Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 19:06, курсовая работа
В условиях абсолютного сокращения производимого национального дохода более чем в 2 раза, в России в течение десяти лет распределялись и перераспределялись власть, материальные и финансовые ресурсы. В «неработающей» экономике это послужило главным фактором обнищания большинства населения и сосредоточения национального богатства у весьма незначительной его части.
Введение……………………………………………………………………...5
1. Сущность, показатели, факторы и модели экономического роста….6
1.1 Сущность экономического роста……………………………………..6
1.2 Показатели экономического роста…………………………………...7
1.3 Факторы экономического роста…………………………………….....8
1.4 Модели экономического роста……………………………………….19
2. Проблема экономического роста ее анализ и пути решения с помощью инструмента государственного регулирования…………………………..21
2.1 Актуальность проблемы ……………………………………………….21
2.2. Анализ внутренних и внешних угроз и предпосылок экономического роста………………………………………………………………………….25
2.3 Инструменты государственного регулирования……………………….28
Приложение 1…………………………………………………………………33
Приложение 2 ………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………35
Список используемой литературы…………………………………………..38
- бюджетное регулирование;
- прочие регулирующие инструменты – общеэкономические регуляторы и регуляторы адресного воздействия.
Несмотря на рыночные реалии, планирование и прогнозирование экономического развития остается одной из основных функций государственного управления экономикой, носящей системообразующий характер.
Программно-целевое управление – один из наиболее эффективных государственных механизмов влияния на экономическое развитие. Однако количественный бум, который оно пережило в последние годы в России, должен бы смениться качественным сдвигом в сторону подчинения программно-целевого управления единой стратегии регионального развития. Иначе говоря, программно-целевое управление должно занять свое место в цепочке планирования регионального развития.
Создание нормативно-правовой базы можно назвать менее традиционным в мировой практике механизмом, востребованным однако в условиях смены экономических основ общества. На современном этапе основные системные преобразования в России завершены, однако внешние условия требуют поиска новых инструментов государственного регулирования экономического регионального развития, что определяет необходимость корректировки нормативно-правовой базы.
Среди макрорегуляторов можно назвать меры налоговой, кредитной, инвестиционной политики, микроинструменты подразумевают более адресные меры – инвестиционные и налоговые кредиты, субсидии, создание конкретных инфраструктурных объектов, вложения в переподготовку кадров.
целом является снятие инфраструктурных ограничений развития, что, с одной стороны, подразумевает инвестиции в определенные сектора экономики, а с другой – само по себе является залогом роста инноваций (наукограды, технопарки, инновационные коридоры), модернизации экономики, адекватного потребностям рынка перетока инвестиционных ресурсов. Например, создание фонда поддержки венчурного бизнеса лежит на стыке активизации инноваций, стимулирования малого предпринимательства, развития инфраструктуры. Налоговая реформа должна способствовать росту инвестиций, диверсификации экономики, стимулированию предпринимательской активности. Перечисление таких цепочек взаимных реакций, вызванных государственным воздействием по избранным направлениям, можно продолжать.
Очевидно, что названные меры необходимо осуществлять комплексно и на всех уровнях управления.
Создание и реализация модели государственного управления экономическим развитием через создание человекодружественной среды может осуществляться через государственное стратегическое планирование.
В современных условиях в России оно призвано восполнить пробел в долгосрочном планировании развития, в том числе его региональной компоненты, выводя его на новую высоту; способствовать определению миссии, выработке целей и приоритетов развития; обеспечить общественный договор между государством, бизнесом и общественными институтами; способствовать координации действий внутри властных структур; обеспечить единство национальной системы управления пространственным развитием.
При этом речь идет не о возврате к плановой экономике, а о становлении стратегического планирования в рыночном его понимании.
Рыночному характеру экономики более соответствует индикативный (в отличие от директивного) характер государственного планирования, основанный на разработке системы индикаторов социально-экономического положения государства, определении методов их достижения и определении в этом роли государства.
