Экономический механизм работы торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать механизм функционирования экономической деятельности торгового предприятия.
Задачи работы:
— изучить теоретически сущность экономического механизма функционирования предприятия;
— рассмотреть теоретически основные составляющие деятельности торгового предприятия и их функцию в экономическом механизме;
— определить сущность, виды, методы и значения экономического анализа в современных условиях;
— изучить основы планирования финансовой деятельности торгового предприятия.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Сущность и содержание экономического механизма функционирования организации (предприятия торговли) - 7 -
1.1. Сущность экономического механизма - 7 -
1.2. Содержание экономического механизма - 10 -
2. Экономический анализ функционирования торгового предприятия - 26 -
2.1. Основы экономического анализа - 26 -
2.2. Комплексный экономический анализ - 26 -
2.3. Экономический потенциал торгового предприятия - 30 -
3. Планирование экономической деятельности торгового предприятия - 45 -
3.1. Основы планирования - 45 -
3.2. Планирование финансов - 49 -
Заключение - 61 -
Список использованных источников - 64 -

Файлы: 1 файл

2 курс экономика предприятия курсач.docx

— 899.62 Кб (Скачать файл)

»   другие единовременные выплаты в связи  с праздниками, юбилеями и т. п. (включая  стоимость подарков).

Основные средства торгового предприятия

7Основные средства — это основные фонды предприятия, выраженные в денежной форме.

Основные  средства торговых предприятий выполняют  следующие функции:

•    непосредственно участвуют в  торгово-технологическом процессе (рабочие и силовые машины, оборудование, инструмент);

•    создают условия для осуществления  торгового процесса (земельный участок  под зданием и автомобильной  парковкой, теплосети, электросети  и т. п.);

•    обеспечивают хранение, перемещение  товаров и информации (транспортные средства, хозяйственный инвентарь, электронно-вычислительная техника).

Основные  средства торговых предприятий по своему составу, выполняемым функциям и  способу участия в торгово-технологическом  процессе весьма разнообразны.

В связи с  этим для их экономического анализа, учета, составления бухгалтерской  и налоговой отчетности, проведения инвестиционной политики основные средства можно классифицировать по различным  признакам (рис. 7.1).

 

 

 

 

Критерии классификации

Виды основных средств

По составу

Недвижимая часть (недвижимость)

Движимая часть

По функциональному назначению

Здания

Сооружения

Передаточные устройства

Машины и оборудование

Измерительные приборы

Вычислительная техника

Инструменты

Производственный и хозяйственный  инвентарь

Транспортные средства и другие виды

По способу участия в торгово-

технологическом процессе

Активная часть

Пассивная часть

По материально-вещественной форме

Материальные средства труда

Нематериальные средства труда

По роли в торгово-технологическом

процессе

Производственные

Непроизводственные

По степени использования

Эксплуатируемые

На реконструкции

На модернизации

На консервации

На ремонте

По юридическому оформлению прав

Собственные

В хозяйственном ведении

В оперативном управлении

В безвозмездном пользовании

Арендованные

По форме собственности

Частные

Государственные (муниципальные)




 

Рис. 7.1. Классификация основных средств  торгового предприятия

 

 

По составу  основные средства подразделяются на недвижимую и движимую части. К недвижимой относятся участки земли в собственности предприятия, а также находящиеся на этой земле здания и сооружения. Права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на недвижимость подлежат регистрации в едином государственном реестре.

Вся остальная составляющая основных средств относится к движимой части.

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты по доведению товара от производителя до потребителя.

Издержки  обращения являются важной составной  частью затрат торгового предприятия  по осуществлению хозяйственной  деятельности. В состав затрат входят расходы на закупку товаров, налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов деятельности, и внереализационные расходы. Затраты образуют фундамент уровня цен, то есть самую низкую цену, которую способно назначить торговое предприятие за продаваемый товар.

Все затраты  торгового предприятия представлены в виде единовременных и текущих. Единовременные чаще всего выступают в виде инвестиций, текущие — в виде издержек обращения.

Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

По участию  в образовании стоимости товара издержки обращения подразделяются на дополнительные и чистые.

