Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 07:30, курсовая работа
Практика выхода стран из мирового экономической кризиса свидетельствует о его затяжном характере и обосновывает необходимость дальнейшего исследования причин современного кризиса и особенностей формирования планетарного и национального механизмов преодоления кризисных последствий, которые во многих странах охватили все стороны жизни населения.
Введение
1 Причины экономических кризисов
2 Финансово-экономический кризис 2008-2011гг
2.1 Глобальный финансово-экономический кризис и состояние государств на 2008-2011 гг
2.2 Действия властей по урегулированию мирового финансового кризиса 2008 года
3 Особенности экономического кризиса в России
3.1 Особенности современного финансово-экономического кризиса в России
3.2 Действия руководства России по преодолению экономического кризиса
Заключение
- перегревом кредитного рынка и особенно проявившегося его следствием ипотечного кризиса;
- кредитной экспансией, развернутой в 1980-х - начале 2000-х годов (Рис. 4);
- высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть) (Рис. 5);
В январе 2008 года цены на нефть впервые
в истории превысили 100 долл. за баррель:
"Деньги хеджевых фондов хлынули на
сырьевые рынки, что привело к безудержному
росту котировок нефтяных фьючерсов…",
- отмечал аналитик K2Kapital Андрей Кочетков
в декабре 2007 года, - "когда на рынке
высокодоходных, но и очень рискованных
структурированных долгов, обеспеченных
активами в США, наблюдался значительный
спад из-за ипотечного кризиса в Америке".
11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла
рекордных за всю историю 147,27 долл. за
баррель, после чего началось резкое снижение
продолжавшееся до декабря 2008 года, когда
цены на нефть упали до уровня четырехлетнего
минимума в 36 долл. за баррель.
Впоследствии Финансовый кризис в США
стал детонатором глобального кризиса.
По мнению аналитиков, американские инвестиционные
структуры, сталкивающиеся с проблемами
на внутреннем рынке, начали сбрасывать
свои зарубежные средства, что вызвало
отток денежных средств с рынков новых
развивающихся стран. В результате чего от кризиса, возникшего в США, начал
страдать весь мир.
Кризис быстро распространился на развитые страны мира. Например, в Японии произошло сокращение бюджета на −0,6 % во втором квартале 2008 года. Австралия и Новая Зеландия так же претерпели сокращения.
Следует обратить внимание и на рост
волнений по поводу будущего развивающихся
стран, неопределенность в отношении стран,
являющихся лидерами в своих регионах
и не менее пострадавших от кризиса, таких
как Китай и Индия в Азии, Аргентина, Бразилия
и Мексика в Латинской Америке, ЮАР на
африканском континенте.
Наиболее значительные меры были предприняты ФРС США. С декабря 2007 до июня 2010 года ФРС различным банкам, корпорациям и правительствам под нулевой процент было выдано и не возвращено 16 триллионов кредитов. Информация о таких гигантских размерах этих операций не обнародовалась руководством ФРС из-за ожидаемой негативной реакции американцев и даже Конгресс не был поставлен в известность, данные были вскрыты в результате аудита.
8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.
10 октября собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.
12 октября лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.
13 октября Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».
По мнению газеты «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах к 31 марта 2009 года - «высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия».
23 ноября в Лиме завершился
саммит лидеров стран-членов
4 декабря ЕЦБ (Европейский центральный банк) и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт - ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции(Рис. 12).
2 апреля 2009 года состоялся саммит
большой двадцатки в Лондоне,
на котором был принят План
действий по выходу из
МВФ полностью поддержал меры правительств, предпринимаемые с целью борьбы с экономическим кризисом. Организация активно включилась в процесс кредитования пострадавших стран.
В октябре 2008 года Белоруссия запросила кредит на 2 млрд. долл. 12 января 2009 года МВФ выделил кредитную линию в размере 1,6 млрд. СПЗ сроком до 11 апреля 2010 года.
После ряда противоречивых сообщений со стороны Пакистана 24 ноября 2008 года, МВФ выделил стране кредитную линию в размере 5,2 млрд. СПЗ сроком до 23 октября 2010 года.
Крупнейший в 2008 году кредит МВФ в размере 11 млрд. СПЗ был выделен Украине. Кредитная линия была выделена 5 ноября 2008 года сроком на 2 года. Лишь немногим меньший кредит получила Венгрия - 10,5 млрд. СПЗ (выдан 6 ноября 2008 года, срок оплаты - 5 апреля 2010 года).
Италия, которая тоже неизбежно стала жертвой рецессии, получила кредит в размере 9,3 млрд. долл.
Уже одобрено выделение рекордных кредитов
Мексике, Греции, Ирландии, Дании, Таиланду
и Румынии. В процессе рассмотрения обращения
Боснии, Сербии (о дополнительном кредите),
Колумбии, Испании, Египта, Йемена, Туниса,
Вьетнама, Болгарии, Литвы и Португалии.
3 Особенности экономического кризиса в России
По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».
Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства (Рис. 13).
Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд. долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом ЗВР России. Согласно данным, опубликованным Центральным банком России 10 октября, в IV квартале 2008 года российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам $47,5 млрд.; в 2009 году сумма внешних выплат должна была составить $115,7 млрд. С учётом процентов российские банки и компании должны выплатить инвесторам и кредиторам до конца 2009 года 163,2 млрд. долларов, что составляет четверть всех внешних обязательств РФ (Рис. 14).
Рисунок 14-График сравнения объемов государственного и общего долга РФ в процентах от ВВП с 2000 по 2011 год
Другим негативным фактором для России, как нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 года цен на нефть: 16 октября 2008 года нефть марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель - уровня, исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный.
Первыми испытали трудности с финансированием крупные российские компании, столкнувшиеся с невозможностью перекредитования в западных банках и с принудительными продажами по сделкам РЕПО (margin calls) вследствие падения стоимости своих заложенных под кредиты акций. Русский Newsweek от 13 октября цитировал «близкий к Кремлю источник»: «Для крупного бизнеса этот кризис хуже кризиса 1998 года».
18 сентября 2008 года В. В. Путин на
встрече в Сочи с иностранными
предпринимателями, приехавшими на
экономический форум, заявил: «Мы
видим напряжение на наших
торговых площадках, но считаем,
что это не связано с нашими
проблемами, у нас нет системных
проблем. Все капитальные показатели
российской экономики - в норме».
На следующий день Путин