Исходя из экономической теории факторов производства, экономический рост непосредственно определяется уровнем развития производительных сил, вследствие чего строить систему экономических индикаторов и стратегию государственного развития предлагается на основе управления производительными силами. В современных условиях наравне с традиционными элементами производительных сил в разработку предлагается включить также инновационный и научный потенциал территории. Кроме того, развитие производительных сил должно рассматривается дополнительно в сфере малого предпринимательства, на потребительском рынке, в разрезе состояния инфраструктуры.
С этих позиций становится очевидной необходимость разработки на долгосрочную перспективу соответствующего предпрогнозного документа, приемлемой формой которого могла бы стать Схема развития и размещения производительных сил, позволяющая сбалансированно и комплексно подойти к перспективному развитию страны в целом, отдельных производственных комплексов, отраслей и территорий.
Производительные силы, составляющими которых в современных условиях являются средства производства, трудовые ресурсы и инновационный потенциал, - основа развития экономики и социальной сферы страны и каждого из ее регионов.
Генеральная Схема развития и размещения производительных сил Российской Федерации на долгосрочный период может стать основополагающим стержнем прогнозирования отраслевого и территориального развития и дать ощутимый эффект межрегиональному взаимодействию.
Схема соподчинения государственных стратегических документов
на уровне Российской Федерации. (Приложение 1)
Необходимо привнести новые рыночные подходы, так как современные реалии требуют учитывать не только хозяйственную самостоятельность предприятий, но и интересы собственников - государства, частных лиц, акционерных компаний, как и отдельных территорий.
Приложение 1.
Приложение 2. Ресурсы экономического роста и их характеристики
Показатель Ресурс | Количественный показатель данного ресурса | Способ лучшего использования и повышения эффективности | Показатели эффективности использования |
Совокупный спрос | Объем в деньгах | Борьба с инфляцией, регулирование спроса банковской системой | Социально-справедливое распределение доходов |
Трудовые ресурсы | Численность трудоспособного населения, его квалификация | Совершенствование образования, здравоохранения, улучшение организации труда | Производительность труда |
Основной капитал | Цена единицы производственной мощности | Совершенствование технологии, организации производства | Фондоотдача, качество продукции |
Природные ресурсы | Различный для каждого вида | Наиболее полное извлечение, комплексная и глубокая переработка сырья, защита от разрушения природы | Материалоемкость продукции |
НТП и использование его достижений | •Уровень затрат на единицу результатов | Развитие сферы НИОКР, лучшее использование результатов | Максимизация прибыли, новые товары и услуги, улучшение охраны окружающей среды |
Предпринимательские способности | Образование, талант, трудолюбие | Постоянное совершенствование | Максимизация прибыли |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
И несомненно, государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования, для перехода на интенсивный путь.
Государственный сектор выполняет функцию стабилизирующего и организующего фактора - направления экономической политики государства путем директивного или индикативного планирования, непосредственного участия в предпринимательской деятельности, что позволяет на первых порах формировать базовые отрасли без которых невозможно дальнейшее развитие экономики. Он выполняет регулирующую функцию путем квотирования, лицензирования экономической деятельности, налогообложения, тем самым концентрируя ресурсы на приоритетных отраслях, также выполняет социально-политическую функцию.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком и полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит целям повышения эффективности народного хозяйства.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.
И, наконец, мы подтвердили, что экономика нашей страны также описывается общепринятыми экономическими категориями и подчиняется классическим законам развития рыночного хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агапова. Т.А., Серегина С.В. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.
2.Борисов. Е. Ф Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.
3. Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики. - 2006.
4.Ивантер В. Факторы роста российской экономики // Пробл. теории и практики управл. - 2007.
5.Крюгер Э. Экономический рост и реформы в России // Вопр. экономики. - 2002.
6.Пономарев В. Источники и факторы ускорения темпов экономического роста // Власть. - 2004.
7.Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. Под ред. М. А. Портного. М., 2000 г.
8.Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997
9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000.
10.Экономика: Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой и др. – «Единство», М.: 2001
22