За доведением товара от производителя до потребителя  скрываются различные процессы, совершаемые  в сфере обращения. В сфере  товарного обращения осуществляется продолжение и завершение процесса производства товара, а также его  реализация (смена форм стоимости), то есть превращение товара в деньги.

Продолжение производства товара в сфере обращения  связано с затратами на его  транспортировку и доработку, а  также с затратами по хранению товарного запаса.

По экономическому составу издержки обращения подразделяются на:

•    материальные расходы;

•    расходы на оплату труда;

•    суммы начисленной амортизации;

•    прочие расходы.

К материальным расходам относятся:    

    • транспортные расходы;
    • расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
    • расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
    • износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
    • потери товаров и технологические отходы;
    • расходы на тару;
    • платежи за коммунальные услуги;
    • расходы на ремонт основных средств.

Финансы торгового предприятия

8Финансы предприятий — это система денежных отношений субъектов хозяйствования, связанная с формированием, распределением и использованием капитала, доходов и денежных фондов с целью осуществления ими хозяйственной деятельности и обеспечения нужд потребления.

В процессе своей деятельности предприятия  вступают в денежные отношения с  государством, банками и финансовыми  институтами, другими хозяйствующими субъектами, с покупателями, потребителями  товаров и услуг, учредителями и  работниками.

Эти денежные отношения можно рассматривать  как финансовые отношения, совокупность которых составляет сущность финансов предприятия. В реальной деятельности предприятий сущность финансов выражается в выполняемых ими функциях по формированию, распределению, использованию  капитала, доходов и денежных фондов, а также функции контроля над  их формированием, распределением и  использованием.

Функция финансов по формированию источников денежных средств реализуется в ходе оптимизации правой, пассивной, стороны баланса. Поскольку финансирование осуществляется из нескольких источников (взносы собственников, прибыль, кредиты, кредиторская задолженность), то задача предприятия сводится к выбору наиболее оптимальной их комбинации, обеспечивающей удовлетворение его потребностей в денежных ресурсах при минимальных расходах на их привлечение.

Распределительная функция финансов предприятия предполагает оптимизацию размещения ресурсов между:

•    структурными подразделениями предприятия;

•    видами деятельности;

•    разновидностями активов предприятия.

Распределение ресурсного потенциала среди структурных подразделений  или видов деятельности производится в соответствии с принятой на предприятии  инвестиционной политикой, в основе которой, как правило, лежит прогнозируемая рентабельность инвестиций по различным  видам деятельности или структурным  подразделениям.

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры  его активов проявляется в  стремлении оптимизировать левую, активную, сторону баланса. Для торговых предприятий весьма важное значение имеет выработка представления об оптимальном соотношении оборотных и внеоборотных активов, гарантирующем достаточный уровень мобильности активов и их ликвидности.

В рамках распределительной функции  финансов особое место отводится  доходораспределительной стороне. Это касается выработки на предприятии дивидендной политики, обеспечивающей реализацию интересов собственников по получению доходов и соблюдение интересов конкретных работников и самого предприятия. В обобщенном виде это проявляется в оптимизации деления чистой прибыли на капитализируемую и потребляемую части.

Контрольная функция финансов осуществляется собственно предприятием (текущий анализ и контроль финансовых показателей), его собственниками (внешний аудит), государственными органами (контроль над платежами в бюджет) и партнерами (контроль над своевременностью и  полнотой возврата кредитов, платежей, поставок товаров и т. п.).

Реализация вышеперечисленных  функций финансов сопровождается движением  денежных средств, принимающих форму  финансовых ресурсов.

В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический  комплекс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние  и внутренние связи. Понимание сущности торгового предприятия как системы  и знание закономерностей его  функционирования во внешней среде  позволяет менеджменту предприятия, с одной стороны, предотвратить  влияние негативных факторов, а с  другой — использовать положительные  тенденции в направлении повышения  эффективности хозяйственной, финансовой и торговой деятельности.

 

 

  1. Экономический анализ функционирования торгового  предприятия

2.1. Основы  экономического анализа

Анализ (от греч. analysis) означает 'расчленение, разбор'. Он является методом исследования путем разложения предмета на составные элементы. Различают химический, физический, математический и другие виды анализа.

