Экономический рост Китая: характеристика и факторы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Экономический рост— количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т.д.

Содержание работы

1.Введение.
2.Характеристика экономического роста Китая.
3.Факторы роста.
1.Сбережения.
2.Экспортоориентированный рост.
3.Иностранные инвестиции и инвестиции ТНК в Китае.
4.Национальная идея.
4.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономический рост Китая.docx

— 168.84 Кб (Скачать файл)

Китайские эмигранты и  их наследники создали в Азии гигантские финансовые империи. К середине 1994 года предприниматели китайского происхождения  владели контрольными пакетами акций 517 из 1000 крупнейших индустриальных компаний, являющихся лидерами листингов фондовых бирж в Сеуле, Тайбее, Шанхае, Гонконге, Бангкоке, Куала-Лумпуре, Сингапуре  и Джакарте.24 Причем в Малайзии они выступали собственниками более чем 62% ведущих компаний, а в Таиланде – 80%.25 Особенно заметным было их присутствие в Индонезии, где этнические китайцы владели 70% всех предприятий негосударственной формы собственности, 240 из 300 крупнейших компаний и 14 из 15 ведущих индустриальных и финансовых конгломератов страны. Экономика же Сингапура, по оценкам экспертов почти полностью подконтрольна членам китайской диаспоры. Такое влияние этнических китайцев привлекает все большее внимание в последние годы: западные аналитики серьезно опасаются возможных политических последствий их экономической экспансии. Сегодня неоднократно высказываются опасения, связанные с тем, что в будущем в ряде восточноазиатских стран у власти могут оказаться марионеточные китайские правительства. 26

«Китай переживает настоящий бум иностранных инвестиций: зарубежные компании в прошлом году (2002, статья 2003 года)  вложили сюда рекордные 55 млрд долларов. Транснациональные корпорации (ТНК) уже давно используют дешевую и достаточно квалифицированную китайскую рабочую силу для производства товаров на экспорт. Китай является ведущим экспортером в развивающемся мире, причем на финансируемые из-за рубежа компании приходилось в прошлом году (2002, статья 2003 года) примерно 50% (около 275 млрд долларов) всего китайского экспорта.

В последние годы все отчетливее проявляется другая тенденция: ТНК  привлекает китайский внутренний рынок, который стал более доходным и  более развитым, чем можно было себе представить несколько лет  назад. В то время как состояние  дел в экономиках США, ЕС и Японии оставляет желать лучшего (в этом году (2003) экономический рост в этих трех зонах составит не более 3%), рост китайской экономики достигает 7-8% в год. И хотя пока большинство китайцев не могут себе позволить покупать даже не очень дорогие иностранные товары, однако доход на душу населения существенно вырос. В Восточном Китае, например, он уже достиг 1200 долларов. В результате возник рынок товаров для 470 млн человек со средними и чуть более низкими доходами.

 

Для компаний вроде германской Siemens и американской Motorola китайский  рынок стал наиболее важным в производстве мобильных телефонов и аксессуаров  к ним, принося ежегодно миллиарды  долларов. Японский лидер по выпуску  электроники и промышленного  оборудования - компания Toshiba когда-то использовала Китай только как базу для экспорта, а теперь две трети того, что продается на местном рынке, производится на ее 34 китайских же производствах. Продажи Toshiba в КНР достигли в 2001 году 2 млрд долларов. Eastman Kodak контролирует примерно 63% местного рынка фотопленок - впору говорить о монополии этой компании в стране. Eastman Kodak считает Китай своим вторым по величине рынком после США, и ее продажи там растут, как нигде в мире. Прибыль General Motors от производства автомобилей, выпускаемых в Китае, по меньшей мере в два раза выше, чем от производства аналогичных моделей в США. Сети быстрого питания McDonald`s и Kentucky Fried Chicken (KFC) развернули в Китае в общей сложности 700 ресторанов и ежегодно открывают множество новых точек. Представители KFC не устают повторять: "Китай для нас - это настоящая золотая жила".

