что 15 ноября 2005 проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, несколько лет обсуждавшийся рабочими группами, будет представлен на рассмотрение Высшего совета Союзного государства (включающего президентов и премьер-министров обоих государств), после чего он будет вынесен на референдум. Этого не произошло.

2006[править | править исходный текст]

В 2005 Александр Лукашенко  чаще каких-либо других руководителей  стран СНГ посещал Россию и  встречался с Владимиром Путиным. Однако вопрос о подписании Конституционного акта Союзного государства России и  Белоруссии так и не был решён. Переговоры о единой валюте зашли  в тупик. Александр Лукашенко  оценивает ежегодный прямой ущерб  от введения единой валюты для Белоруссии в $1,8 млрд и желает, чтобы ей его компенсировали.

Весной 2006 в Белоруссии состоялись президентские выборы, в результате которых Александр Лукашенко вновь был избран на свой пост. Согласно его последним заявлениям на пресс-конференции с представителями украинских СМИ (читать здесь), он вынужден был «фальсифицировать» результаты выборов — обнародовать более низкое число голосов, чем он реально получил. По его словам, в тот день его поддержали 93,5 % избирателей. Однако, во избежание критики из-за рубежа и в связи с тем, что достигнутый им результат оказался, по его словам, не слишком «европейским», Лукашенко якобы отдал распоряжение Центральной избирательной комиссии снизить показатель электоральной поддержки на 10 %. Вскоре после подведения итогов выборов «Газпром» объявил о грядущем резком повышении цен на российский газ для Белоруссии — в контракте на 2007 была предложена стартовая цена газа на уровне $200 за тысячу кубометров.

Информация о работе Экономическое партнёрство