9Экономический анализ представляет собой совокупность методов и приемов изучения и оценки показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации.

Экономический анализ, как наука, представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки экономической информации предприятия.

Анализ классифицируется по разным признакам: по сферам и субъектам  деятельности, периодом проведения, содержанию изучаемых показателей и т.п.

Для функционирования экономического механизма торгового предприятия более весомым анализом является комплексный экономический анализ.

    1. Комплексный экономический анализ

Комплексный экономический анализ деятельности торгового предприятия  с использованием системы показателей  может включать различное сочетание  показателей в зависимости от поставленных целей. В табл. 10.1 приведены  наиболее часто используемые показатели. Кроме приведенных, могут быть использованы и другие.

 

 

 

 

 

 

Группа показателей

Показатели

Формула расчета

  1. Эффективность использования основных фондов

Фондоотдача (руб.)

 
 

Фондоемкость (руб.)

 
 

Фондорентабельность (руб.)

 
 

Фондовооруженность (тыс. руб.)

 
 

Товарооборот на 1 м

общей (торговой) площади (тыс. руб)

 
 

Прибыль на 1 м

общей (торговой) площади (тыс. руб)

 
  1. Эффективность использования оборотных  средств

Оборачиваемость оборотных средств (дни)

 
  1. Эффективность использования  трудовых ресурсов

Производительность труда (тыс. руб.)

 
 

Товарооборот на 1руб. расходов на оплату труда(руб.)

 
 

Прибыль на 1 работника (тыс. руб.)

 
 

Прибыль на 1руб. расходов на оплату труда (руб.)

 
 

Коэффициент трудоемкости

 
  1. Эффективность текущих затрат

Уровень издержек обращения (%)

 

Затротоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат)

 
 

Рентабельность текущих затрат (%)

 
 

Коэффициент Эффективности капитальных  вложений

 
 

Срок окупаемости капитальных  вложений (лет)

 

Таблица 10. 1. Показатели, характеризующие эффективность  деятельности торгового предприятия

 

В качестве обобщающей оценки могут быть использованы следующие комплексные показатели. (таб. 10.1.)

  1. Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия:

 

где — показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия; РТО — розничный товарооборот; ФЗП — средства на оплату труда; ОС — среднегодовая стоимость оборотных средств; ОФ — среднегодовая стоимость основных средств.

Показатель  позволяет оценить эффективность  использования экономического потенциала предприятия, сравнить имеющиеся у  него ресурсы с основным конечным результатом деятельности — розничным  товарооборотом. Чем выше значимость этого показателя, тем лучше предприятие  выполняет свою основную функцию  — обеспечение потребностей населения  в товарах и услугах, и тем  эффективнее используются ресурсы  предприятия.

  1. Показатель эффективности финансовой деятельности:

 

где Эфд — показатель эффективности финансовой деятельности;

ВП— сумма валовой прибыли.

С помощью  этого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут  основной финансовый результат деятельности торгового предприятия и насколько  эффективно используются эти ресурсы.

3.   Показатель  эффективности трудовой деятельности:

Э тд = РТО/Ч /3,

где Э тд — показатель эффективности трудовой деятельности; Ч — среднесписочная численность; 3 — средняя заработная плата 1 работника.

Этот показатель характеризует прирост производительности труда на каждый рубль увеличения средней заработной платы.

Показатель  эффективности трудовой деятельности также может быть рассчитан как  отношение объема розничного товарооборота  к сумме расходов на оплату труда:

Э тд =

4.   На  основании трех рассчитанных  показателей может быть исчислен  интегральный показатель экономической  эффективности хозяйственной деятельности:

J эхд =      — интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности.

Интегральный  показатель эффективности хозяйственной  деятельности целесообразно анализировать  в динамике; при этом определяются темпы его изменения, и по полученным результатам можно сделать выводы о повышении или снижении всей хозяйственной деятельности торгового  предприятия:

 

где Tj эхд— темп изменения интегрального показателя экономической эффективности хозяйственной деятельности, %.

Информация о работе Экономический механизм работы торгового предприятия