Экономический рост в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Если же рассматривать понятие «конкуренция» с точки зрения экономики, то это такой тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, при котором каждый хочет превзойти других. Причем благодаря такому соревнованию остаются лишь лучшие фирмы, наиболее рентабельные и быстро принимающие правильные решения. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели, просто чтобы не остаться за бортом, стремятся избежать такого отбора. Так появляется рынок несовершенной конкуренции, то есть рынок, конкуренция на котором действует не в полную силу. Вот как раз этот аспект экономики, а если быть точнее микроэкономики, я и хочу детально рассмотреть в своей работе.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономический рост как показатель экономической системы 4
2.1.Сущность экономического роста………………………………………..…...5
2.2. Факторы экономического роста……………………….…………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
2. Основные виды рынков несовершенной
конкуренции 5
2.1. Монополия …………………………………………………………...5
2.2. Олигополия…………………………………………………………...16
2.3. Монополистическая конкуренция………………………………..…20
3. Особенности положения рынков несовершенной
конкуренции в Республике Беларусь 24
Заключение 27
Список использованных источников………….……………

Файлы: 1 файл

курсовая эк.рост рб.docx

— 300.13 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: составлено по [1, с.515]

 

 

 

Для нахождения экономической прибыли нужно лишь вычесть из валового дохода фирмы общие издержки: 

Метод определения  оптимального объема производства по предельному доходу и предельным издержкам

В целях максимизации прибыли предприниматель будет  расширять производство до тех пор, пока предельный доход не станет равным предельным издержкам или будет  превышать их на минимально возможную  величину.

D

ATC

MC

MR

E0

A

B

Q

P

Q1

0

Экономическая

прибыль

Рисунок 2.1.3 – Максимизирующее  прибыль положение фирмы в  условиях чистой монополии

Примечание – Источник: составлено по [1, с.517]

 


 

PA



PATC



 

 

 

 

 

 

 

 

На графике  это точка  . Объем продукции, соответствующий данной точке и будет оптимальным. Если соотнести полученный объем производства с кривой спроса, которая обозначает количество требуемой продукции по определенной цене, получается цена, которую выберет монополист. А если из конечной цены товара вычесть затраты, израсходованные на изготовление данной единицы, получается прибыль с одной единицы.

 Чтобы получить всю экономическую прибыль остается только умножить прибыль с одной единицы на всю произведенную продукцию:

 

2.1.2  Долгосрочная прибыль

В условиях чистой монополии  фирма чаще всего получает прибыль. Происходит это потому, что на таком  рынке не существует конкурентов, которые могли бы увеличить предложение продукции и тем самым способствовать падению цен и исчезновению у монополиста его экономической прибыли. В силу же непреодолимости барьеров для входа в отрасль на рынке чистой монополии никогда не создаются новые производственные мощности, если только расширение производства не обещает монополисту принести дополнительную прибыль. Это означает, что в экономическом смысле краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным.

Однако монополия не гарантирует обязательного получения  прибыли. Ни один предприниматель не застрахован от роста цен на ресурсы, в результате чего смещается вверх  кривая издержек фирмы, или изменения  потребительских вкусов, то есть падения  кривой спроса на продукт ниже кривой его средних общих издержек, когда  товар фирмы даже по минимальным  ценам может оказаться никому не нужным. На практике такое случается  со старыми, умирающими отраслями. В  этой ситуации у монополиста есть выбор: переместить свои ресурсы  в альтернативную отрасль, которая  может быть обеспечит фирму прибылью или ликвидировать производство. Ведь предприятие, убыточное в долгосрочном плане, не имеет права на существование. Однако потеря целой отрасли скажется на всей экономике. Поэтому обычно дело кончается национализацией монополиста  с выплатой его владельцам соответствующей  компенсации и дальнейшим функционированием  фирмы в качестве государственного предприятия. Убытки в этом случае покрываются  через бюджет.

2.1.3 Монополия и эффективность

С точки зрения общества абсолютная монополия является неэффективной, так как здесь не выполняется  ни эффективность производства, ни эффективность распределения. Это  видно при сравнении экономической  эффективности чистой монополии  и совершенной конкуренции, единственной эффективной модели рынка.