Неудивительно, что компании, уже работающие на внутреннем рынке  КНР, продолжают наращивать инвестиции. По данным китайского национального  статистического бюро, треть иностранных  инвестиций в страну поступает от компаний, которые получают здесь  значительную прибыль и реинвестируют  свои доходы.»27

Прямые иностранные инвестиции в Китае подскочили в 2010 году почти  на 17,4% до 105,7 млрд долларов. В декабре  объем иностранных инвестиций немного  снизился, но в целом 2010 год показал  очень большой прирост после  провального 2009 года. По данным Министерства торговли, иностранные расходы на китайских фабриках и других нефинансовых активах в декабре выросли на 15,6%, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее до 14 млрд долларов, что на 38,2% меньше, чем в ноябре. Всего прямых иностранных инвестиций в 2010 году было больше на 17,4% по сравнению с предыдущим годом, что составляет 105,7 млрд долларов, заявил представитель министерства Яо Цзянь. В качестве причин он назвал "улучшение инвестиционного климата", но не дал прогноза роста инвестиций в этом году. Прямые иностранные инвестиции включают в себя расходы на заводы, недвижимость и другие активы, но не включает инвестиции в акции и другие финансовые инструменты. Объем иностранных инвестиций в Китае упал на 2,3% в 2009 году, поскольку пострадавшие от кризиса компании стремились сократить расходы. Поток инвестиций восстановился, так как инвесторы поспешили воспользоваться процессом быстрого восстановления Китая из кризиса. В январе 2011 года положительное сальдо торгового баланса в Китае сократилось на 53,5% в годовом выражении, до 6,45 млрд долларов, сообщило Главное таможенное управление КНР.28

Как сообщил 15 сентября 2010 года http://russian.cntv.cn :

Транснациональные корпорации намерены развивать инвестиционную деятельность в КНР. Об этом заявили участники  международного экономического форума "Летний Давос". Китай стал особо  интересен для ивесторов после  того, как экономика страны смогла выдержать удар финансового кризиса  и даже продемонстрировать самые  высокие темпы роста.

Экхард Кордес, Председатель правления Metro Group: 
"Мы увеличим объем инвестиций в Китай. Иными словами, Китай станет одним из самых важных инвестиционных рынков нашей компании".

Metro Group планирует построить второй  по масштабам в мире электронный  центр в Шанхае. Кроме того, представители  Wal-Mart, Кока-кола и Duke Energy также  выразили готовность развивать  сотрудничество с китайскими  предприятиями.

Андре Шнайдер, Директор Всемирного экономического форума: 
"Китай стал лидером по преодолению глобального финансового кризиса. Поэтому страна вызывает большой нитерес у участников форума".

По последним данным Министерства Коммерции КНР, с января по июль объем  иностранных инвестиций в страну увеличился более чем на 20%. Китайский  рынок играет все более важную роль в мировой экономике.

 

Национальная идея

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям  населения страны, взывала к глубинным  патриотическим и национальным чувствам китайцев – поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

В любом переходном обществе, для  которого характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким  образом пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? При этом мы можем сколько угодно долго спорить о ненужности или  нецелесообразности государственной  идеологии, но заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его  можно заполнить абстрактными идеями и мифами, цена которым в скором времени становится очевидной. А  можно – целостным пониманием того этапа развития, на котором  находится общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить  энергию самоорганизации, и те активные социальные силы, которые получили шанс реализовать свои возможности в новых условиях и готовы идти дальше при понимании и поддержке предлагаемых правил игры.

Решение этого вопроса должно включать в себя, прежде всего задачу создания принципа обратной связи между национальным лидером, государством и обществом. При этом союз национального лидера и активной части общества в интересах  всего государства должен развиваться  в условиях доминанты Закона и  Порядка во имя перспективы прогресса  и взаимного процветания. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что ключевая идея дает национальному  лидеру карт-бланш в его действиях  и способствует мобилизации политической и экономической активности населения. Нельзя допускать ситуации, в которой  в обществе начинает формироваться  «дефицит определенности». Нельзя, отобрав  у большей части народа веру, ничего не дать ей взамен.

