Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:59, реферат
Актуальность темы исследования. Экономическому росту, как важнейшей характеристике развития национальной экономики, посвящено большое количество фундаментальных исследований. В современном мире не существует практически ни одного государства, для которого проблема обеспечения долговременного экономического роста не была бы одной из центральных целей экономической политики. Особенную остроту данная проблема приобретает применительно к национальной экономике России, переживающей длительный период трансформации социально-экономических отношений.
В отличие от эволюции биологической, в социальной эволюции навыки, умения, знания и опыт не передаются по наследству, а усваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения в социальных организациях и группах. Если в биологической эволюции происходит наследование признаков родителей, то в социальной - опыта традиций социальных коллективов и общества в целом.
Если цены на рынке
образуются благодаря конкуренции,
то долгосрочные ориентиры, определяющие
сам порядок экономической
Неэффективность одних
и эффективность других механизмов
координации выявляется в результате
институциональной
Все типы
институциональных изменений, которые
описаны в экономической
1. Инкрементные
институциональные изменения
2. Эволюция институтов.
Возникающие неформальные
3. Революционные
институциональные изменения.
Объяснение способа институционального отбора можно привести в зависимость от предельной выгоды (количество блага/ издержки) от применения того или иного института:
1. В расширенном
порядке закрепляются
Рис.1.1 Возрастающая предельная отдача от института
2. Также может
наблюдаться преимущественно
Рис.2.1 Убывающая предельная отдача от института
Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В 1997 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих наивысшие доходы.
Можно выделить два
типа институциональных изменений:
эндогенные и экзогенные. Эндогенными,
по нашему мнению, являются такие трансформации
институциональной структуры
В свою очередь, экзогенные
институциональные изменения
Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.
Исследование
Использование предпосылки ограниченной рациональности в экономическом анализе позволяет исследовать такой экономический феномен как ухудшающий отбор. Механизм функционирования этого явления может служить полезной аналогией при изучении институциональных изменений в экономике.
Следствием ограниченной рациональности является наличие частичной информации у агента во время переговоров, в ходе которых вырабатываются условия контракта. Это делает невозможным функционирование рынков обычного типа в тех случаях, когда издержки оказания услуг зависят от тех характеристик покупателя услуг, которые известны лишь ему самому, или когда выгодность покупки зависит от аналогичных характеристик продавца.
Таким образом, ухудшающий
отбор характеризуется
Для минимизации
отрицательных эффектов ухудшающего
отбора экономические организации
заменяют ценовой (рыночный) способ координации
рационированием. Например, этим объясняется
тот факт, что при плохой конъюнктуре
фирмы предпочитают прибегать к
увольнениям, а не понижать заработную
плату работников. При снижении заработной
платы непропорционально велика
вероятность добровольного
3. Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки
Процесс институционализации
рынков в переходной экономике протекает
наиболее сложно, сопровождаясь разрушением
уже созданных институтов или
их неэффективным
Переходная экономика
характеризуется разрушением
На практике спонтанно закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих определенным ими правилам и ограничениям, дают, по нашему мнению, возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт.
Институционализация рынка предполагает движение экономической системы к своему институциональному равновесию. Деинституционализация, наоборот характеризует процесс устойчивого и прогрессирующего движения институциональной структуры экономики в сторону, обратную равновесной, т.е. институциональное неравновесие.
Устранение государства от активной политики по формированию институциональных условий на рынке может привести и приводит, как это показал опыт переходной экономики в большинстве постсоветских стран, к деинституционализации, т.к государство в периоды быстрых экономических и социальных изменений создает большинство институтов.
Рыночная экономика
не может существовать в институциональном
"вакууме". Поэтому недостатки
рыночного регулирования как
механизма координации, обязательно
будут заменены каким-то, не обязательно
эффективными механизмами. Согласно концепции
представителя немецкого
Обычно под институциональным
равновесием понимают ситуацию, в
которой при данном соотношении
сил игроков, данном наборе контрактных
отношений, образующих экономический
обмен, ни один из игроков не считает
для себя выгодным тратить ресурсы
на реструктуризацию соглашений. Институциональное
равновесие определяет условия для
стабильного функционирования хозяйственного
механизма в рамках доминирующего
способа экономической
Заключение
Если в развитии законодательной базы рыночной экономики в России за последние годы достигнут несомненный прогресс, то в практическом применении законов, как известно, дело обстоит не лучшим образом. Законы далеко не всегда соблюдаются, это характерно как для вертикальных отношений (государство - предприниматель), так и особенно для горизонтальных (между самими предпринимателями, то есть отношений, которые в западной литературе называют "контрактами"). Низкая дисциплина "контрактов" порождает специфически посткоммунистический вид трансакционных издержек - дополнительные затраты и усилия экономических агентов, связанные с необходимостью самостоятельно, а не при помощи государства защищать свои права и интересы: требование полной предоплаты поставок, высокого вознаграждения за риск в средне - и долгосрочных проектах и т.д., вплоть до использования "услуг" криминальных организаций, обеспечивающих соблюдение партнерами условий хозяйственных договоров. Между тем в рыночной системе подобный вид трансакционных издержек занимает ограниченное место, а часто вообще отсутствует, потому что там защита "контрактов" - едва ли не основная функция государства в экономике, функция настолько абсолютная, что воспринимается участниками хозяйственных отношений как нечто само собой разумеющееся.
Явно неэффективное
исполнение этой функции государством
в России связано не только с недостатками
в использовании
Институциональный
характер должен иметь, на наш взгляд,
и такой традиционный инструмент
развития экономики, как промышленная
политика. Официальная долгосрочная
концепция такой политики в нашей
стране отсутствует, поэтому действия
государства по решению крупных
производственных и структурных
проблем осуществляются в наиболее
примитивных формах субсидирования
кризисных отраслей и регионов. Чаще
же государственное участие
Прямое участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты усилиями российского частного и квазичастного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры, неразвитость которой создает эффект "бутылочного горлышка", отдельных предприятиях легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, о приборостроении и других производствах, определяющих научно-технический прогресс в машиностроении. Остро необходима реально действующая программа поддержки экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Однако на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы. В то же время гораздо более "дешевый" и действенный инструмент структурных преобразований - закрытие или перепрофилирование несостоятельных предприятий на основе процедуры банкротства - до сих пор не играет заметной роли. Более того, убыточные предприятия часто поддерживаются "на плаву" самим государством.
Вполне очевидно, что проблема банкротств включает много сложных производственных, юридических и социальных составляющих, тем более что в нынешней ситуации массовых неплатежей бывает трудно установить истинную причину несостоятельности предприятия. Однако отсутствие банкротств лишает нашу экономику одного из важнейших рыночных институтов, действие которого направлено именно на структурную перестройку производства.
Информация о работе Экономический рост на основе институциональных изменений