S=MC

P = MC = min ATC

Q1

D

Q

P1

Q1

P2

Q2

MC

D

MR

MR=MC

Ситуация в совершенно конкурентной отрасли

Абсолютная монополия

Рисунок 2.1.4 – Неэффективность  абсолютной монополии в сравнении  с совершенно конкурентной отраслью

Примечание – Источник: составлено по [1, с.520]

 

P1


P



0


При сравнении двух графиков выясняется, что монополист будет производить меньше продукции и по более высоким ценам, чем предприниматель на совершенно конкурентном рынке.  Более высокая цена говорит о производственной неэффективности. Так как монополист стремиться лишь увеличить собственную прибыль, то он устанавливает цену намного выше своих минимальных средних общих издержек. Это заставляет потребителей платить больше за товар, чем если бы он производился на рынке совершенной конкуренции. Кроме того цена   больше издержек на единицу продукции, в результате объем производства меньше, чем требуется обществу. Значит, не выполняется и эффективность распределения ресурсов.


Такое сравнение возможно только при допущении, что структура  издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. Но на практике такое случается очень редко. Обычно издержки монополиста оказываются  ниже издержек конкурентной фирмы, так  как монополия представляет собой  достаточно большое производство, для  которого характерен положительный  эффект масштаба.

Издержки монополиста, однако, могут оказаться выше, чем  у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть. Такая  ситуация складывается при некачественном использовании ресурсов и, как показывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне  конкурентной среды и у нее  нет серьезных стимулов к снижению издержек.

Кроме того, у монополиста  всегда возрастают издержки, что связано  с затратами, необходимыми для поддержания  своего монопольного положения: скупка патентов, лицензий, относящихся к  рынку ее продукции, затраты на правительственные  постановления. [9]

2.1.4 Ценовая дискриминация

Все люди ежедневно сталкиваются с ситуациями, когда одни платят больше других за приобретение одного и того же товара. Это всевозможные льготы для некоторых категорий  граждан: транспортные, оплата жилья  посещение развлекательных учреждений и другие. Такая стратегия ценообразования  присуща только монополиям и называется ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация  – практика установления продавцами разных цен для разных покупателей  или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах  не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок.

Для воплощения этой политики в жизнь должны выполняться несколько  условий. Самое главное из которых  – отсутствие конкуренции, то есть полная свобода монополиста в  изменении цены без опасений потерять прибыль. Также все покупатели должны быть сегментированы, что подразумевает  раздел на группы в зависимости от их эластичности спроса на товар. Следовательно, эластичность спроса потребителей должна быть разной. [6] Сегментируется общество не только по эластичности. Существуют различные факторы:

    1. Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города).
    2. Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона).
    3. Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т.п. для разных социальных групп).
    4. Объем потребляемого блага (минимальная партия).

Различают 3 степени проведения ценовой  дискриминации.

Дискриминация первой степени  предусматривает продажу каждой единицы товара по максимальной для  нее цене. То есть каждый потребитель  при покупке платит за товар ту максимальную для него цену, по которой  он еще готов приобрести товар.

Таким образом, на рынке  не образуется излишка производителя, так как весь излишек поступает  производителю. Поэтому монополист не склонен ограничивать выпуск, ведь это уменьшило бы его прибыль.

MC

D=MR

P1

P2

P3

Q

P

P’

Монополист получает весь излишек      потребителя и производителя

 

А

Рисунок 2.1.5 – Ценовая  дискриминация первой степени

Примечание – Источник: составлено по [3, с.278]

 

Если все условия  выполняются, ситуация приобретает  вид графика:

 

      Сначала товар продается по цене первому покупателю, вторая единица товара будет продана по цене второму покупателю, третья – по цене . По существу, производитель движется вдоль кривой спроса до точки А, где последняя единица блага будет продаваться по цене Р’.

Как и при условии  существования конкуренции, предельный продукт совпадает с кривой спроса, значит, каждый получает ровно столько  товара, сколько хочет приобрести. Рыночному равновесию соответствует  точка пересечения кривой спроса и предельных издержек. Это означает полную эффективность распределения  ресурсов. Следовательно, совершенная  ценовая конкуренция является еще одним способом эффективного механизма размещения ресурсов. Однако такая модель дискриминации является лишь абстракцией, так как у монополиста нет возможности ни точно выявить предельную сумму, которую готов потратить покупатель, ни заставить его заплатить эту сумму сполна. [7]

MC

D

MR1

Q

P

 

P2

A

P1

Дополнительная экономическая  прибыль

монополиста от продажи первой партии

MR

Рисунок 2.1.6 – Ценовая  дискриминация второй степени

Примечание – Источник: составлено по [3, с.279]

 

Практическая  реализация этой стратегии сводит ее к дискриминации второй и третьей  степени. Дискриминация второй степени  подразумевает деление всей продукции  на отдельные партии, каждой из которых  назначается определенная цена. Действие монополиста показано на следующем  графике:

 

В нашем случае монополист продает всю продукцию двумя  партиями. Только появившийся на рынке  новый продукт начинает продаваться  по довольно высокой цене . Но по мере насыщения ажиотажного спроса предприниматель снизит цену до уровня .