В Китае к этому пониманию  пришли еще до начала радикальных  экономических и политических реформ. Идея «возрождения Великого Китая» объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом.29 Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом – один из главных уроков китайских реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://data.worldbank.org/country/china – База данных Всемирного банка.
  3. Гвен Л. Инвестиционная привлекательность Китая. // The Economist. – 2007 г
  4. Bloomberg. «Рост экспорта и импорта Китая в мае превысил прогнозы». // Ведомости - 2012.
  5. http://asiareport.ru. «Прямые иностранные инвестиции в Китае выросли на 17,4% в 2010 году».
  6. Иноземцев В. Л. Пределы «догоняющего» развития. – М.: Экономика, 2000 г.
  7. Цзян Ц., Китайский экономические реформы. // Республика. – М., 1999 г.
  8. http://www.imf.org/external/data.htm#data – статистические материалы Международного Валютного Фонда.
  9. Шиллер Р., Бережливый Китай, расточительная Америка // China Economic Review. – 2008 г
  10. Нейсбит Д. Мегатренды Азии. Восемь трендов меняющих мир. – М.: АСТ, 2003 г.
  11. Хискок Г. Азия – клуб богатства. – Сидней.: Allen & Unwin, 1997 г.
  12. Брейзински А., Глобальная игра. // The Economist. – 2004 г.
  13. http://www.morganstanley.com/ – результаты исследований проведенных инвестиционным банком Morgan Stanley.

1 http://data.worldbank.org/country/china – База данных Всемирного банка

2 Иноземцев В. Л. Пределы «догоняющего» развития. – М.: Экономика, 2000 г.

3 http://data.worldbank.org/country/china – База данных Всемирного банка

4 https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ch.html

5 Шиллер Р., Бережливый Китай, расточительная Америка // China Economic Review. – 2008 г.

6 http://www.imf.org/external/data.htm#data – База данных Международного Валютного Фонда

7 Шиллер Р., Бережливый Китай, расточительная Америка // China Economic Review. – 2008 г.

8 Шиллер Р., Бережливый Китай, расточительная Америка // China Economic Review. – 2008 г.

9 Чаншэнг Сю. Структурные дисбалансы в макроэкономике Китая. – М., Высшая школа, 2010 г.

10 Чаншэнг Сю. Структурные дисбалансы в макроэкономике Китая. – М., Высшая школа, 2010 г.

11 Шиллер Р., Бережливый Китай, расточительная Америка // China Economic Review. – 2008 г.

12 http://www.imf.org/external/data.htm#data – База данных Международного Валютного Фонда

13 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Экономика КНР

14 Bloomberg. «Рост экспорта и импорта Китая в мае превысил прогнозы». // Ведомости - 2012.

15 Гвен Л. Инвестиционная привлекательность Китая. // The Economist. – 2007 г.

16 Гвен Л. Инвестиционная привлекательность Китая. // The Economist. – 2007 г.

17 Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики. – М.: Инфра-М, 2003 г.

18 Винес. С. Гонконг – новая колония Китая // The Economist. – 2001 г.

19 http://www.morganstanley.com/ – результаты исследований проведенных инвестиционным банком Morgan Stanley.

20 ВВП Китая в 1990 году составлял 358 млрд. долларов – источник Всемирный банк.

21 ВВП Китая в 1997 году составлял 953 млрд. долларов – источник Всемирный банк.

22 Ландес Д. Богатство и Бедность наций. Почему кто-то Беден, а кто-то Богат. - Лондон, Little Brown, 1999 г.

23 Хискок Г. Азия – клуб богатства. – Сидней.: Allen & Unwin, 1997 г.

24 Нейсбит Д. Мегатренды Азии. Восемь трендов меняющих мир. – М.: АСТ, 2003 г.

25 Хискок Г. Азия – клуб богатства. – Сидней.: Allen & Unwin, 1997 г.

26 Брейзински А., Глобальная игра. // The Economist. – 2004 г.

27 http://expert.ru/expert/2003/02/02ex-tend1_34498/

28 http://asiareport.ru. «Прямые иностранные инвестиции в Китае выросли на 17,4% в 2010 году».

29 Цзян Ц., Китайский экономические реформы. // Республика. – М., 1999 г.


Информация о работе Экономический рост Китая: характеристика и факторы роста