В реальной жизни количество партий товара может быть самым различным. И на чем большее количество партий способен монополист разделить свой товар, тем больше дискриминация  второй степени приближается к дискриминации  первой степени.

На практике такая  политика принимает форму различных  скидок: скидка на объем поставки, кумулятивные скидки, ценовая дискриминация во времени.

Вероятно, самой распространенной формой ценовой дискриминации на практике является дискриминация третьей  степени. В данном случае действует  принцип: бедные платят меньше. Так  делают, устанавливая пониженную плату  за проезд для студентов, солдат. По существу, без снижения общей монопольной  цены для основной массы клиентов, льготой привлекаются менее состоятельные  социальные группы или потребители  с более эластичным спросом, за счет чего расширяется общая клиентура. Если же эластичность одинакова, то монополист установит одинаковые цены на каждом рынке, несмотря на факт, что он практикует ценовую дискриминацию третьей степени.

2.1.5  Регулирование цен на рынке монополии

MC

D

A

B

C

QA

QC

PA

PB

PC

E

Q

MR

Рисунок 2.1.7 – Потери для  общества, связанные с существованием монополий

Примечание – Источник: составлено по [9]

 

Монополии существуют уже очень давно, но масштаб ущерба, приносимый этим видом рынка экономике, осознали относительно недавно. Действия монополий ведут к взвинчиванию цен, снижению рентабельности производства, торможению технического прогресса, ограничению  конкуренции, снижению качества продукции, давлению на государственную власть. В результате экономическая власть монополии может перерасти в  политическую.

Так, если обратиться к  цифрам, в США потери, связанные  с деятельностью монополий, по ориентировочным  подсчетам составляют примерно 0,5—2 % производимой в обществе продукции. Подсчитываются такие потери с помощью графика. (см. Рисунок 2.1.7).

 Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC и вычисляются путем сложении потерь излишка потребителя, которому соответствует площадь треугольника BCE, и потерь излишка производителя, соответствующих площади треугольника ACE.

 

Борьбу с монополиями  сейчас ведут почти во всех странах  мира. При этом наказанию подлежат не сами монополии, а стремление к  монополизации рынка. Основаниями  для судебного разбирательства  могут стать завышение цен  и сокращение выпуска товара –  стандартное поведение монополиста. Также вызывает подозрение резкое снижение цен, так как оно может оказаться демпингом, который также карается по закону.

Что касается мер наказания, они бывают разные. Во многих странах  закон возлагает ответственность  за монопольное поведение не только на фирмы, но и на их руководителей. По самому первому антимонопольному закону – закону Шермана – за попытки монополизировать рынок  руководителей фирм карали лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы облагались денежными штрафами, превышающими в 3 раза ущерб. [3]

Также к числу методов  борьбы относятся:

    • принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга, которые уже являются равноправными конкурентами;
    • упрощение процедуры создания новых фирм, с целью расширения конкуренции;
    • снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих власть монополиста над рынком;
    • введение государственного контроля над процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых странах поглощение и слияние допустимы только по разрешению государства;
    • наказание фирм за проведение ценовой дискриминации.

 

2.2  Олигополия

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. На данном виде рынка отрасль  представлена только несколькими фирмами, обладающими равной долей рынка. По количеству продавцов различают  плотную и разряженную олигополию.

Основной показатель олигополии — степень концентрации, показывающий долю совокупных продаж по отрасли, приходящуюся на олигополистические фирмы. Но у этого показателя существует много недостатков. Например, степень  концентрации не учитывает межотраслевую  конкуренцию или мировую торговлю. Чтобы избежать такого недочета вводится индекс Херфиндаля, представляющий собой  сумму квадратных рыночных долей  всех фирм в отрасли, придавая тем  самым гораздо больший вес  крупным фирмам, чем мелким. [2]

Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь